12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Димитриева Наталья Петровна26
Материал размещён в группе «Математика - наука великая»
0

Деятельностные методы и формы обучения обучающихся на уроках математики.












Деятельностные методы и формы обучения обучающихся на уроках математики.














Учитель начальных классов:

Димитриева Н.П.




















Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.


В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.


В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.


Работая учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.


Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.


Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.


Актуализация деятельностного метода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.


Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.


На основании перечисленных фактов, можно сделать вывод о том, что современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на "усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество", к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.


Этот переход не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос "Как обучать?".


У каждого учителя есть четкое представление о структуре деятельности по передаче знаний (сообщение темы и цели, актуализация, объяснение, закрепление, контроль); соответствующая система дидактических принципов (наглядности, доступности, научности и т.д.), которая обеспечивает сознательное усвоение сообщенных знаний, соответствующая система контроля и оценки и собственный опыт активизации деятельности детей, описанный в том или ином психолого-педагогическом исследовании (проблемное введение знаний, использование материализованных моделей и т.д.).


Таким образом, видны преимущества деятельностного метода обучения.

В своей работе я использую технологию деятельностного метода обучения, которая включает в себя последовательность деятельностных шагов:


1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).


Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.


«Хочу, потому что могу».


На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.


Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы:


- в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);


- предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);


- самопроверка домашнего задания по образцу.


В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Данный этап длится 4-5 мин и предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:


1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;


2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.


Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.


3. Постановка учебной задачи.


Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


Данный этап длится 4-5 мин. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)


Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.


Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к теме диалог.


4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).(7-8 мин.)


Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.


На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.


Организовываю коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).


Способы: диалог, групповая или парная работа;


Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.


5. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5 мин.)


Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.


Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5мин.)


Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.


Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.


7. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин.)


На данном этапе новое знание включалось в систему знаний. При необходимости выполнялись задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).


Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие получили результаты?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?


Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании».












Литература:

Карбакова И.Н.,Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград. 2008

Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Современный урок, “Учитель”, 2005.

Л.Г. Петерсон. Теория и практика построения непрерывного образования. М.: УМЦ "Школа 2000...", 2001.

Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. - Вып. 4. - М.: УМЦ «Школа 2000 ... 2100».

Мельникова, Е. Л. Анализ уроков изучения нового материала // Школа 2100. - Вып. 4. - М.: Баласс, 2000. - С. 121-126.Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. – Екатеринбург; 2001

Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 20
































Опубликовано в группе «Математика - наука великая»


Комментарии (0)

Димитриева Наталья Петровна
Комментарий был удалён пользователем 06 ноя 2020 в 12:33
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.