Статья на тему «Диагностика обучающихся с нарушением слуха по коррекционному курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" АООП 1.2; 2.2; 2.3»

1
1
Материал опубликован 14 June 2023 в группе

 

Диагностика обучающихся с нарушением слуха по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» АООП 1.2; 2.2; 2.3

 

Методика, материалы, этапы, условия проведения, сроки, список протоколов для обучающихся

 

В практике коррекционных школ для детей с различными нарушениями слуха в рамках коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» предусмотрено ежегодное обследование (диагностика) учителями – дефектологами(сурдопедагогами) обучающихся с нарушением слуха с последующим составлением характеристики по образцу ЦПМПК (части характеристики, которая относится к коррекционно- развивающим курсам по итогам учебного года).

Обследование состоит из 2-х разделов:

- обследование речевого слуха - разборчивость речи на слух/слухозрительно с индивидуальными слуховыми аппаратами (далее С/А) /процессором КИ/без использования средств электроакустической коррекции.

- обследование произносительной стороны речи

Условия проведения

Обследование проводится в кабинете учителя – дефектолога/кабинете групповых занятий/холле коррекционно – развивающего блока, в условиях относительной изоляции от шума в соответствии с методическими рекомендациями по возможностям восприятия речи на слух/слухозрительно, напрямую зависящих от степени снижения слуха, возраста, ступени обучения по классам, индивидуальных психофизических особенностей.

Сроки проведения обследования

Сентябрь 2 недели

Апрель – май- 2 недели

Промежуточная диагностика проводится после замены С/А, процессора КИ, по запросу.

Этапы диагностики,

Изучение документации в личном деле: заключение ЦПМПК, аудиограмма и т. д.

Составление, при необходимости, «электронной папки» с документами обучающегося (скан копии необходимых документов, протоколы, карты учёта состояния слуха и произношения, прикрепление документов от предыдущего специалиста…).

Обследование обучающихся в соответствии с перечнем диагностических материалов

Формирование пакета документов по ежегодному обследованию на бумажном или электронном носителе.

Формирование ИОМ (начало года)

Внесение информации в протокол заседания рабочей группы по каждому обучающемуся (начало, конец года)

Внесение информации в ИОМ о результатах на конец учебного года

Составление характеристики обучающегося,

 

Диагностические аспекты и материалы обследования

 

Педагогическое обследование слуха и произношения включает:

- аудиологический аспект (аудиограмма, медицинское заключение), анализ документации аудиологического обследования слуха;

- сурдопедагогический аспект – оценка состояния слуховой функции, соотнесение данных медицинского и педагогического обследования, оценка эффективности медицинской технической (слухопротезирование/имплантирование) коррекции слуха (характеристика ОУ, беседа с обучающимися/родителями, наблюдение)

изучение уровня развития слухового восприятия речи на слух/слухозрительно (по протоколам)

оценка состояния произношения и его компонентов (методические и коррекционно развивающие пособия, учебные материалы, отвечающие объёму и содержанию информации, предусмотренной для данного возраста, степени снижения слуха, психофизических особенностях обучающегося, карта учёта состояния слуха и произношения)

При обследовании слуха у младших школьников используют:

- списки 10 разно частотных слов.

 

Слова для обследования слуха у детей (По Л.В. Нейману)

 

Группа I

Мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба,

мальчик, лампа, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух.

 

Группа II

Папа, нос, бабушка, доска, корова, шапка, карандаш, чашка, окно, уши, мяч, палка,

булка, коза, школа, чулки, хлеб, капуста, санки, курица.

 

Группа III

Вова, стул, рубашка, сумка, глаза, голова, каша, нога, молоко, ручка,

дым, лошадь, девочка, яблоко, зима, перо, шар, книга, сахар, кукла

 

Группа IV Рыба, окно, бабочка, мишка, мама, девочка, мел, заяц, сахар, чернила,

палка, ручка, петух, сумка, ложка, шапка, стул, бумага.

