Конспект урока обществознания «Деятельность по поддержанию мира» (11 класс)
Конспект урока обществознания
(курс «Глобальный мир в XXI веке») в 11 классе
Деятельность по поддержанию мира
...Мир не кровью,
А дружбой и любовью,
Должны мы уберечь.
Ганс Сакс
Пояснительная записка
Предмет «обществознание», как никакой другой, имеет очевидную связь с повседневной жизнью, поэтому, преподавая его необходимо использовать не только исторические, но и современные источники.
Чаще всего, говоря о героизме, мы вспоминаем о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны. Помнить тех, кто подарил нам чистое небо над головой, безусловно, долг любого россиянина. Но, вместе с тем, так редко говорим о тех людях, которые ежедневно спасают жизни миллионов, проявляя мужество, отвагу, героизм. Именно поэтому, у наших детей формируются весьма скудные ассоциации с такими словами как «Отечество», «патриот», «война».
На уроках обществознания мы с детьми говорим о том, что Отечество – это не только то, что защищали наши деды и прадеды, а это и наша с вами родная страна, русская земля. Часто мы проводим дискуссии о проблемах многоконфессиональной России, о неизвестных героях, о людях опасных профессий и т. п. Ребятам нравится знакомиться с новыми именами и понятиями, с радостью они готовят презентации о неизвестных им ранее людях, защищавших или защищающих нашу Родину.
На мой взгляд, самое главное сформировать в ребёнке истинное чувства патриотизма, дав ему понимание о том, что человек, совершающий подвиг, не задумывается о славе и признании общества, он спасает людей, потому что, не может поступить иначе.
На уроках обществознания я стараюсь способствовать развитию умения адекватно воспринимать и анализировать информацию, поэтому мы регулярно используем на уроках статьи из газет, интернета, видеоролики новостей и телепередач. Кроме того, при изучении обществознания мы зачастую проводим аналогию между историческими примерами и событиями современного мира.
Безусловно, кроме работы с детьми необходимо также проводить тематические родительские собрания. С родителями мы беседуем и дискутируем о том, как развивать патриотические чувства в их детях, гордость за свою страну, желание служить на благо Родины.
В своей методической разработке я попыталась рассмотреть миссию русских миротворцев (которых, на мой взгляд, необходимо рассматривать в теме о героических поступках) в глобальном мировом масштабе.
Думаю, сегодня для нас самое сложное, но, вместе с тем, важное – это не завоевать мир, а сохранить его.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию гражданской компетентности через формирование целостной и реальной картины о современном международном политическом пространстве
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать формированию знаний о миротворческой деятельности как о способе предотвращения и урегулирования современных вооружённых конфликтов;
2. Закрепить умение составлять кластер, чётко и грамотно формулировать определение, анализировать и систематизировать материал из СМИ.
3. Продолжить развитие навыков ориентироваться в современном политическом пространстве, анализировать отношения между государствами
ТИП урока: комбинированный (новый материал, закрепление, систематизация, обобщение)
ВИД урока: интерактивный (беседа, дискуссия, работа в группе)
Оборудование: 4 ноутбука с открытым доступом в интернет, стационарный компьютер, проектор, экран мультимедийная презентация.
ХОД урока
Мотивация (5 мин)
Звучит музыка «Прощание славянки», ученики разыгрывают сцену беседы ветерана с ребятами, читают отрывок из последней повести балтийского моряка Михаила Годенко "Исповедь для внука":
"Дед, да ты никак Берлин брал?
- Брал,- утверждаю, не моргнув глазом. - Конечно, брал, сынок! Каждый солдат и каждый матрос, в каких бы водах он ни воевал, какие бы поля ни утюжил брюхом, какие бы села ни оставлял, какие бы города ни отвоевывал заново, брал Берлин. Брал!
- Ну, дед, тебе цены нету! Да, были люди в ваше время, - начал перефразировать известные строки один из пацанов, - не то, что нынешнее племя, богатыри, не мы! - воскликнул он с горьковатой улыбкой.
