Статья «Детско-взрослое сообщество как форма работы с родителями»

7
0
Материал опубликован 21 January 2022


ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО

КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ


В статье рассматривается опыт организации детско-взрослого сообщества «Клуб интеллектуальных игр — 64», который объединяет детей, родителей и педагогов, посредством совместной интеллектуальной деятельности.


Ключевые слова: детско-взрослое сообществоинтеллектуальное творчествосоциальное партнерство.

u1642749034.jpg
Своя игра

Современные условия жизни нашего общества требуют нового осмысления проблемы педагогической совместной деятельности учреждений дополнительного образования и семьи. Учреждение дополнительного образования детей, как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовывать принцип преемственности учета особенностей семейной социализации своих обучающихся в целостном педагогическом процессе.

Главная задача учебно-воспитательной деятельности: формирование культуры общения учащихся с друг другом, родителями, педагогами. Свои первые познания ребенок получает в семье. Личность ребенка формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых, коллективов образовательных учреждений. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Создание союза трех социальных сил «педагоги — дети — родители» один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.

Сегодня педагоги-практики учреждений дополнительного образования как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями обучающихся, выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка.

Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов системы дополнительного образования, посредством организации социального партнёрства, которое может рассматриваться как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования».

На протяжении последних лет целью инновационной деятельности детско-юношеского центра «Восхождение» г. Хабаровска являлось создание и реализация моделей детско-взрослых сообществ как инструмента, влияющего на развитие личностных качеств обучающихся в условиях детско-взрослого сообщества. Определив реальные потребности и уровни взаимодействия различных субъектов нашего учреждения посредством осмысления норм, идеалов и их целей, мы пришли к выводу, что в зависимости от особенностей детских коллективов, от родителей, педагогов и социальных партнёров способы формирования детско-взрослых сообществ могут быть различны. Для нас таким способом стало совместное интеллектуальное творчество детей и взрослых.

Интеллектуальное творчество — это то что объединяет учащихся шахматного клуба «Гамбит» (руководители Семенюк Н.М., Калашникова Е.Н.) и лидер-клуба «Единение» (руководитель Ваниватова А.С.), их родителей и педагогов этих объединений. Так у нас родилась идея создать детско-взрослое сообщество «Клуб интеллектуальных игр «64». Целью деятельности Клуба является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности на основе укрепления семейных связей, расширения возможностей для общения и объединения детей и взрослых посредством совместной интеллектуальной деятельности.

Задачами детско-взрослого сообщества было определено следующее:

- развитие творческого потенциала, soft-skills (креативное мышление, коммуникативные навыки, навыки работы в команде, умение принимать решение при лимите времени), логического мышления и других интеллектуальных способностей участников Клуба;

- приобщение членов Клуба к духовным и нравственным ценностям и традициям, культурному наследию, в том числе ценностям и культуре семейных отношений;

- повышение родительской компетентности, ориентирование родителей на развитие у членов семьи навыков сотрудничества и партнёрских отношений, проявление ими интереса в организации совместного семейного досуга и создании атмосферы общности интересов.

Клуб в своей деятельности руководствуется принципами со-управления, демократизма и равноправия, гласности и открытости, самодеятельности и творческой инициативы всех его членов. В пространстве детско-взрослого сообщества осуществляются разнообразные направления деятельности:

создание и ведение площадки, предназначенной для общения участников Клуба;

организация и проведение турниров по различным интеллектуальным играм, мастер-классов, масштабных событий, тематических мероприятий культурного и научно-просветительного характера;

разработка и популяризация интеллектуальных игр;

распространение новостей о деятельности Клуба на сайте учреждения, в СМИ и социальных сетях;

осуществление взаимодействия с другими сообществами и учреждениями, действующими в аналогичных интересах в городе и крае.

