«Сказочные птицы»
Методика мониторинга психоэмоционального состояния и адаптации участников образовательного процесса
к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
(в период ЛОК)
Автор методики:
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Д. М. Капов
Санкт-Петербург, 2019 г.
© 2019 г. Авторские права защищены.
Пояснительная записка:
В рамках программы адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» (программа «Арт-пространство «Synthesis»*), была разработана методика мониторинга психоэмоционального состояния и анализа адаптации ВДК «Сказочные птицы».
*программа адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» «Арт – пространство «Synthesis»- модуль комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса «Шкатулка Пандоры- metamorphosis»
Сказочная птица - это образ, который сочетает в себе: полет мечты, радость, детство, красоту, окружающий мир.
Образ птицы выбран не случайно. Птица- одно из самых динамичных живых существ, находящееся в постоянном движении. Приезжающие на смену дети, это своего рода образ «птенцов, покинувших родительское гнездо», которые учатся создавать свой собственный мир.
Участвуя в событиях смены, дети адаптируются к условиям того места, в котором оказались, и учатся реализовывать свои способности, находить себя, приобретать новые навыки.
Цель методики: Анализ психоэмоционального состояния и успешности адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Основные понятия:
Адаптация – процесс приспособления личности к условиям окружающей реальности;
ВДК – временный детский коллектив;
Психоэмоциональное состояние – форма субъективного эмоционального отражения воздействия окружающей реальности.
Типы психоэмоцтнальных состояний:
Активность - пассивность, возбужденность - заторможенность, соучастие - равнодушие, уверенность – неуверенность, открытость - замкнутость.
Система мониторинга состоит из двух основных элементов.
Первый элемент- образ сказочной птицы разделенный на три части, в соответствии с периодами смены: орг.период смены, основной период смены и заключительный период.
Второй элемент - Цветодиагностика.
Цветодиагностика- методика анализа психоэмоционального состояния.
В данном случае – методика визуализации особенностей психоэмоционального состояния и адаптации ВДК в условиях ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Особенность методики заключается в том, ее заполнением занимается непосредственно психолог, наблюдающий за коллективом, а воспитатель (вожатый, педагог), имеет лишь интерпретацию.
По итогам конкретного временного периода (орг.период, основной и заключительный), психолог совместно с воспитателем (вожатым, педагогом), проводит полный анализ психоэмоционального состояния коллектива, продумывает механизм дальнейшего взаимодействия, рассматривает возможные факторы риска и способы их минимизации, выстраивает план совместной работы (при необходимости вмешательства психолога).
Методика позволяет: оценить уровень адаптации детей к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», дает возможность отслеживания особенностей развития ВДК в условиях отряда, позволяет визуализировать и корректировать механизм и динамику взаимотношений в коллективе, отслеживать вероятность возникновения конфликтных ситуаций, минимизировать риски эмоциональных перепадов, гармонизировать процесс адаптации.
Рис. 1. Один из возможных вариантов образа птицы, разделенный на три этапа смены: организационный, основной, заключительный.
Основу методики составляют 5 цветов: красный, синий, желтый, зеленый, голубой.
Цвет | Интерпретация
|
Красный | Уровень общей адаптации и активности участников смены. Чем больше красного цвета, тем выше исследуемые параметры, т.е. чем больше красного цвета в конкретном периоде смены, тем качественнее проходит процесс адаптации. Большое количество красного цвета, также, показатель высокой активности участников смены, в данном случае отряда. |
Синий | Уровень и качество взаимодействия между напарниками (вожатыми). Чем больше синего цвета, тем выше показатель взаимопонимания и слаженности работы напарников. |
Желтый | Желтый цвет- показатель общего психологического климата в отряде. Наличие желтого цвета позволяет оценить общее настроение отряда, и в случае необходимости, создать условия способствующие гармонизации настроения в отряде. |
Зеленый | Зеленый цвет- показатель индивидуального настроения. Данный цвет (а точнее его наличие) позволяет отследить индивидуальное настроение и психофизическое состояние участников смене вне отрядного контекста. Чем больше зеленого цвета, тем стабильнее индивидуальное настроение, и соответственно, чем меньше зеленого цвета, тем ниже показатель индивидуального настроения, а из этого следует, что стоит обратить внимание на индивидуальные особенности детей, и способствовать повышению данного параметра, в нашем случае –это индивидуальное настроение участников смены. |
Голубой | Голубой цвет- показатель наличия «пограничных состояний». Под «пограничными состояниями» в данном случае понимается ситуации, способствующие снижению уровня активности и взаимодействия отряда: спад эмоционального состояния, чрезмерная активность, непонимание системы взаимодействия в рамках смены. |
Сочетания и «соприкосновения цветов» | Закрашивание сказочной птицы происходит не хаотично, а с учетом взаимовлияния всех параметров. Например: соприкосновение голубого цвета с желтым, свидетельствует о наличии внешних (или внутренних) факторов, влияющих на общее настроение отряда. Соприкосновение синего цвета с желтым- высокое (или низкое) влияние вожатых на развитие общего настроения в отряде. Обрамление красного цвета- показатель факторов, влияющих на общую адаптацию, будь то активность вожатых, индивидуальное настроение, или внешнее влияние особенностей программы смены. Все цвета взаимосвязаны друг с другом, и указывают на взаимовлияние. |
Алгоритм закрашивания птицы.
В каждый временной период смены закрашивается соответствующая часть сказочной птицы, с учетом всех взаимовлияющих друг на друга факторов.
После каждого периода смены, совместно с вожатыми, проводится анализ развития ВДК, общих достижений и оформление рекомендаций по улучшению, стабилизации и\или поддержанию достигнутых результатов.
При наличии факторов, неблагоприятно влияющих на развитие и активность ВДК, вместе с вожатыми прорабатывается механизм минимизации (-) влияния данных факторов, и разрабатываются формы активности, способствующие гармонизации процесса развития и функционирования ВДК в условиях смены.
Тело птицы закрашивается в цвет ведущего (основного) влияющего фактора, например:
активность вожатых- синий;
совместная активность вожатых и детей- сочетание красного и синего;
высокий показатель активности а (+) психологического настроения в отряде- сочетание красного и желтого;
высокий уровень активности и высокие показатели индивидуального настроения- сочетание красного и зеленого;
высокое влияние внешних факторов, низкий уровень активности, влияние индивидуального настроения на общее в отряде- голубой цвет.
Окрас тела птицы может сочетать в себе все факторы, с учетом интенсивности их взаимовлияния.
Вспомогательные методы анализа психоэмоционального состояния:
наблюдение;
индивидуальные беседы;
групповые тренинговые занятия;
психологические сюжетно-ролевые игры;
анализ продуктов деятельности;
экран настроения
Литература:
Ануфриев А. Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач. – М.: Ось-89, 2012;
Глуханюк Н. С. Психодиагностика. – М.: Academia, 2015;
Истратова О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростовн\Дону.: Феникс, 2013;
Каменская В. Г. Психодиагностика ребенка. –М.: Инфра-М, 2018;
Пашнев Б. К. Психодиагностика: практикум школьного психолога. – Ростов н\Дону.: Феникс, 2015;
Сотников М. А. Психодиагностика. –М.: Приор, 2007.
Кияйкина Наталья Федоровна
Daniel Mukhabovich Kapov