Конспект урока литературы в 5 классе: А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
Конспект урока литературы.
Класс: 5
Тема урока: Дети и война. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
Цель урока: познакомиться с лирическим произведением о подвиге детей в Великой Отечественной войне.
Задачи урока:
1.познакомить учащихся со стихотворением А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»; расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
2.развивать способность определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация); совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному; 3.воспитывать патриотизм, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения, способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану, выразительное чтение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Обоудование урока: портрет поэта; выставка поэтических сборников о войне; презентация, мультимедийный проектор.
Литература. Учебник – хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2 / Автор – составитель В.Я Коровина и другие. – М.: Просвещение.
Теория литературы: тема, сюжет, идея, строфа, интонация, диалог, баллада.
Ход урока.
1. Организация класса.
2.Актуализация знаний, настрой на изучение произведения. Беседа.
-Сегодня тема нашего урока: «Дети и война. Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».
- Произнесите про себя слово «война» медленно, с чувством. Какие смысловые ассоциации у вас возникли? (смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).
-Подберите к слову война эпитеты. Какая она? (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).
-Какие чувства у вас вызывает война? (тревожные, беспокойные, печальные, горькие).
- О какой войне идет речь?
-Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Показ презентации.
-Весь народ встал на защиту родины.
Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибли миллионы детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.
Война застала ребенка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Во время ВОВ победу наравне с взрослыми ковали и дети. Хотели бы вы узнать, как они помогали взрослым?
Показ презентации «Дети и война»
- Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну: кто-то был освобожден из плена, кто-то шел на войну потому, что у него погибли родные, шли сироты и счастливые дети живых родителей. Они не знали, будут ли они живы уже через день или час. Но храбрость этих маленьких героев тоже ковала победу.
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.Твардовского «Рассказ танкиста». А. Твардовский сам был участником войны, написал немало произведений о войне.
3. Чтение стихотворения наизусть (учителем или аудиозапись)
Выяснение первичного читательского восприятия.
-Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось?
Кто из героев привлек вас?
- Ребята, что лежит в основе этого стихотворения?
(Историческое событие с острым напряженным сюжетом)
- Как называются такие стихотворения?
(Баллады)
- Какова тема этого стихотворения баллады?
(Дети и война)
-Стихотворение было написано в 1941 году, т.е. в самом начале войны. Это был самый тяжелый для русских людей период. Русская армия несла большие потери, не хватало солдат, оружия, продуктов.
4. Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» А.Твардовского.
-Какой момент войны изображён? ( Наступление).
- Из каких строк это видно? Как поэт показывает, что это был наступательный бой и шёл он за небольшой городок? Из каких строк это видно? Перечитайте их.
-Почему танкисты вынуждены были остановить танк?
-Какие события происходят в стихотворении «Рассказе танкиста»? Найдите завязку в действии, кульминацию и развязку.
-Найдите строчки, слова, которые говорят вам о том, что это действительно был очень трудный бой (ответ: «был трудный бой», «огонь врага был страшен», «шел бой за улицу»).
- Прочитайте строки о том, каким был бой. (4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы)
а) Как вы понимаете строки: «А он гвоздит – не выглянуть из башен»?
Гвоздить – 1) Бить, колотить изо всех сил.
2) Упорно повторять одно и то же. - (разг.) (Ожегов)
- Почему поэт выбирает слово «гвоздит», а не стреляет, бьет, строчит и т.д.?
- В прямом или переносном смысле автор использует это слово? С какой целью? (в переносном)
б) «за каким домишкой он примостился»
Примоститься – пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении
(сбоку, с краю) - (разг.) (Ожегов)
-Кто главный герой стихотворения? Как он выглядит и как поступает? Найдите в стихотворении, как автор даёт портрет этого мальчика.
- Найдите и прочитайте слова, которыми автор характеризует мальчика.
(2 и 3 строфы)
- Как вы понимаете слова, словосочетания:
а) бедовый
Шустрый, смелый (разг.) (Ожегов)
б) «из тех, что главарями у детей»
Зачинщик, руководитель, вожак
в) «в городишках прифронтовых»
(в маленьких городках, находящихся вблизи фронта)
-Расскажите, каким вам представляется мальчик: его возраст, поступки, черты характера.
- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
-Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу).
-Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами. Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует. Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…Скромный – показал и убежал…
- Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.
( 3-4 строка 5 строфы – до «Я вытер пот…»
- В какой форме Твардовский рассказывает об этом?
(диалог)
- Почему именно диалог выбирает поэт?
(Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность
описываемым событиям)
- Для какого стиля речи характерны слова «гвоздит, примостился, бедовый, главарь»? (Для разговорного)
- Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля?
- Частичка -КА в слове «угадай – ка» тоже указывает на разговорный стиль.
- Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему? (звонких и сонорных)
- Как называется такой прием в литературе? (аллитерация)
Автор часто использует звуки «ж ш щ з с», чтобы передать шум боя, свист пуль.
- Обратите внимание на слова мальчика:
« Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я поползал, они вон там, в саду…»
Что характерно для речи парнишки? Почему?
(Повторы слов, что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к.
Он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)
- Как называет рассказчик мальчонку? (дружище)
- Почему именно так? (Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст, раз они воюют на улице вместе с отцами.)
- Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его? (Он смел, бесстрашен)
- Найдите в следующей строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи.
- На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе?
(рыхлый, жирный чернозём)
- Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу).
- Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего?
(метафора – «душила гарь и копоть»
«… шел большой пожар»
Пожар – неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно
живые.)
- Обратите внимание на последние две строки это строфы:
«И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал…»
В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?
(Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком
патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.)
Найдите в тексте сравнения. (Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями)
- А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.
- Что вы можете о них сказать?
- Такой прием в литературе называется кольцевая композиция.
- Почему автор стихотворения использует этот прием?
(Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика).
-Что помешало командиру танка узнать имя отважного мальчика?
- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить? (Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность)
- А почему он не может себе этого простить?
- Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная
рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)
(перекрестная)
- Можно ли считать поступок мальчика героическим?
-Прочитайте стихотворение про себя выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку...»)
Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
5.Вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.
-Как думаете, автор относится к своему герою? Зачитайте. Как нужно читать? (С уважением, гордостью, он ему нравится)
-Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственны смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?
-Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.
-Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать? (Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения боялся, что враг может сменить свое место расположения)
-Как вы думаете, на сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение? (на три)
Сколько строф в 1 части? (3)
Сколько строф во 2 части? (5)
Сколько строф в 3 части? (2)
Как мы будем читать каждую из этих частей? (первую часть- спокойно, идут воспоминания, вторая часть -тревожно, идёт бой, третья часть- спокойно, бой закончен, усталость)
6.Работа с репродукцией картины в учебнике
- Какую картину вы представляете при чтении стихотворения?
- Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?)
- Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?
-Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит действие?
- Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о
ВОВ? Почему?
7.Обобщение.
-Кому же рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)
-Поэт Твардовский пронёс её через годы и поведал её нам, для чего? (чтобы мы помнили безымянных героев ВОВ)
-Почему поэты обращались к теме подвига детей на войне?
(Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в победу над фашизмом,
мы должны всегда помнить подвиг детей-героев, ценить наше мирное время, мирное детство).
- Сегодня на уроке мы познакомились с одним из самых ярких стихотворений о подвигах и судьбе детей в войну. Что нового вы для себя узнали о войне? (воевали и дети, боролись до конца, чтоб подарить нам мир).
На уроке мы достигли поставленных целей:
- расширили знания о ВОВ
- выявили авторское отношение к детям во время войны
- обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста».
Тест.
- Проверим, как вы усвоили содержание стихотворения. Проведём небольшой Тест.
1. Что значит «гвоздит»?
а) прибивает гвоздями;
б) выращивает гвоздики;
в) бьёт изо всех сил.
2. Подберите синоним к слову «мужественный»?
а) весёлый;
б) храбрый;
в) беспечный.
3.Каким выражением поэт показал развитие действия?
а) «подъехали, заходим в тыл»;
б) «катим вчетвером»;
в) «вмяли в чернозём».
Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями о героических поступках людей в годы Великой Отечественной Войны? Надеюсь, наш урок вам понравился, и я бы хотела, чтобы вы оценили его.
8. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть
9. Рефлексия.
-Надеюсь, наш урок вам понравился, и я бы хотела, чтобы вы оценили его.