Клуб самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности, исходя из общей концепции развития Центра, а также с учётом интересов и запросов детей, родителей, социума. Основу деятельности Клуба составляют мероприятия, дела и проекты, которые разрабатывают и реализуют члены Клуба во главе с Советом. Совет клуба является органом, действующим на общественных началах от имени всех членов клуба и уполномоченным вести организационную, административно-хозяйственную и иную деятельность для достижения целей и задач Клуба.

Форма детско-взрослого сообщества как Клуба имеет свои плюсы. Клуб подразумевает объединение людей, имеющих склонность или пристрастие к какой-либо деятельности, в нашем случае интеллектуальной. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию (т.е. способствует расслаблению, разрядке), снятие психического напряжения и рекреацию, что так необходимо в условиях постоянного стресса школьнику и работающему взрослому. Клуб всегда представляет собой вариант общественного самоуправления, публичной демократии, открытого столкновения мнений, поиска и обретения консенсусов и компромиссов. Это в свою очередь помогает развить коммуникативные и лидерские навыки у детей, а родителям найти верный путь взаимопонимания с детьми.

d1642749077.jpg
Традиции нашей семьи

Процесс успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования посредством интеллектуального творчества эффективен при создании продуктивного субъект-субъектного взаимодействия, основанного на добровольном участии, обоюдном желании и стремлении достижения поставленной цели. Помимо этого, освоение школьниками новых социальных ролей в процессе коллективного интеллектуального творчества, способствует развитию коммуникативной культуры, расширению круга общения, пониманию своей роли и осознанию меры ответственности участия в общем деле.

Выстраивать социальное партнерство как социальное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса мы начали с установления контактов посредством общения и диалога, так мы определили реальные потребности различных субъектов и уровней взаимодействия посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов. И только после этого началась работа по организации совместной целенаправленной деятельности с учётом запросов семьи и детей.

За учебный год детьми, родителями и педагогами были организованы и проведены разноплановые коллективные творческие дела. Мероприятия были направлены на создание положительного эмоционального комфорта в семьях, осознание детьми ценностей и культуры семейных отношений и повышение педагогической культуры родителей с помощью создания атмосферы общности интересов и совместной интеллектуально-творческой деятельности. Особенно понравились детям и родителям дни развивающих игр, где они составляли головоломки, играли в настольные игры. Поэтому было решено провести родительское собрание, где родители познакомились с различными развивающими играми, которые помогают интересно и продуктивно провести семейный досуг и укрепить детско-родительские отношения.

Плодотворная работа детско-взрослого сообщества в течении года вылилась в интересную совместную поездку детей и родителей летом на озеро Байкал. Учащиеся шахматного клуба «Гамбит» поехали туда принять участие в XXVI Международном шахматном турнире «Байкальские зори», а родители решили использовать эту возможность провести больше интересного времени со своими детьми. В совместное путешествие отправились 14 детей, 13 родителей и 1 педагог. За короткий срок они успели посетить Улан-Удэ, Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, Тарбагатай, Музей истории культуры Старообрядцев и конечно шахматные соревнования.

При организации и проведении событийных мероприятий Клуб тесно взаимодействовал с различными социальными партнерами: Центр образования им. Пеллера, АНО Шахматный клуб «Открытие», Краевая шахматная федерация, ХК ИРО, другие детско-взрослые сообщества в рамках краевого инновационного комплекса.

Особенно интересное и плодотворное партнерство получилось с автономной некоммерческой организацией шахматный клуб «Открытие». Дети, родители и руководитель клуба «Открытие» (который является выпускником шахматного клуба «Гамбит») с удовольствием целыми командами принимали участие в мероприятиях Клуба интеллектуальных игр.

s1642749124.jpg
Традиции нашей семьи

Всего было организовано и проведено за год 10 мероприятий детско-взрослого сообщества «Клуб интеллектуальных игр-64», в которых приняло участие около 300 детей и взрослых, 35 из них постоянные участники и активные члены Клуба. Качественными результатами можно назвать следующее:

активное проявление интеллектуальных и творческих способностей в коллективной деятельности участниками детско-взрослого сообщества, закрепление различных коммуникативных умений и навыков сотрудничества в общении с родственниками и публичных выступлениях;

осознание детьми ценностей и культуры семейных отношений, проявление детьми чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям;

повышение родительской компетентности, проявление ими интереса в организации совместного семейного досуга и создании атмосферы общности интересов.

