Самоанализ деятельности учителя-логопеда Подорожней Н.Л. в межаттестационный период
Самоанализ деятельности учителя-логопеда Подорожней Н.Л.
в межаттестационный период
Ежегодное обследование детей младшего школьного возраста поставило передо мной проблему: процент детей, имеющих речевые нарушения достаточно высок и продолжает расти. Наблюдается большой разрыв между количеством нуждающихся в логопедической помощи и количеством зачисленных на занятия. На логопункте одновременно занимается до 8 детей ( на 0,25 ст.). Логопедические занятия рассчитаны на 6-ти или 12-ти месячный срок обучения. Каждый выпущенный ребенок немедленно заменяется следующим. Мне необходимо так организовать коррекционный процесс, чтобы оказать эффективную логопедическую помощь как можно большему количеству детей. Поэтому ведущей целью своей логопедической работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.
Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются:
1) сохранять физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи;
2) осуществлять коррекцию недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;
3) успешно социализировать детей с дефектами речи.
Достижение положительных результатов в решении этих задач зависит от многих составляющих. Это и своевременное выявление речевых нарушений, и грамотное построение коррекционного процесса, и заинтересованность окружающих ученика взрослых, и уверенность в успехе самого ученика.
Особое внимание я уделяю диагностической деятельности, результаты которой влияют навсю систему коррекционно-образовательного и воспитательного процессов. Для того, чтобы понять, проанализировать и в дальнейшем правильно спланировать работу с каждым ребенком, в зависимости от его личностных особенностей, я использую следующие методы диагностики: наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий; изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания; беседы с родителями и их анкетирование; специальные диагностические задания .
Диагностику речевых нарушений детей младшего школьного возраста осуществляю по методике Г.А Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей». Данная методика рассматривает речь как сложную многоуровневую систему, составные части которой зависят одна от другой и дополняют друг друга, что позволяет выявить взаимодействие неречевых и речевых процессов. В ходе обследования использую дидактические пособия Коноваленко В.В « Экспресс –обследование звукопроизношения», Смирновой И.А. « Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» и «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи».Данные методики позволяют более углубленно изучить особенности речевого развития каждого ребенка, уточнить структуру дефекта и оценить степень выраженности нарушения. ( приложение №1)
Такое комплексное обследование помогает выявить не только речевые нарушения, но и изучить личностные особенности ребенка. Это имеет важное значение при составлении индивидуального плана работы и, в свою очередь, положительно влияет на конечный результат логопедического процесса.
Результаты диагностики обследованных учеников
за межаттестационный период
Учебный год |
2013-2014 |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
|||
Всего обследовано (% от общего числа детей) |
54 (100%) |
42 (100%) |
||||
Выявлено с нарушениями речи (% от общего количества обследованных) |
32 ( 60%) |
22 ( 52%) |
||||
% от количества выявленных с нарушениями |
ФФН |
16 ( 50%) |
14 ( 63%) |
|||
ФН |
3 ( 6%) |
4 ( 18%) |
||||
ОНР |
3 ( 6%) |
2 ( 9%) |
||||
Темпо-ритм. нарушения |
- |
- |
||||
Нарушения чтения и письма |
5 ( 16%) |
3 ( 14%) |
В процессе коррекционно-развивающей деятельности мною используются современные педагогические технологии:
- технология логопедического обследования Л. С. Волковой – позволяет определить структуру и степень выраженности речевого дефекта;
- технология постановки звуков Ф. Ф. Рау – позволяет применять разнообразные приемы для постановки различных групп звуков;
- технология коррекции звукопроизношения Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной –предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;
- технологии активизации и интенсификации деятельности (игровые, компьютерные) – помогают поддерживать устойчивое внимание и работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-логопатов;
- личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества) – позволяет концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности;
- индивидуализации обучения В. В. Шадрикова – дает возможность отслеживать динамику речевого развития каждого обучающегося и планировать;
- компьютерные, среди которых применительно к обучению выделяю следующие: специализированные логопедические программы, презентативное сопровождение занятий;
- здоровьесберегающие, из которых в работе использую пальчиковую гимнастику, сказкотерапию, пескотерапию .
Применение данных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма.
Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые); игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные, сюжетные, ролевые, подвижные и т.д.); нетрадиционные занятия (логосказки, путешествия по песочной стране, с использованием ИКТ).
На любом занятии, независимо от формы, проводится работа по:
развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики;
формированию пространственно - временных представлений;
коррекции дефектного звукопроизношения;
развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;
уточнению и расширению словарного запаса;
усвоению грамматических категорий;
Все занятия проходят с соблюдением метода обучения произношению, который характеризуется как:
аналитико-синтетический – позволяющий производить анализ и синтез элементов целого слова (слог, звук);
концентрический – предусматривающий использование базовых звуков для постановки нарушенных;
полисенсорный – предполагающий максимальное использование слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка.
На занятиях по предупреждению и исправлению дисграфии особое внимание уделяю формированию полноценных фонематических представлений, навыков анализа и синтеза звукового состава слова, развитию навыков грамматически правильного письма, формированию умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре; умению слушать и слышать товарища. В конце занятия обязательно даю объективную оценку деятельности каждого ребенка. Чаще всего использую оценки в форме эмоционального отношения или оценочного суждения. Стараюсь также привлекать к участию в оценке учебной деятельности самих детей, так как это развивает аналитическую деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.
Надо сказать, что уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий разный. Есть дети с низкой мотивацией учебной деятельности. И над этим приходится много работать, ведь для успешного продвижения к поставленной цели необходимо, чтобы каждый ребенок испытывал радость от занятия. А это возможно только тогда, когда ребенку интересно, когда у него что-то получается, и он знает, что его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Поэтому я стараюсь предлагать ребенку такие задания, выполняя которые он будет иметь успех, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиями позволяет добиваться хороших результатов к концу коррекционного обучения
Исходя из данных приведенной ниже таблицы видно, что процент детей с речевыми нарушениями достаточно велик и составляет примерно 61% от общего количества обучающихся. Это говорит о том, что практически каждый второй ребенок в образовательном учреждении имеет те или иные проблемы в развитии речи.
В то же время в целом количество учащихся, покинувших логопункт с исправленной речью примерно 78%. Оставшиеся 4 % - это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения письма и чтения неясной этиологии, а также результаты коррекционной работы, требующей продолжения. Тем не менее, все оставленные для дальнейшей работы дети имеют положительную динамику развития речи. Самое главное: у детей исчезают или значительно снижаются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, что способствует успешной социализации их в коллективе.
Результативность коррекционной работы за межаттестационный период
Учебный год |
2013-2014 |
2014 -2015 |
2015-2016 |
Выявлено с нарушениями речи (% от общего числа детей в ОУ) |
32 ( 6 0%) |
32 ( 61%) |
22 ( 56%) |
Зачислено на логопедические занятия (% от общего количества выявленных с нарушениями речи) |
14 ( 43%) |
14 ( 44%) |
12 ( 54%) |
Выпушено с исправленной речью |
13 ( 44%) |
12 ( 44%) |
- |
Оставлено с улучшениями для продолжения коррекционной работы |
1 ( 2%) |
2 ( 4 %) |
- |
Результаты коррекционной работы были бы намного ниже, если бы не заинтересованность в успехе педагогов и родителей. Поэтому, с целью привлечения внимания взрослых к речевым проблемам детей , я ежегодно провожу консультативно-просветительскую работу по распространению специальных знаний в области логопедии и психологии:
выступления на заседаниях районных методического объединения учителей-логопедов; ( приложение №2)
разработка методических рекомендаций и памяток для педагогов и родителей по работе с детьми разного возраста, имеющими проблемы в развитии речи; ( приложение № 3)
В последние годы с расширением у педагогов знаний в области логопедии работа с ними чаще проводится индивидуально, так как их запросы стали более конкретными и узко направленными.