Я, нащупав его локоть, пожимая, стал успокаивать:
- У вас, хлопцы, все впереди. Надо верить: возьмете и вы свой Берлин!"
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Как вы уже, наверное, поняли, сегодня мы будем говорить с вами о героях, Отечестве и взаимоотношениях России с другими государствами. Но говорить мы будем не о конфликтах и военных действиях, а, скорее, о том, как удаётся избежать кровопролития и найти верный путь решения международных споров.
Рассказ учителя (3 мин.):
Начало миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было положено в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке.
Цель миссии состояла в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. Впоследствии эта операция получила название Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП).
С тех пор ООН осуществила 67 операциий по поддержанию мира, причем 54 — после 1988 года. За это время в операциях ООН приняли участие сотни тысяч военнослужащих, десятки тысяч полицейских и другой гражданский персонал ООН из более чем 120 стран мира.
Более 3000 миротворцев ООН - граждан 120 стран погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.
В истории миротворческой деятельности можно выделить три основных периода.
Ранние годы
Начало миротворческой деятельности ООН;
Период после «холодной войны»
Изменения в миротворческой деятельности ООН;
Нынешняя ситуация
Сегодня мы подробнее остановимся на миротворческой деятельности ООН на современном этапе.
Миротворческие операции осуществляются в нестабильной обстановке, отмеченной изменением социально-экономических и политических условий. Требуется гибкость, чтобы справиться с решением комплекса постоянно меняющихся задач.
Гарантировать успех не может никто, поскольку деятельность ООН по поддержанию мира, можно сказать, по определению осуществляется в cложных как в физическом, так и в политическом плане условиях.
А теперь, давайте попробуем поработать в группах с источниками из сети интернет, введите, пожалуйста, в адресной строке вашего браузера адрес, который вы видите на экране.
Перед вами сайт, на котором вы можете найти всю необходимую информацию о текущих и завершённых операциях ООН по поддержанию мира.
Он-лайн работа с интернет-порталом http://www.un.org/ru/peacekeeping/
«Операции ООН по поддержанию мира»
Ребята, работая в группах, просматривают статьи на заданную тематику, обсуждают актуальные вопросы и готовят краткую презентацию «Обзор операций и миссий по поддержанию мира» по разделам (15 минут):
Группа 1: «Русские миротворцы. Завершённые операции по поддержанию мира»
Группа 2: «Гендерные вопросы миротворчества»
Группа 3: «Дети в условиях конфликта»
Группа 4: «Текущие операции и миссии»
(7 минут) групповое обсуждение, дискуссия.
Учитель: Ну, а сейчас, когда мы узнали столько интересного о деятельности ООН, давайте попробуем составить кластер понятия «МИРОТВОРЕЦ».
Составление кластера «МИРОТВОРЕЦ» 5 мин. работа в группах.
мин. коллективная интерактивная работа с кластером.
5. (3 мин.): Заполнение «Дневника личностного роста» (специальный блокнот, в котором дети каждый урок записывают что нового, жизненно важного они узнали или чему научились на уроке). Желающие высказываются.
Учитель: Ребята, мы сегодня узнали много новых, доселе неизвестных нам фактов и подробностей о поддержании мира на земле. Согласитесь, осталось ещё много тем для изучения, анализа, обсуждения!? Огромное спасибо всем за плодотворную работу.
6. Домашнее задание: эссе на тему «Борьба за мир – это неустанный труд»
Приложение 1
Миротворчество — приоритет политики России
Важнейшим элементом внешнеполитического курса России является миротворчество. Это позволяет России быстро интегрироваться в мировое сообщество, способствует повышению ее международного авторитета и выполнению обязательств как постоянного члена Совета Безопасности ООН по укреплению мира и международной безопасности. В этой связи, повышение международного престижа России как страны-миротворца является одним из важнейших направлений внешней политики российского государства.