Об этих результатах свидетельствуют и результаты диагностики, которая проводилась по следующим показателям:

уровень развития и сплоченности временного детско-взрослого коллектива;

уровень творческой активности и самореализации детей и взрослых в совместной деятельности;

коммуникативные навыки;

уровень социализации;

удовлетворенность участников детско-взрослой общности воспитательной деятельностью учреждения и жизнедеятельностью детско-взрослого сообщества.

Выявляя уровень становления и развития детско-взрослого сообщества по методике А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» 83% отметили уровень «Горящий факел» (5 из 5), и только 17% — «Алый парус» (4 из 5). По методике М. Сишор уровень групповой сплоченности можно определить как высокий (18,4 балла).

По методике Л.В. Байбородовой изучались мотивы участия в деятельности Клуба. Наиболее высокие показатели выявлены по личностным мотивам (2,8 из 3), чуть менее выражены, но все равно высоки коллективистские мотивы (2,6), менее всего участников Клуба интеллектуальных игр в деятельности интересуют престижные мотивы (2,2).

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей проводилась по методике Н.П. Фетискина. В среднем уровень коммуникативных (14,46 из 20) и организаторских (14,83 из 20) склонностей детей-участников Клуба интеллектуальных игр можно определить как высокий. Родители и педагоги также отмечают, что коммуникативные и организаторские склонности детей стали более выраженными, что проявляется в умении устанавливать и стремлении расширять контакты с людьми, в стремлении участвовать в групповых мероприятиях и проявлять инициативу, смекалку и находчивость при их проведении. Помимо этого, обучающиеся, которые организовывали и проводили все мероприятия, получили отличную организаторскую и лидерскую подготовку.

Диагностика уровня социализированности личности проводилась по методике М.И. Рожкова. По результатам анкетирования обучающиеся имеют высокую степень развития всех социальных качеств: по шкале от 0 до 4, где 4 наивысший балл социальная адаптированность - 3,28, автономность - 3,04, социальная активность - 3,04, нравственная воспитанность - 3,8. Педагоги также отмечают изменение ролей участников Клуба с пассивных на активные.

Следует отметить, что педагоги в большей степени удовлетворены отношениями с обучающимися и их родителями. Возросла активность и включенность родителей в воспитательную деятельность образовательной организации.

Таким образом, организация работы детско-взрослого сообщества помогает не только решить задачу социализации обучающихся, то есть включения их в общественную жизнь, но и способствует раскрытию детской индивидуальности, развитию инициативности, самостоятельности и других лидерских качеств, помогает им осознать значимость своей роли и меру ответственности участия в общем деле, а родителям помогает найти верный путь взаимопонимания с детьми.


Презентация ДВС
PPT / 37.58 Мб

Список литературы

Акуленко Н.Б., Якунина И.В. Воспитательные возможности учреждений ДО. – Москва: Дополнительное образование и воспитание, 2015. - №7 – С. 19-21.

Белая М.В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу. - Народная асвета. 2006. №4. С. 79 – 84.

Болотова М.И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества. – Школа и российское общество, 2008. - №2 – С. 79-84.

Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.

Маняпова И.Н. Взаимодействие семьи и школы [Текст] / И. Н. Маняпова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 16–18. — ISBN 978-5-9908673-7-6.

Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика [Текст]: Монография / В.А. Михеев. – М., 2001.

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).

Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.

Шулинина Г.В. Педагогическая система взаимодействия специалистов учреждения дополнительного образования и семей воспитанников: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2004 - 181 c.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.