Детско-взрослое сообщество как инструмент, влияющий на развитие личности
Департамент образования министерства образования Тульской области
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Новомосковский областной центр образования»Доклад
Детско-взрослое сообщество как инструмент, влияющий на развитие личности.
составитель: учитель начальных классов
Туманова О.Н.
г. Новомосковск
2019 г.
1слайд Начать свое выступление хочу со слов известного педагога-психолога, доктора псилогических наук Дави́да Ио́сифовича Фельдште́йна. Фельдштейн, рассматривая влияние мира на ребенка, отмечал: «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные отношения с природой и нормы человеческих взаимоотношений, ребенок поэтапно, в зависимости от уровня своего развития, овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребенком общественных способностей. Именно здесь происходит его социализация». Прежде чем рассматривать детско-взрослое сообщество, дадим определение этому термину.
2 слайд Детско-взрослое сообщество – это такая общность взрослых и детей, для которого характерны содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются склонности, особенности каждого, его желания, его права и обязанности. Детско-взрослое сообщество состоит из 3 столпов: ребенок (субъект) участник отношений, от которого исходит активность ---------- родитель ------------ педагог.
Рассмотрим подробнее эти 3 составляющих.
3 слайд Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. До 90 % проблем наших детей свое начало берут в невежестве родителей - мам и пап, которые не знают основ семейного воспитания. И для этого самим родителям надо постоянно работать над собой. А помочь в этом им могут, прежде всего, педагоги. И здесь необходима не просто просветительская работа с родителями, а родительское образование. Говоря о работе с семьей важно отметить, что педагогический коллектив призван формировать у детей через разные формы взаимодействия семейные ценности, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.
4 слайд В современной школе доминируют технологии и практики индивидуализированного сопровождения детей и диадного взаимодействия «взрослый – ребенок». Как утверждают многие педагоги-практики, именно детско-взрослая общность (в формах малой группы, команды, коллектива, и т.д.) является тем подлинным пространством, где возникают собственно человеческие способности ребенка, формируется его субъектность. И именно детско-взрослые общности обладают уникальным потенциалом по обновлению нашей общественной жизни. Задача образовательного учреждения создать детско-взрослое сообщество как инструмент, влияющий на развитие личностных качеств всех участников образовательного процесса. В зависимости от особенностей педагогического и детского коллективов, от родителей пути формирования детско-взрослого сообщества будут различны.
5 слайд Детско-взрослое сообщество должно выполнять следующие функции:
воспитывает мировоззрение
способствует взрослению
формирует отношение к культурным ценностям
формирует культуру труда и досуга
способствует развитию способностей, новой культуры мышления
даёт возможность проявляться инициативам.
Детско-взрослое сообщество можно организовать при решении совместно поставленных задач, выдвинутых идей, разработанных проектов, совместно придуманных и реализованных. Для развития детско-взрослых сообществ важно содержание деятельности, в котором были бы заинтересованы все участники. Например, проблема здоровьесбережения. Все родители мотивированы на решение проблемы укрепления здоровья своих детей. Было подготовлено обращение сообщества к ученикам школы, родителям и ко всем взрослым «Курить – здоровью вредить». В нашей школе успешно проводились профилактические беседы с родителями, классные часы с учащимися, спортивные мероприятия: "День здоровья", "Веселые старты».
6 слайд Психологами разработаны основные положения формирования детско-взрослого сообщества:
индивидуальный подход в воспитании и обучении
системность в работе
творческий союз с родителями, учителями, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором
7 слайд Для эффективной работы детско-взрослого сообщества был разработан алгоритм действий по организации совместной детско-взрослой деятельности:
1-интригующее начало, отвечающее потребностям детей
2-определение взрослыми цели , его мотивация
3-привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана
4.-совместное движение взрослых и детей к результату
5-совместный анализ выполнения, переживание результата.