Россия – традиционно миролюбивая страна, готовая протянуть руку помощи и подставить плечо поддержки любому народу, кто в этом нуждается. В новейшей истории даже в самые тяжелые моменты внутриполитической ситуации 90-х годов Россия не могла самоустраниться от задачи разрешения конфликтов на постсоветском пространстве. В частности, Россия не могла позволить себе полностью свернуть свое присутствие на Кавказе, в Средней Азии и Приднестровье, устраниться от урегулирования конфликтов в этих регионах.
Причинами этого явились: ответственность за судьбу этнических русских, проживающих в конфликтных зонах; прямое воздействие нестабильности на Кавказе на этнополитическую ситуацию в северокавказских автономиях России и прилегающих к ним областях; необходимость предотвращать угрозы распространения экстремизма и терроризма с территорий, охваченных войнами и беспорядками.
Для России вопрос о миротворческой деятельности, ее международно-правовом регулировании, целях и формах приобрели особую актуальность и в связи с тем, что после распада Советского Союза и образования на его территории независимых государств, Россия неоднократно вовлекалась (и продолжает вовлекаться) в конфликты с использованием вооруженных сил за пределами собственной территории. При этом активность российского миротворчества нередко провоцирует критику нашей внешней политики в конфликтных регионах постсоветского пространства со стороны ряда зарубежных политиков, государств и даже организаций, их опасения по поводу "российского империализма", "гегемонистских притязаний", "имперских амбиций" и т.д. Это обусловило необходимость выработки целостной внешней политики России в отношении миротворческих операций и других форм конфликтного урегулирования, стратегии и тактики в этом направлении, повышении престижа России на международной арене, как страны-миротворца, в целом. Принятые документы по миротворческой деятельности Российской Федерации в полной мере учитывают нормы международного права в этой области, а также опыт, накопленный к тому времени при проведении миротворческих операций на постсоветском пространстве.
Среди важнейших путей повышения международного престижа России как страны-миротворца было и остается участие в укреплении, повышении веса, авторитета и реальной роли в сфере миротворчества Организации Объединенных Наций, как ведущего миротворца в современной системе международных отношений, имеющего абсолютно-правовую легитимность для принятия надлежащих мер от имени мирового сообщества по предотвращению и урегулированию разноплановых кризисов и конфликтов. Поддержание международного мира и безопасности и принятие в этих целях эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы мира и подавления актов агрессии или других нарушений мира закреплено в первом пункте статьи 1 Устава ООН в качестве главной цели Организации Объединенных Наций.
В условиях, когда военный блок НАТО претендует на роль единственной организации с эффективным миротворческим ресурсом, значительные силы российской дипломатии брошены на решение стратегической задачи – восстановление и укрепление центральной роли ООН в сфере поддержания международного мира и безопасности. По мнению России операции по поддержанию мира, проводимые под эгидой ООН, остаются важным, а иногда и безальтернативным инструментом по созданию условий для разрешения конфликтов нового поколения, носящих преимущественно внутригосударственный характер и имеющих, прежде всего, этнические и религиозные корни. И в этом контексте – строгое следование положениям Устава ООН при осуществлении миротворческой деятельности является безусловным приоритетом для России.
Россия участвует в большинстве ооновских операций по поддержанию мира и их материально-техническом обеспечении. В настоящее время более 300 россиян участвуют в международных миссиях миротворческого характера под эгидой ООН: в Эфиопии и Эритрее, в Сьерра-Леоне, Ирако-Кувейтской миссии, в Западной Сахаре, в Демократической Республике Конго, в Боснии и Герцеговине, в Грузии, в Восточном Тиморе, Косово. С 2008 года по решению правительства Российской Федерации в Фонд ООН по миростроительству ежегодно перечисляется добровольный взнос в размере двух миллионов долларов США.
За последние годы российская дипломатия много сделала для того, чтобы возросла востребованность миротворческих операций ООН. Анализ показывает, что при участии российских миротворцев воинские контингенты и военные наблюдатели ООН в целом успешно выполняют задачи по поддержанию или восстановлению мира, что свидетельствует о достойном участии России в миротворческой деятельности во многих регионах мира. Для России принципиально важным является корректное вписывание своих усилий в сфере миротворческих операций в общую теорию и практику миротворческих операций, которые нарабатываются международным сообществом. Предполагается, что Россия будет и далее в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными государствами вносить весомый практический вклад в повышение антикризисного потенциала ООН.