 

Сбалансированные списки слов для обучающихся младших классов

(Е.П. Кузьмичева, О.В Шевцова, Е.З. Яхнина)

Список 1

Список 2

Список 3

Дом

Чашка

Тетрадь

Один

Молоко

Дедушка

Папа

Посуда

Сыр

Яблоко

Работа

колбаса

Ручка

Собака

Зима

Апельсин

Бабушка

Каша

Тарелка

Хлеб

Компот

Ножницы

Помидор

мяч

 

Линейка

Чай

Ужин

Стол

Лопата

Альбом

Карандаш

Девочка

Рыба

Квадрат

Голова

комната

 

 

-  обследование слуха в 1 кл. определение L1, L2 (рабочее расстояние для восприятия речи на слухи прогнозируемое расстояние), авторская разработка И.Г. Багрова.

Обследование речевого слуха в 1 классе


 

1. Беседа на слух. Установить расстояние на котором слышит ребёнок.

* Как тебя зовут?

*Сколько тебе лет?

*Как зовут твою маму?

*У тебя есть собака?

*Где ты живёшь?

2. От далёкого к близкому (без картинок). Определяем L1, рабочее расстояние.

1 раз. напротив каждого слова расстояние, будут разные расстояния

1 гр.

барабан

собака

рука

дом

дедушка

2 гр.

заяц

стол

часы

суп

сапоги

3. Проверка L2 прогнозирование. С картинками.

- Я тебе дам картинки и уйду далеко, а ты смотри, какое слово я скажу. (10 картинок, каждая подписана внизу).

Бабушка доска

Корова мяч

курица санки

шапка нос

карандаш чулки

Ещё раз все 10 картинок, ничего не фиксируя.

- А теперь я буду говорить эти слова. Начинается фиксация с дальнего расстояния. Если L1 < L2, то слух не тренирован. Если L1 примерно равно L2, то слух очень тренирован.

4. Реакция на голос. Отойти очень далеко.

В конце сентября или начале октября провести проверку по спискам Разборчивость речи (50 слов) С/А, Б/А (в зависимости от состояния слуха). Все годы проводить проверку по одному списку и на одном и том же расстоянии.

В конце года провести проверку по спискам (50 слов, разборчивость речи на слух по спискам Э.И. Леонгард), тексту и фразам.


 

- обследование состояния слуха на речь (разборчивости речи) по акустически сбалансированным спискам слов, автором методики является Э.И. Леонгард Сбалансированные списки слов Э.И. Леонгард 10 комплектов (1-6 кл.) выбираем один комплект, который используем для обследования с 1 по 6 кл.

 

Список № 1.

Сын, мох, залп, борщ, план, пот, май, соль, банк, тень, масло, лампа, цапля, запах, аист, вилы, вафли, змей, сорт, ум, вечер, иней, бензин, борец, берет, весло, болтун, щётка, сетка, голос, шофёр, дятел, семья, гранит, дедушка, ласточка, комната, чайка, няня, яма, лопата, расчёска, подушка, монета, печенье, берлога, колодец, словарь, февраль, рука.

Список № 2.

Ёрш, лифт, сон, нос, март, путь, рост, бой, двор, дом, клетка, корень, дворец, петух, донор, люстра, знамя, касса, люди, ящик, ива, ландыш, карман, конверт, заслон, балет, закат, звонок, жажда, еда, крыльцо, лотос, енот, звезда, хлебница, трещина, зарево, чтение, ягода, черника, фанера, аптека, корова, какао, качели, железо, урожай, разговор, ученик.

Список № 3.

Свет, час, холм, щи, порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, номер, ужин, слово, ноготь, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, песня, туча, ведро, усы, метро, лопата, забор, змей, плакат, дыра, камыш, перо, изба, лентяй, лыжница, селезень, окорок, птенчик, занавес, пение, горошек, редиска, солонка, телятник, черешня, картина, колесо, человек, конура, аллея.