Алгоритм действий по организации совместной детско-взрослой деятельности невозможен без личности педагога. Под этим подразумевается не только индивидуально-личностные особенности педагога, но и его социально обусловленное поведение, деятельность. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Авторитет педагога складывается из двух составляющих: авторитет роли и авторитет личности. На данный момент именно личность педагога оказывает мощное обучающее (педагогическое) воздействие на обучающихся. В этой связи важными личностными качествами педагога являются: - умение разбираться во взаимоотношениях людей; - гуманность, доброта, искренность и отзывчивость; - чувство нового и умение развивать инновационное мышление у обучающихся; - способность сопереживать, мысленно ставить себя на место другого человека.
8 слайд Для создания и развития детско-взрослого сообщества важную роль играет сотрудничество педагогов, классных руководителей и учащихся.
Классный руководитель, педагоги и родители – партнёры в воспитании ребёнка, это означает равенство сторон, взаимоуважение, доброжелательность, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. В достижении этой цели роль классного руководителя велика. На мой взгляд, современный классный руководитель должен быть сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с другими педагогами и родителями.
9 слайд Неоценимый вклад в развитие социального опыта учащихся в нашей школе вносит работа классных руководителей, педагогов, родителей по подготовке к акциям и мероприятиям: «День Защитника Отечества» (конкурс рисунков), 8 Марта (праздничный концерт, изготовление открыток для мам, бабушек, педагогов). Традиционными являются мероприятия с участием учащихся, педагогов и родителей:
«День Знаний», «День Учителя», «Новый год» и «День Победы».
10 слайд Как мы можем понять эффективно ли работает детско-взрослое сообщество? Известные педагоги-практики сформировали критерии эффективности функционирования классного детско-взрослого сообщества:
адекватная самооценка ребенка (социальный статус);
общечеловеческие ценности;
оценка отношений учитель-ученик;
удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
осознание детьми прожитых школьных лет как События.
11 слайд На развитие личности значимую роль оказывают внимательные, доброжелательные и заинтересованные отношения педагога и обучающегося. Важную роль во взаимодействии педагога и ребёнка играет общение, где происходит не только обогащение содержания детского сознания, но и обусловливается структура сознания. Другим важным компонентом является привлечение ребёнка к деятельности в окружающей его среде. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и развития в положительном смысле этого слова не будет. Не менее значимым фактором влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося является оказание помощи последнему в разнообразных видах его деятельности, в том числе, в учении, во взаимодействии со сверстниками.
12 слайд Для сплочения детско-взрослого сообщества предложены формы организации работы. В начальной школе основной формой взаимодействия детей в сообществе является СО-участие. Дети в этом возрасте, ведомые взрослым, учатся взаимодействовать в группе, команде. Совместно вырабатывают общие правила, получают первый опыт участия в коллективном творчестве.
Для сплочения детско-взрослых групп проводятся такие формы работы: организация совместных занятий, игр, проведение чаепития и совместных праздников, в том числе традиционных праздников, совместное посещение театров, музеев, выпуск стенгазет после совместного мероприятия, создание совместных детско-родительских занятий, подготовка и проведение творческих мероприятий с участием всех участников образовательного процесса, проведение открытых занятий и творческих отчетов, приведение экскурсий.
13 слайд Взаимодействие ребенок – родитель – педагог будет результативно, если:
педагог учитывает тип детско-взрослого сообщества, его возможности и препятствия для развития субъектных качеств участников, проявления и смены ими уровней субъектности, стратегий поведения в сообществе;
педагог стимулирует и направляет функционирование детско-взрослого сообщества, уделяя особое внимание рефлексивным процессам в общности, гуманистическим ценностям и смыслам участников, проявляемым в сообществе;
педагог выстраивает открытое взаимодействие с участниками, поддерживает проявление ими своей позиции, является активным участником общего взаимодействия.
И соблюдает принцип семи «У» как по отношению к ребенку, так и по отношению к родителю:
принцип улыбчивости
уважительности
удивительности
убедительности
успешности
уверенности
7 уравновешенности
14 слайд Закончить свое выступление хочу высказыванием всеми любимого психолога и педагога Льва Семёновича Выготского: «Человек развивается в сообществе и через сообщество. От того, что мы передаем и как мы это делаем зависит душевное здоровье нового поколения, формируется основа нравственного воспитания детей.»