12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваниватова Александра Станиславовна3927
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА

А.С. Ваниватова, Е.Н. Калашникова, Н.М. Семенюк

(г. Хабаровск)


Современные условия жизни нашего общества требуют нового осмысления проблемы педагогической совместной деятельности учреждений дополнительного образования и семьи. Учреждение дополнительного образования детей, как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовывать принцип преемственности учета особенностей семейной социализации своих обучающихся в целостном педагогическом процессе [2].

Главная задача учебно-воспитательной деятельности: формирование культуры общения учащихся с друг другом, родителями, педагогами. Свои первые познания ребенок получает в семье. Личность ребенка формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых, коллективов образовательных учреждений. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Создание союза трех социальных сил «педагоги — дети — родители» один из актуальных вопросов сегодняшнего дня [1].

Сегодня педагоги-практики учреждений дополнительного образования как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями обучающихся, выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка.

Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов системы дополнительного образования, посредством организации социального партнёрства, которое может рассматриваться как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [3].

На протяжении последних лет целью развития детско-юношеского центра «Восхождение» г. Хабаровска являлось создание детско-взрослого сообщества как инструмента, влияющего на развитие личностных качеств всех участников образовательного процесса. Мы пришли к выводу, что в зависимости от особенностей детских коллективов, от родителей, педагогов и социальных партнёров пути формирования детско-взрослых сообществ будут различны. Определение путей по созданию сообществ детей, родителей и педагогов прежде всего начинается с анализа социума образовательного учреждения и выявления его особенностей.

Проанализировав особенности социума, профессиональный состав педагогов и их ожидания, было предложено несколько путей, и таким образом на базе различных объединений центра были созданы детско-взрослое сообщество «Диалог +», творческая мастерская «Мне через сердце виден мир», литературно-творческая гостиная «Амурская лира» и клуб интеллектуальных игр «64».

Интеллектуальное творчество — это то что объединяет учащихся шахматного клуба «Гамбит» и лидер-клуба «Единение», их родителей и педагогов этих объединений. Так у них родилась идея создать детско-взрослое сообщество «Клуб интеллектуальных игр «64». Целью деятельности Клуба является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности на основе укрепления семейных связей, расширения возможностей для общения и объединения детей и взрослых посредством совместной интеллектуальной деятельности.

Форма детско-взрослого сообщества как Клуба имеет свои плюсы. Клуб подразумевает объединение людей, имеющих склонность или пристрастие к какой-либо деятельности, в нашем случае интеллектуальной. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию (т.е. способствует расслаблению, разрядке), снятие психического напряжения и рекреацию, что так необходимо в условиях постоянного стресса школьнику и работающему взрослому. Клуб всегда представляет собой вариант общественного самоуправления, публичной демократии, открытого столкновения мнений, поиска и обретения консенсусов и компромиссов. Это в свою очередь помогает развить коммуникативные и лидерские навыки у детей, а родителям найти верный путь взаимопонимания с детьми.

Процесс успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования посредством интеллектуального творчества эффективен при создании продуктивного субъект-субъектного взаимодействия, основанного на добровольном участии, обоюдном желании и стремлении достижения поставленной цели. Помимо этого, освоение школьниками новых социальных ролей в процессе коллективного интеллектуального творчества, способствует развитию коммуникативной культуры, расширению круга общения, пониманию своей роли и осознанию меры ответственности участия в общем деле.

Выстраивать социальное партнерство как социальное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса мы начали с установления контактов посредством общения и диалога, так мы определили реальные потребности различных субъектов и уровней взаимодействия посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов. И только после этого началась работа по организации совместной целенаправленной деятельности с учётом запросов семьи и детей.

Только за последний год учащиеся, родители и педагоги посетили различные экскурсии в городах - Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск. Участвуя в экскурсиях, дети и родители принимали активное участие в составлении вопросов о городе Хабаровске и Хабаровском крае. Составленные детьми и родителями вопросы легли в основу трех проведенных интеллектуальных игр «Путешествие с «Гамбитом» по следам шахматных фигур», посвященных 80-летию Хабаровского края и 160-летию со дня основания города Хабаровска.