Список № 4

Дно, грамм, соль, банк, тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, пух, горн, змей, ум, сорт, снегирь, ладонь, компот, ходики, музей, дождик, тряпка, щётка, сетка, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, кофта, мясо, чайка, няня, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, яма, стая, почта, рука, словарь, февраль, сметана, продавец, генерал, океан, обои.

                                                           

 

Список № 5.

День, снег, тур, мыс, жизнь, кит, шар, лай, сеть, стул, ваза, хала, фокус, шуба, лента, зерно, тепло, девушка, тайга, юла, студия, птичница, ножницы, трение, лето, лампа, пятница, ванна, память, язва, ласка, буква, щепа, бревно, фонарь, письмо, черта, судья, смена, пила, охота, декада, бегемот, товарищ, здоровье, ячейка, тычинка, скипидар, телефон, машина.

Список № 6.

Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, час, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, депо, июнь, изба, жена, пошлина, сессия, топанье, стадия, музыка, ненависть, езда, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, высота.

Список № 7.

Вьюн, яр, звон, быт, пол, мысль, фант, цикл, щит, мул, тумба, яхта, тина, деньги, пламя, яма, ширма, слёзы, ясень, почва, клоун, перец, очки, ручей, старьё, воробей, депутат, пещера, телёнок, суета, столица, берёза, художник, синица, ссадина, выводок, техника, саженец, платина, работа, девочка, сатин, сазан, шептун, паштет, дефект, загон, свеча, тайга, село.

Список № 8.

Тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, банк, соль, грамм, дно, сорт, снегирь, ладонь, компот, музей, ходики, змей, горн, пух, ум, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, сетка, щётка, дождик, тряпка, яма, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, няня, чайка, кофта, мясо, февраль, обои, сметана, продавец, океан, словарь, рука, почта, генерал, стая.

Список № 9

Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, чай, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, дело, июнь, изба, жена, езда, пошлина, сессия, топанье, стадия, ненависть, музыка, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, волна.

Список № 10.

Порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, щи, холм, свет, час, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, ноготь, слово, ужин, номер, метро, лапта, забор, змея, дыра, плакат, ведро, туча, песня, усы, лыжница, селезень, пение, окорок, занавес, лентяй, камыш, изба, птенчик, перо, аллея, орешник, картина, колесо, человек, конура, телятник, солонка, редиска, горошек.

 

 

 

 

- для КИ 1 кл. опознавание односложных слов при открытом выборе, автором методики является И.В. Королёва

Таблица результатов обследования

Опознавание односложных слов при открытом выборе

Фамилия Имя________________________________Дата рождения_______________________

Состояние слуха__________________________Длительность использования СА КИ_______

Дата обследования___________

Учитель – дефектолог ___________________________________________


 

Слово

Правильные фонемы

Правильно имитирует

Правильно понимает

Произнёс

1

пол

 

 

 

 

2

сыр

 

 

 

 

3

дым

 

 

 

 

4

таз

 

 

 

 

5

дом

 

 

 

 

6

шар

 

 

 

 

7

руль

 

 

 

 

8

лев

 

 

 

 

9

нос

 

 

 

 

10

жук

 

 

 

 


 

Правильные фонемы /30

Правильные слова /10

Число имитированных слов

Число понятных слов


 


 

Слово

Правильные фонемы

Правильно имитирует

Правильно понимает

Произнёс

1

мышь

 

 

 

 

2

кот

 

 

 

 

3

рот

 

 

 

 

4

душ

 

 

 

 

5

гусь

 

 

 

 

6

лук

 

 

 

 

7

зуб

 

 

 

 

8

лес

 

 

 

 

9

нож

 

 

 

 

10

день

 

 

 

 


 

Правильные фонемы /30

Правильные слова /10

Число имитированных слов

Число понятных слов

 

- для КИ 1 кл. восприятие на слух простых вопросов, автором методики является И.В. Королёва

 

- для КИ 1 кл. восприятие незнакомых предложений, автором методики является И.В. Королёва

Таблица результатов обследования КИ 1 кл.

