Родительское собрание «Дети online… А ваши дети дома?» (5–11 класс)
Родительское собрание «Дети online… А ваши дети дома?”
Родительское собрание на тему: «Дети online…, а ваши дети дома?»
Цель:
сформировать и расширить компетентности родителей в пользовании Интернетом для обеспечения безопасного поведения детей и подростков.
Задачи:
познакомить родителей с источниками опасности, которые таит в себе всемирная паутина;
показать родителям приемы контроля за деятельностью работы детей и подростков в сети Интернет.
Ожидаемые результаты:
Совместные усилия педагогов и родителей создадут безопасную среду для доступа детей к сети Интернет.
Методические рекомендации помогут родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье.
Ход собрания:
1.Оргмомент
2.1. Вовлечение родителей в действие
Вспомните свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное время? Сформулируйте и запишите на листах бумаги.
На основании только что проделанной работы составьте от группы общий список «Досуг моего детства».
Слово родителям
Прошу представителей групп озвучить списки игр.
(родители зачитывают названия игр и занятий для проведения досуга с комментариями)
А сейчас на листах бумаги напишите каждый досуг своего ребенка, как он организовывает свое свободное время?
А сейчас давайте сравним.
Сравнение досуга родителей и детей.
2.2. Слово педагога.
Они не умеют завязывать шнурки, а уже знают как выйти в интернет. Для них любой интерфейс интуитивно понятен, а чувства опасности нет даже на уровне интуиции, ведь у них минимум три жизни. Куклы и машинки пылятся в углу, их не видно и не слышно, когда у них в руках….. гаджет.
Кто эти маленькие люди, живущие в наших домах, чьи они дети?
Я думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы будем с вами говорить об Интернете, и не столько я, сколько все вместе, надеюсь, будем обсуждать, положительное и отрицательное влияние его на нашу жизнь и жизнь наших детей.
Сообщение темы родительского собрания.
— Можно ли заболеть Интернетом? Ведь Интернет — это не вирус, попавший в кровь? Конечно можно. Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В Сети человек чувствует себя спокойнее, здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные и другие умения не имеют значения.
Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.
В Интернете также есть игры, приложения которые получили широкое распространение. Например, всем хорошо известное приложение – « Моя любимая ферма». Вроде бы ничего особенного ни тебе мутантов, ни крови, ни насилия. Но как она затягивает, дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы полить огород или поухаживать за животными, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Они привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых. Кроме того играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мысли человека.
Несколько лет назад в СПб провели такой эксперимент с согласия родителей. 80 человек тинейджеров лишили на сутки всех коммуникационных выходов: ТВ, интернета, музыки, радио, просто телефонов. Им предоставили возможность заниматься творчеством, ходить на экскурсии, общаться, играть в подвижные и интеллектуальные игры, встречаться с интересными людьми.
Испытание выдержали только 8 человек.
8 часов продержались только 23 человека. У остальных уже на середине эксперимента наблюдались такие симптомы как головные боли, учащенное дыхание, скачки давления, озноб, лихорадка – это симптомы ломки при наркотической зависимости.
А ведь действительно, наркотик хоть можно определить по анализу крови, сделать определенные манипуляции и очистить организм от токсинов. А вот компьютерная зависимость – это зависимость мозга, с этим бороться сложно, а порой невозможно.
И это не статистика.
Итак, каковы же компьютерные риски.
Контентные риски.
| Контент - это наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса - текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д. (например: контент интернет-сайта); мобильный контент - мультимедийное наполнение, адаптированное для использования в мобильных устройствах (телефоны, смартфоны, коммуникаторы и т.д.) - текст, графика, музыка, рингтоны, видео, игры, дополнительное программное обеспечение. Информация нежелательного характера, которая несет в себе контентные риски, - это различные информационные ресурсы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. К противозаконной, неэтичной и вредоносной информации относится: - информация о насилии, жестокости и агрессии, - информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам, - пропаганда суицида, - пропаганда азартных игр, - пропаганда и распространение наркотических веществ, отравляющих веществ, - пропаганда анорексии (отказ от приема пищи) и булимии (чрезмерное потребление пищи), - пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений, - эротика и порнография, - нецензурная лексика и т.д. В сети Интернет такую информацию можно встретить практически везде: в социальных сетях, блогах, торрентах, персональных сайтах, видеохостингах и др. Не являются исключением и мобильные сервисы. Распространение противозаконной информации преследуется по закону, например, распространение наркотических веществ через Интернет, порнографических материалов с участием несовершеннолетних, призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям. Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение противозаконной информации. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции. Что надо знать о проблемах недостоверной информации в Интернете? В Интернете есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной, ни достоверной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность, актуальность и полноту информационных материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. В Интернете не существует служб редакторов и корректоров (такие службы функционируют только в электронных средствах массовой информации), никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность и полноту. Поэтому нельзя использовать Интернет как единственный источник информации, необходимо проверять информацию по другим источникам, особенно если эта информация касается жизненно важных моментов в жизни человека, например, здоровья, обучения, нормативно-правовых актов и т.п. |
Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет Коммуникационные риски | Связаны с общением и межличностными отношениями Интернет-пользователей. Интернет - это не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среда для общения. В интернете существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения – социальные сети, блоги, чаты, форумы, гостевые книги, списки рассылки и пр. Примерами коммуникационных рисков могут быть: знакомства в сети и встречи с Интернет-знакомыми, интернет-хулиганство: преследование, запугивание и оскорбления (кибербуллинг), незаконные контакты, и др. Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг) – это явления не только виртуальной, но и реальной жизни. Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Кибербуллинг, преследование с использованием цифровых технологий, сильнее всего действует на детей и подростков. В отличие от реальной травли, для кибер-буллинга не нужно быть здоровяком, достаточно компьютера, времени и желания кого-то терроризировать. Распространение кибербуллинга, во многом, отражает проблемы морали в обществе, где к человеку не относятся, как к ценности, личности и игнорируют его проблемы и переживания, отвечают цинизмом. По данным, полученным в исследовании «Дети России онлайн», в среднем по РФ 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики, на которых над кем-то издеваются или даже избивают уже давно стали привычной частью Рунета – каждый десятый ребенок 9-16 лет становился жертвой кибербуллинга. Нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. К коммуникационным рискам относятся и итернет-сообществ «Синий Кит», «Разбуди меня в 4.20» и другие. Зависимости подвергаются не только дети из неблагополучных семей, а даже те, у которых «все хорошо». На эти сообщества работает целая команда супер-психологов, которые «раскручивают» детей на откровения, а затем на выполнения определенных заданий. |
Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами. | Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Анонимность и приватность в сети - давно иллюзия. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека. "То, что попало в интернет, останется там навсегда, - напоминает Касперский (один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО «Лаборатория Касперского»). - Завтра наши дети могут сильно пожалеть о своем поведении и оставленных следах в соцсетях. Это может негативно отразиться на их карьере, социальном статусе и вообще представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. Не говоря о том, что опубликованная информация может задеть и нас, родителей". Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. |
Электронные риски | Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением персональной информации и/или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Подобные программы чаще всего снижают скорость обмена данными с Интернетом, а также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети. Существуют определенные признаки, по которым, с высокой степенью вероятности, можно утверждать, что компьютер заражен вирусами: - медленная реакция на действия пользователя, особенно при запуске программ, - искажение содержимого файлов и каталогов или их полное исчезновение, - частые сбои и зависания компьютера, - самопроизвольное появление на экране сообщений или изображений, - несанкционированный запуск программ, - зависание или странное поведение интернет-браузера, - невозможность перегрузки компьютера (операционная система не загружается). Однако нужно помнить, что ничто не может дать стопроцентной гарантии защиты вашего компьютера. Поэтому в любом случае Вы и Ваши дети должны быть крайне внимательны, когда получаете сообщения по электронной почте от неизвестного адресата с вложением, когда скачиваете файлы из Интернета, пользуетесь чужими носителями информации или открываете файлы, скопированные с чужого компьютера. |
Потребительские риски | Потребительские риски - злоупотребление в Интернете правами потребителя, включают в себя: - хищение персональной информации с целью кибермошенничества, - потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, -риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию, - азартные игры на деньги. Вы можете самостоятельно научиться распознавать мошеннические сообщения, познакомившись с их некоторыми отличительными признаками. Фишинговые сообщения могут содержать: - сведения, вызывающие тревогу, или угрозы, например, закрытия ваших банковских счетов; - обещания большой денежной выгоды с минимальными усилиями или вовсе без них; - сведения о сделках, которые слишком хороши, для того, чтобы быть правдой; - запросы о пожертвованиях от лица благотворительных организаций после сообщений в новостях о стихийных бедствиях; - грамматические и орфографические ошибки. Потребительский риск заключается в потере денежных средств без приобретения товара или услуги, или приобретения товара низкого качества, контрафактной и фальсифицированной продукции. Азартные игры на деньги. Множество детей обожают искать развлечения (например, игры) в Интернете. Иногда при поиске нового игрового сайта они могут попасть на карточный сервер. Большинство игр и развлечений для несовершеннолетних вполне законны, однако, им нельзя играть в азартные игры на деньги. В чем состоит отличие между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми. Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег. Существует еще одна опасность- зависимость от компьютерных игр. Ученые выяснили, что 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры. Что же такое эта «компьютерная игровая зависимость» и в чем она проявляется? Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре – в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму. Особенно тяжелые формы игровой зависимости предполагают также крупные денежные траты на игру, злоупотребление кофе и энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании от игры, пренебрежение питанием и сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек не может контролировать себя в плане времяпровождения за игрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями – ибо они пока еще не «виртуальны». Любое время, проведенное вне игры, является для такого человека мучением. |
Упражнение «Найди выход»
Цель: формирование у родителей навыка аргументированного отстаивания своей позиции на оказание помощи ребенку.
Я предлагаю Вам разрешить несколько педагогических ситуаций. Давайте разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с педагогической ситуацией. Прочитайте педагогическую ситуацию и обсудите пути её решения.