Особенно понравились детям и родителям дни развивающих игр, где они составляли головоломки, играли в развивающие настольные игры. Поэтому было решено провести родительское собрание, где родители познакомились с различными развивающими играми, которые помогают интересно и продуктивно провести семейный досуг и укрепить детско-родительские отношения.

Завершающим мероприятием года стала праздничная программа «Самая творческая семья» с элементами конкурса, приуроченная к празднику День семьи. Праздник этот имеет свою, особую цель - укрепление семейных традиций, предоставление возможности познакомиться и пообщаться, и показать подрастающему поколению какая она - счастливая творческая семья. Совместные подготовка и проведение праздника не только сплачивают детей и родителей, но и учат общению, взаимопониманию, взаимопомощи. Поэтому неудивительно, что семейный праздник «Самая творческая семья» успел полюбиться многим детям и родителям.

На будущий учебный год уже запланировано более 10 мероприятий, таких как спартакиада интеллектуальных игр, интеллектуальная игра по станциям «Знатоки - 64», день кроссвордов «Я знаю всё!», марафон головоломок «Умные игры», конкурс «Традиции нашей семьи», праздник «Из уст в уста», мастер-классы «Новогодние традиции», креатив-бой «День защитника Отечества», шоу программа «Созвездие талантов», шахматный турнир «Шахматная семья» и др.

Всего в организации и проведении мероприятий детско-взрослого сообщества «Клуб интеллектуальных игр «64» уже приняло участие около 80 детей и взрослых. Качественными результатами уже сейчас можно назвать следующее:

активное проявление интеллектуальных и творческих способностей в коллективной деятельности участниками детско-взрослого сообщества, закрепление различных коммуникативных умений и навыков сотрудничества в общении с родственниками и публичных выступлениях;

осознание детьми ценностей и культуры семейных отношений, проявление детьми чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям;

приобщение членов Клуба к отечественному и мировому культурному наследию, через участие и непосредственную организацию ими тематических и патриотических мероприятий;

повышение родительской компетентности, проявление ими интереса в организации совместного семейного досуга и создании атмосферы общности интересов.

Клуб также взаимодействует с другими различными социальными партнерами, конкретно это:

КГБОУ ДПО Хабаровский краевой институт развития образования;

Управление образования администрации г. Хабаровска;

Федерация шахмат Хабаровского края;

Федерация шахмат города Хабаровска;

АНО шахматный клуб «Открытие»;

КГБУ «Хабаровский специальный дом ветеранов №1»;

Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску;

Городская библиотека им. Гайдара;

Высшие и средне-специальные учебные заведения г. Хабаровска;

Кафедра педагогики Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема;

Центр образования имени полного кавалера ордена Славы В.И. Пеллера Биробиджанского муниципального района ЕАО, ДШО «Республика МИР»;

Другие детско-взрослые сообщества Центра «Восхождение» и детско-взрослые сообщества Центра детского творчества «Народные ремесла», Центра развития детей и юношества, Дворца «Северное сияние», Центра технического творчества «Техноспектр» и др.

Преимущества организации детско-взрослого сообщества очевидны и, поэтому, отвечая на вопрос, нужно ли вести работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что это есть гарантия в получении новых знаний и навыков, не предусмотренных образовательной программой, и это лучший способ приобрести опыт совместной продуктивной деятельности учащихся, родителей и педагогов.


Список литературы:

1. Акуленко Н.Б., Якунина И.В. Воспитательные возможности учреждений ДО. – Москва: Дополнительное образование и воспитание, 2015. - №7 – С. 19-21.

2. Болотова М.И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества. – Школа и российское общество, 2008. - №2 – С. 79-84.

3. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика [Текст]: Монография / В.А. Михеев. – М., 2001.

1.JPG

6._%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0.JPG%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%2C_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%94%D0%BD%D1%8E_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8.jpg

%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%282%29.JPG

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.