Статья на тему «Дети дождя. Пути помощи»

1
0
Материал опубликован 8 December 2022

«ДЕТИ ДОЖДЯ». ПУТИ ПОМОЩИ

  Статья посвящена одному из сложных и загадочных нарушений развития детей – раннему детскому аутизму. Аутичный ребенок может родиться в любой семье. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Современные исследователи подчеркивают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, что нарушения коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития. В настоящее время становится все более понятным, что трудности коммуникации и социализации не является проблемой одного только детского возраста, а они меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь.

  Организации помощи молодым родителям по выявлению ярких внешних проявлений синдрома детского аутизма, и направлена данная статья. Практика показывает, что, хотя формально раннее развитие таких детей может укладываться в параметры нормы, оно необычно с самого их рождения. После первого года жизни это становится особенно явно: трудно организовать взаимодействие, привлечь внимание ребенка, заметна задержка его речевого развития. Самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем – самоизоляцией, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией, - отмечается с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребенок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, негибкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся все более явными. У малыша с аутизмом прослеживается «экстремальное» одиночество, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социального развития. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются, в первую очередь, в отношениях с близкими, а уж потом нарушает развитие отношений со сверстниками.

  Одними из ярких внешних проявлений синдрома детского аутизма – стереотипность поведения, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни; поглощенность однообразными действиями – моторными или речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению. Хотя такой ребенок действительно многое может понять сам, привлечь его внимание, научить чему-нибудь бывает крайне трудно. Когда его оставляют в покое, он доволен и спокоен, но чаще всего не выполняет обращенные к нему просьбы, не откликается даже на собственное имя, его сложно втянуть в игру, почитать с ним книгу. И чем больше ребенка с ранним детским аутизмом тормошат, чем больше с ним стараются заниматься, тем больше он отказывается от контакта, тем более ожесточенными становятся его странные стереотипные действия, самоагрессия.

  Аутизм может проявится вследствие множественных причин возникновения, самых разных заболеваний и в рамках разных патологий. Но чаще, подтверждается гипотеза о психогенном (возникшем в результате психической травмы в раннем, младенческом возрасте) происхождении отклонения. Нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывают с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку.

ПУТИ ПОМОЩИ

  Нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, препятствующие свободному вза­имодействию с окружающим миром, могут быть преодолены в младенческом возрасте самой мамой ребенка, с помощью уже разработанных эффективных методов коррекции эмоциональных на­рушений.

  Ученые подтверждают своими исследованиями, что колыбельные песни являются основным средством воспитания в младенческом возрасте, предупреждают возникновение нарушений эмоционального развития (ранний детский аутизм). Дети, которых мамы убаюкивают более послушные, спокойные, интеллектуально развиты, раньше начинают общаться. Колыбельные песни снимают у детей тревожность, возбуждение, действуют успокаивающе, налаживают зрительный контакт с близким человеком, поэтому рекомендуют родителям, бабушкам и дедушкам чаще петь своим детям и внукам, даже не смотря на отсутствие вокальных данных. Для любого здорового ребенка также является естествен­ным искать защиты и утешения на руках матери, близких. Осо­бенно важен для ребенка тесный тактильный, зрительный и эмоцио­нальный контакт с матерью в младенческом возрасте, когда ребенок буквально «висит» на ней. Аутичные дети имеют огромный дефицит физическо­го и эмоционального контакта с матерью, а пропевание колыбельных дает ему возможность насытиться им, «навер­стать» упущенное.

  Детские потешки - коллективное художественное творчество народа, очень важны для развития любого малыша, они развлекают, воспитывают, побуждают к активности. С помощью детских потешек устанавливается, налаживается зрительный эмоциональный контакт, и эмоциональное общение ребенка с родителями, которые так важны для преодоления раннего детского аутизма. Детские потешки веками вбирали в себя жизненный опыт, коллективную мудрость и передавались младшим поколениям, из-за того, что они пронизаны душевной теплотой и любовью и влияли на развитие речи детей. Использование потешек в воспитании малышей рас­тормаживает естественное инстинктивное поведение матери с ребенком, «подкрепляет» его. Яркие художественные образы, интересное содержание потешек привлекают внимание любого ребенка, доставляют радость и оказывают воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность и звучность потешек вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. 

  Удерживание ребенка возле себя как мож­но дольше, внося все большее разноообразие в свой эмоциональный контакт с ним помогут предупредить любые эмоциональные нарушения, детский аутизм.

Петце Т.А.(Заведующий ПМПК отдела образования

администрации города Кировское, ДНР) ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.