В своей миротворческой деятельности Россия последовательно исходит из того, что использование силы международным сообществом – это исключительная и крайняя мера, на которую можно идти только в тех случаях, когда существует реальная угроза международному миру и безопасности в соответствии с главой 7 Устава ООН и когда исчерпаны все политико-дипломатические возможности урегулирования конфликтов.
Практическим воплощением этой позиции являются успешно проведенные миротворческие операции России в Приднестровье, на территории Грузии в Южной Осетии и Абхазии, в Таджикистане, где именно Российская армия остановила кровопролитие, а затем склонила враждующие стороны к соглашению по установлению и поддержанию мира, относительной стабильности в регионах.
28 июля 2012 года в Приднестровье (город Бендеры), где миротворческая операция продолжается и в настоящее время, открыт памятный знак российским миротворцам, остановившим 20 лет назад войну в Приднестровье. "Миротворческая операция в ее нынешнем формате является гарантом продолжения политического урегулирования молдово-приднестровского конфликта. Она позволяет обеспечить выход на реальные решения, которые бы удовлетворили и Кишинев, и Тирасполь", - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Карасин при открытии памятного знака.
В свою очередь президент ПМР Шевчук отметил, что "российские миротворцы остановили войну на Днестре, в которой погибли, были ранены и стали беженцами тысячи людей". По словам Шевчука, за два десятилетия в регионе не было ни одной вспышки насилия "в первую очередь благодаря тому, что у нас есть сила, которая заставляет и побуждает стороны думать только о мире". Указом президента ПМР 28 июля в Приднестровье объявлено Днем миротворца.
Важным представляется тот факт, что Российская Федерация, принимая участие во многих миротворческих операциях в рамках миссий ООН, оказывает содействие не только в обеспечении безопасности, но и в осуществлении гуманитарных программ, предоставлении экономической помощи и поддержке сложных политических процессов, в том числе нередко – выборов.
В настоящее время Россия последовательно выступает за комплексный характер рассмотрения и решения существующих проблем в ряде африканских государств.
По мере развития миротворчества России одновременно происходит и развитие его правовой базы на основе опыта проводимых операций, осуществляется переход ко все большему учету стандартов и требований ООН. Повышению престижа России на международной арене, как страны-миротворца, способствует совершенствование теории и практики ее миротворчества, обогащение мировой практики новыми способами действий миротворческих сил.
Можно предположить, что в будущем взаимодействие России и международных организаций по обмену опытом проведения международных операций не будет "улицей с односторонним движением", а Россия вполне сможет претендовать на одну из лидирующих позиций в разработке теории миротворчества и практического осуществления миротворческих операций (в том числе и за пределами границ СНГ).
Анализ тенденций развития современного российского миротворчества – как в зоне СНГ, так и за его пределами – подводит экспертов к выводу о том, что в будущем Россия будет переходить от проведения самостоятельных миротворческих операций к разрешению и урегулированию конфликтов в рамках СНГ во взаимодействии с другими международными институтами и организациями. При этом военная составляющая операций будет во все большей степени сочетаться с мерами дипломатического, экономического и гуманитарного характера.
В этом контексте заслуживает внимания идея совместного миротворчества России/ОДКБ с Евросоюзом/НАТО. Углубленная проработка данной идеи позволила бы выявить перспективные направления возможного взаимодействия, что явилось бы конкретным вкладом в повышение международного престижа России как страны-миротворца на европейском континенте.
Участие России в миротворческих проектах совместно с Евросоюзом/НАТО было бы целесообразно, по мнению специалистов, по следующим соображениям.
Во-первых, такое сотрудничество органично дополняло бы работу Постоянного совета по реализации Основополагающего акта, в том числе миротворческой группы Россия-НАТО, и наполнило бы его практическим содержанием.