Ситуация 1. Вы зашли в комнату к ребёнку. Он, услышав ваши шаги, быстро закрыл страничку сайта. На Ваш вопрос: «Чем ты занимаешься?», он не стал отвечать или ответил грубостью.
Ситуация 2. Ребёнок выставил в Одноклассниках фото. Появились обидные комментарии. Прочитав их, сильно расстроился. Ведь об этом узнают и одноклассники, с которыми он общается в социальных сетях.
Ситуация 3. На электронную почту пришло письмо. Ваш ребёнок одержал победу в каком-то конкурсе. Но для получения приза нужно отправить СМС на указанный номер телефона. Ребёнок, не раздумывая, отправил СМС. Теперь с телефона списываются деньги.
Ситуация 4. Ребёнок закончил работу за компьютером. Через какое-то время вы включили его. На экране появились непредусмотренные сообщения и изображения, без Вашего участия запускаются различные программы, появляются предупреждения о попытке какой-либо из программ компьютера выйти в Интернет, хотя вы этого не инициировали.
Ситуация 5 Ребёнок пришёл из школы, пообедал, быстро выполнил домашнее задание, сел за компьютер поиграть. Вроде бы всё нормально, благополучно. Проходит полчаса, час, два, ребёнок наспех ужинает и снова хочет вернуться за компьютер. Что сделаете вы в данной ситуации?
Вот сколько рисков несет всемирная паутина. Потому встает насущный вопрос: « Как защитить наших детей от онлайн- рисков?»
*Доверие - самая надежная защита.
Развивайте доверительные отношения. Важно, чтобы ребенок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему, в этом случае он сможет вам довериться.
*Установление правил пользования интернетом для всех электронных устройств.
Необходимо прийти к соглашению с детьми по следующим вопросам:
- Что разрешить делать в сети?
-Где можно пользоваться мобильными устройствами?
- Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?
* Регулярный разговор об Интернете.
Регулярно разговаривайте об Интернете. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Посмотрите вместе фильм об интернет -угрозах и обсудите его. Точная и достоверная информация – лучшее средство от онлайн- рисков.
*Осведомленность родителей о жизни ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.
Искренне интересуйтесь жизнью ребенка, о его интересах, его друзьях, удачах, успехах и огорчениях, проблемах, активностью в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети, где он
« обитает».
*Рассказ о нормах онлайн- этикета.
Как в реальной жизни, так и в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребенок должен понять, что анонимность в Сети – иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.
*Необходимость защиты персональной информации.
Объясните ребенку, что любая информация, которую он выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
*Информация о помощи.
Расскажите ребенку о том, что если он столкнулся с проблемой в интернете, он может обратиться за помощью к вам, к администрации сайта, в службу техподдержки, ко взрослому, которому доверяет или позвонить на горячую линию по телефону Линии помощи «Дети Онлайн» (8-800-25-000-15).
*Положительный пример.
Станьте для ребенка примером ответственного онлайн - пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей. Покажите детям примеры популярных страниц, посвященных творчеству, здоровому образу жизни, изучению истории родного края или другому любому увлечению пользователя.
*Принцип « доверяй», но «проверяй».
Напоминайте чаще о том, что не всегда информация из Интернета достоверна, нельзя доверять всему, что вы узнали в Сети. Объясните о правиле трех источников: прежде, чем проверить какой-либо факт, проверьте еще, как минимум, два источника. Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять ее к сведению, но распространять не стоит.
*Защита для всех устройств.
Защитите надежными паролями вход в компьютер и мобильные устройства. Научите ребенка пользоваться этой функцией. Объясните ему, что пароль нужно держать в секрете даже от самых близких друзей. Для каждого устройства нужен свой пароль, который нужно регулярно менять.
*Антивирусная защита для всех устройств.
Обязательно установите программу комплексной защиты компьютера, включающую в себя антивирус, антишпион, сетевой экран и онлайн – сканер.
*Регулярное обновление операционной системы и ПО.
Всегда используйте лицензионное программное обеспечение. Устанавливайте приложения для ПК и мобильного телефона только с надежных ресурсов.
*Изучение и установление наиболее подходящих технических средств контентной фильтрации.
Существуют приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов, ограничить время доступа к Интернету, отслеживать действия пользователя в Сети, блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля часто содержатся в антивирусных программах.
Но каким бы не был родительский контроль, креативность и сотрудничество, основанные на взаимном доверии - это лучшее средство защиты детей от онлайн – угроз.
Литература:
Е.Н. Беспалова «Основы безопасности в сети Интернет» Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова
МТС и Фонд развития Интернет. Образовательно - выставочный проект
« Дети в интернете».
Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н.И. Баскакова,/ Под общей ред. Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, проректора по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2011. – 191 с.
Презентация Владимира Шляпникова, канд. психол. наук, директора по социальным проектам. Как поговорить с ребёнком об Интернете? 23oct.riw15-next2--shliapnikov
http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu. htm
http://www.onlandia.org.ua/ru-RU/http://www.nachalka.com/taxonomy/term/335
2