Что касается участия родителей в логопедическом процессе, то активность многих из них зачастую снижена. Это объясняется низким уровнем познания особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом длительность коррекционной работы увеличивается, а качество снижается, ведь такие родители равнодушны к проблемам детей и халатно относятся к выполнению рекомендаций логопеда. Чтобы избежать этих трудностей, а также учитывая потребности родителей, я активно работаю в этом направлении:
выступаю на родительских собраниях;
в логопедическом уголке « Советы логопеда» размещаю информацию по проблемам речевого развития детей разного возраста;
даю консультации родителям ( даю рекомендации по развитию звукового состава слова, обогащению словаря, развитию связной речи). По просьбам родителей провожу индивидуальное обследование ребенка и, по необходимости предоставляю необходимый речевой материал для самостоятельных занятий, для домашних занятий по развитию артикуляционной, мелкой моторики. ( приложение № 4)
совместно с психологом работаю в направлении по обследованию учащихся и адаптации первоклассников в школе.
Такая работа позволяет педагогам объективно оценить логопедическую помощь в образовательном процессе, а родителям понять всю важность и необходимость устранения речевых проблем как можно раньше, чтобы избежать вторичных нарушений.
Совершенствование образовательного процесса невозможно без профессионально-личностного роста педагога. Поэтому много времени я отвожу на методическую работу. Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю на специально организованных курсах и принимая участие в семинарах, методических объединениях. В течение многих лет я занимаюсь проблемой развития фонематического слуха у младших школьников.
Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической). Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением. Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза. Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов, а также является непременным условием успешного обучения грамоте. Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата ( ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников), низкое развитие фонематического слуха (недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их), бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков, недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха). Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями. В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом. Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. В школе, обучаясь чтению или совершенствуясь в умении читать, ребёнок должен уметь соотносить звуковой и зрительный ряды. Иными словами, ребёнку необходимо чётко представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированной способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв. Из вышесказанного можно сделать вывод: ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития. Освоение языка очень сложный и длительный процесс, в ходе которого ребенок делает множество ошибок. Наблюдения показывают, что фонетика — один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Поэтому я детально изучала развитие фонематического слуха у младших школьников . В рамках этой темы я разработала и представила для рассмотрения на РМО логопедов подборку дидактических игр по развитию фонематического слуха, презентация « Профилактика нарушений связной речи». В течение двух последних лет работала по теме «Нетрадиционные логопедические технологии» ( сказкотерапия, пальчиковая гимнастика). С 2015года являюсь руководителем РМО учителей-логопедов, выступала на РМО по темам: « Роль учителя – логопеда в реализации ФГОС начального общего образования», « Профилактика нарушений письменной речи учащихся», участвовала в семинаре на курсах учителей – логопедов по теме «Развитие фонематического слуха у младших школьников». Много лет являлась председателем районной ПМПК, сейчас являюсь членом районной ПМПК, провожу консультациии родителям, которые приходят на ПМПК ( за период 2013-2015г. - 24 консультации).
Для получения актуальной информации об изменениях в системе образования, а также с целью обмена опытом использую различные сетевые ресурсы. Являюсь участником проекта « Мерсибо», участвовала в вебинарах «Особенности применения интерактивных игр в комплексных занятиях логопеда и психолога» (серификат), «Традиционные и инновационные приемы активизации фонематического восприятия у детей с особенностями развития» (сертификат), «Особенности применения интерактивных игр в комплексных занятиях логопеда и психолога» ( сертификат), « Эффективные методы проведения групповых занятий с использованием современных электронных устройств» (сертификат), «Применение развивающих игр как мативационной основы в работе с детьми ОНР» (сертификат), имею личный сайт в Социальной сети работников образования http:/nsportal.ru/imovilya.
В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам постановки звуков, развития фонематического слуха, неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению.
консультации |
кол-во консультаций |
|
2013-2014уч.г. |
2014-1015уч.г. |
|
родителям |
15 |
11 |
учителям |
3 |
5 |
С учетом современных требований создала предметно-развивающую среду логопедического кабинета; методический и дидактический материал систематизирован по разделам и является коррекционно-направленным.
Таким образом, обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического процесса, а также взаимосвязанные усилия взрослых по устранению имеющейся у детей речевой патологии позволяет достигать главной цели любого образовательного учреждения, которая заключаетсяв организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.
Считаю, что главная цель моей деятельности достигается. В дальнейшем планирую строить свою работу исходя из поставленных задач. Будет продолжаться поиск новых эффективных приемов и методов логопедического воздействия.
Руководитель образовательного учреждения ____________________________
М.П. «11 » ноября 2015 г.