Во-вторых, в пользу сближения миротворческих усилий России и НАТО говорит и то, что близки или совпадают представления сторон о будущих угрозах и вызовах европейской безопасности, зафиксированные в военной доктрине России и стратегической концепции НАТО.
В-третьих, политический вес и военный потенциал России и НАТО настолько велик, что даже начало движения в этом направлении благотворно скажется на военно-политической обстановке в Европе и будет способствовать укреплению здесь стабильности.
Тем более, что Россия и НАТО уже наработали позитивный опыт совместного сотрудничества в ходе миротворческих операций в Боснии и Косово. Несмотря на отдельные шероховатости, им удалось находить компромиссные развязки практических вопросов в этих операциях. При этом военнослужащие стран НАТО, как правило, высоко оценивали профессиональную подготовку военнослужащих российского контингента и сложившийся дух сотрудничества.
По мнению экспертов, коллективный подход – это перспективный подход к решению миротворческих задач. И Россия имеет уникальную возможность занять свое место в этом процессе. Хотя будет нелегко преодолеть неизбежные проблемы и расхождения в этой области, придется искать непростые компромиссы и идти на возможные серьезные уступки. Но каждый шаг в направлении повышения престижа РФ на мировой арене как страны-миротворца, объединения ее усилий и других стран, организаций и союзов в противодействии общим вызовам и угрозам станет существенным вкладом в фундамент глобальной безопасности, а также ощутимой внешнеполитической победой нашей страны.
Приложение 2
Гендерные вопросы
Женщины и мужчины переживают конфликт по-разному и поэтому по-разному понимают, что такое мир.
Фото ООН/Марко Дормино
Женское полицейское подразделение из Бангладеш в составе МООНСГ, прибывает в Порт-о-Пренс для оказания помощи в восстановлении после землетрясения.
Признание этих различий, известных как гендерные аспекты, и их учет во всех элементах операций ООН по поддержанию мира — залог успеха миротворческих усилий ООН.
Как обеспечивается гендерное равенство в миротворческой деятельности ООН?
У Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) есть ряд способов обеспечить, чтобы гендерная проблематика занимала центральное место в миротворчестве.
Один из наиболее важных способов — стратегия всестороннего учета гендерной проблематики. Она подразумевает включение гендерных аспектов во все элементы политики, разрабатываемой всеми секциями (реформа сектора безопасности, разоружение, демобилизация и реинтеграция, полиция, вооруженные силы, выборы), — от первоначального планирования до оценки.
Обеспечивая всесторонний учет гендерных аспектов на всех этапах миротворческих операций, ДОПМ опирается на директивный документ «Политика по вопросам равенства мужчин и женщин в операциях по поддержанию мира».
Женщины и миротворчество
Эволюция миротворческой деятельности в сторону более широкого применения гуманитарного подхода сопровождалась увеличением численности женщин в рядах миротворцев.
Деятельность женщин во всех сферах — в полиции, вооруженных силах и гражданских службах — оказывает позитивное воздействие на проведение операций по поддержанию мира как в плане расширения роли женщин в миростроительстве, так и с точки зрения защиты прав женщин.
В 1993 году доля женщин среди развернутого негражданского персонала составляла 1 процент. Сегодня в рядах миротворцев, насчитывающих приблизительно 125 тыс. человек, женщины составляют 4 процента военнослужащих и 10 процентов полицейских (см. «Сводную статистическую информацию о женщинах в воинском и полицейском контингентах операций ООН по поддержанию мира в 2005–2010 годах»). Кроме того, женщины составляют примерно 30 процентов международного гражданского персонала..
Своим участием во всех видах деятельности по поддержанию мира женщины-миротворцы доказали, что способны выполнять те же функции, соответствовать тем же стандартам и работать в столь же сложных условиях, что и их коллеги-мужчины. Набор и удержание на службе женщин-миротворцев является оперативной необходимостью.
Со своей стороны, Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ), откликаясь на призыв всех мандатов по вопросам женщин, мира и безопасности увеличивать численность женщин в составе миротворческих операций, продолжает содействовать приему на службу большего числа женщин. Между тем основная ответственность за увеличение числа женщин в воинских контингентах миротворческих сил лежит на отдельных странах, предоставляющих войска и полицейских.
Почему важно участие женщин в миротворческих операциях?
Женщины-миротворцы служат примером для местного населения, вдохновляя женщин и девочек, живущих в обществе, где зачастую доминируют мужчины, на борьбу за свои права и участие в мирных процессах.
Увеличение числа женщин необходимо для решения следующих задач:
расширение прав и возможностей женщин в принимающей стране;
проверка благонадежности бывших комбатантов-женщин;
оказание помощи женщинам из числа бывших комбатантов во время процесса демобилизации и возвращения в гражданскую жизнь;
расширение сети сбора информации;
действий по оцеплению и досмотру женщин;
проведение бесед с пострадавшими от насилия на гендерной почве;
наставничество над женщинами-кадетами в полицейских и военных академиях;
общение с женщинами в обществах, где женщинам запрещено разговаривать с мужчинами.
Присутствие женщин-миротворцев может также:
способствовать ослаблению конфликта и противостояния;
улучшить возможности доступа и поддержки для местных женщин;
расширить права и возможности женщин в общинах;
усилить чувство защищенности у местного населения, в том числе у женщин и детей;
расширить спектр профессиональных навыков и форм работы в рамках миротворческой миссии.
Основные факты и цифры
За 32 года, с 1957 по 1989 год, службу в рядах миротворцев ООН прошли всего 20 женщин;
в 1993 году в 11 из 19 миротворческих миссий действовали гражданские компоненты, и женщины составляли треть гражданского персонала. В настоящее время на долю женщин приходится около 30 процентов от 19 800 гражданских служащих, занятых в миссиях по поддержанию мира;
3 женщины возглавляют миротворческие операции на постах специальных представителей Генерального секретаря (СПГС), и 3 женщины работают заместителями СПГС;
в разных частях мира действуют три женских полицейских подразделения: индийское в Либерии, бангладешское в Гаити и подразделение из Самоа в Тиморе;
пост советника ООН по вопросам полиции занимает женщина, Анн-Мари Орлер из Швеции. Она консультирует ДОПМ по вопросам, связанным с работой полиции.
Приложение 3
Дети в условиях конфликта
Защищая детей, живущих в атмосфере насилия и жестокости, миротворцы могут разорвать порочный круг и заложить основы долгосрочного мира.
Фото ООН/Стюарт Прайс
Патрульный из батальона Руанды ЮНАМИД в Дарфуре наблюдает за детьми, едущими за водой.
Конфликты оказывают несоразмерное воздействие на детей. Многие из них становятся жертвами похищений, изнасилований, вербовки в армию и убийств, они получают увечья и подвергаются многочисленным формам эксплуатации.
По словам Грасы Машел, бывшей первой леди Мозамбика и Южной Африки: «Война нарушает все права ребенка — право на жизнь, право находиться со своей семьей и общиной, право на здоровье, право на развитие личности и право на заботу и защиту».
Совет Безопасности занимается этой проблемой с 1999 года, и вопрос о защите детей в условиях вооруженного конфликта включается в мандаты операций по поддержанию мира с 2001 года. За последние десять лет персонал операций по поддержанию мира содействовал освобождению тысяч детей-солдат и способствовал реформе законодательства.
Защита детей миротворцами ООН
Мы полагаем, что каждый участник операции по поддержанию мира должен внести свой вклад в защиту детей от последствий войны.
Военнослужащие миротворческих сил играют важнейшую роль, сообщая сотрудникам по вопросам защиты детей о нарушениях в отношении детей, и помогают выявлять и освобождать детей, находящихся в составе вооруженных группировок.
Полиция ООН совместно с сотрудниками национальной полиции принимает надлежащие меры для решения проблем детей.
Сотрудники по вопросам судопроизводства наблюдают за тем, чтобы права детей были гарантированы национальным законодательством.
Руководитель операции по поддержанию мира обеспечивает включение вопросов, касающихся прав детей, в число приоритетных задач мирного процесса.
Весь персонал операций по поддержанию мира проходит профессиональную подготовку по правам ребенка и вопросам защиты детей, чтобы повысить информированность о проблемах, с которыми сталкиваются дети во время конфликта. После курса обучения все сотрудники становятся авторитетными защитниками детей.
Функции советников по вопросам защиты детей
Советники по вопросам защиты детей — это специалисты, которые направляются в миссию для содействия выполнению мандата по защите детей. Обязанности этих сотрудников состоят в следующем:
Обеспечить обязательный учет вопросов о защите детей в деятельности миссии путем включения этой тематики в основные мероприятия и консультирования руководства миссии.
Организовать обучение недавно развернутых миротворцев по вопросам защиты детей дополнительно к учебной подготовке по данной тематике, которую должен пройти каждый миротворец до развертывания операции.
Обеспечить защиту интересов: советник по вопросам защиты детей выступает в качестве консультанта, координатора и советника руководства миссии по всем вопросам, связанным с защитой детей.
Вести наблюдение и отчетность по наиболее серьезным нарушениям в отношении детей.
Советники по вопросам защиты детей играют ключевую роль в налаживании диалога с правонарушителями в целях борьбы с серьезными нарушениями в отношении детей. Результатом такого диалога становится подписание планов действий с военными и вооруженными группами и освобождение тысяч детей-солдат.
Различия между наблюдением и отчетностью
В своей резолюции 1612 (2005) Совет Безопасности учредил механизм наблюдения и отчетности в связи с наиболее серьезными нарушениями, допущенными в отношении детей в вооруженном конфликте. Данный механизм под названием 1612: механизм наблюдения и отчетности (MНО) предусматривает контроль над шестью серьезными нарушениями.
Отчеты, составленные в соответствии с МНО совместно с Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и другими партнерами, имеют исключительно важное значение, поскольку они служат основанием для действий Рабочей группы Совета Безопасности по вопросу о детях и вооруженных конфликтах и в конечном счете могут привести к введению санкций.
Вооруженные группы, которые, по сообщениям, совершили нарушения в отношении детей, вступают в диалог с миссией и ЮНИСЕФ, с тем чтобы путем последовательных усилий положить конец этим нарушениям.
Советники по вопросам защиты детей в миротворческих операциях
Советники по вопросам защиты детей в настоящее время работают в следующих миссиях по поддержанию мира:
Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (МООНЮС)
Смешанная операция Африканского союза — Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД)
Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК)
Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити (МООНСГ)
Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА)
Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии (МООНЛ)
Операция Организации Объединенных Наций в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ)
С 2001 года советники по вопросам защиты детей направлялись Департаментом операций по поддержанию мира (ДОПМ) в Сьерра-Леоне, Бурунди, Чад, Демократическую Республику Конго, Афганистан, Кот-д’Ивуар, Либерию, Гаити и Судан.
Роль операций по поддержанию мира в контексте общих усилий по защите детей
Работа Департамента операций по поддержанию мира дополняет деятельность других участников, занимающихся вопросами защиты детей. Сотрудничество сторон играет важную роль в принятии ответных мер. В рамках миротворческих операций функции по защите детей не предусматривают осуществление программ для местных органов власти. Эта независимость обеспечивает операциям относительную свободу действий и дает возможность проводить крайне важные политические и стратегические мероприятия на местах.
В своей работе по защите детей операции по поддержанию мира руководствуются следующими резолюциями и программами:
Стратегии
Стратегия ДОПМ/ДПП по включению мероприятий в области защиты, прав и благополучия детей, затрагиваемых вооруженными конфликтами, в операции ООН по поддержанию мира (2009)
Список использованной литературы
Михаил Годенко «Исповедь для внука»
Использованные интернет-ресурсы
http://www.un.org/ru/peacekeeping/