Восприятие незнакомых предложений


 

Фамилия Имя________________________________Дата рождения_______________________

Состояние слуха__________________________Длительность использования СА КИ_______

Дата обследования___________

Учитель – дефектолог ___________________________________________

 

 

Предложения

Правильно повторённые слова

Число правильно

имитированных/понятных слов

1

Я иду гулять.

/3

/

2

Птица летит в небе.

/4

/

3

У меня красивое платье.

/4

/

4

Это большая кровать.

/3

/

5

На улице дождь.

/3

/

6

У меня есть сыр.

/4

/

7

Я люблю картошку.

/3

/

8

Мы читаем книгу.

/3

/

9

По улице едет автобус.

/4

/

10

Куртка висит в шкафу.

/4

/


 


 

Количество правильно воспринятых слов: /35

Количество правильно воспринятых предложений /10

Количество понятных предложений

Количество повторённых предложений


 

 

- протоколы обследования слухового восприятия текст (подбирается учителем-дефектологом(сурдопедагогом) ежегодно в зависимости от степени снижения слуха, речевого материала коррекционных занятий, индивидуальных особенностей, обучающихся по вариантам АООП).

 

Протокол обследования слухового восприятия(текст)

 

Фамилия, Имя Класс 1 «Б» дополнительный

потеря слуха L=

С/А, процессор КИ (AD AS бинаурально)

 

31 слово 7 предложений

Урок

Утро. Дима идёт в школу. Первый урок – русский язык. Ученики сели за парты. Дима вынул из пенала карандаш и ручку. Учитель написал на доске слова. Эти слова ребята записали в тетрадь.

 

1 предъявление

 

 

2 предъявление

 

 

 

1. Утро.

 

2. Дима идёт в школу.

 

3. Первый урок – русский язык.

 

 

4. Ученики сели за парты.

 

5. Дима вынул из пенала карандаш и ручку.

 

 

6. Учитель написал на доске слова.

 

7. Эти слова ребята записали в тетрадь.

 

- 25 фраз (для 1, 2 класса до 20 фраз) (подбирается учителем-дефектологом(сурдопедагогом) ежегодно в зависимости от степени снижения слуха, речевого материала коррекционных занятий, индивидуальных особенностей, обучающихся по вариантам АООП), отвечающих объёму и содержанию, предусмотренных для данного возраста, степени снижения слуха, психофизических особенностях обучающегося (конец учебного года)

 

Протокол обследования слухового восприятия (фразы)

 

Класс 3 «А»

ФИ потеря слуха L=

С/А, процессор КИ (AD AS бинаурально)

25 фраз 175 слов

1. Какой праздник мы отмечали 1 января?

2. Сколько раз в неделю ты ходишь на коррекционные занятия?

3. Уроки начинаются в 8 часов 30 минут.

4. Летние каникулы продолжаются три месяца: июнь, июль, август.

5. Нельзя писать и рисовать в книге.

6. Как изменяется погода осенью?

7. Как зовут учителя физкультуры?

8. Зимние каникулы начались 31 (тридцать первого) декабря.

9. Ты любишь читать сказки?

10. Тебе нравится кататься на лыжах?

11. Что ты будешь делать в воскресенье?

12. У тебя есть друг?

13. Наша речь состоит из предложений.

14. Названия городов и стран пишутся с большой буквы.

15. Флаг, герб и гимн – это государственные символы России.

16. В кабинете стоят 4 мягких стула и один жёсткий.

17. Ты хорошо слышишь с этим процессором?

18. После уроков ты уходишь домой?

19. Какой урок был сегодня первый?

20. 3 декабря -Международный день инвалидов в России.

21. Москва - это мой родной город.

22. С классом мы несколько раз ездили на экскурсии.

23. Сейчас люди пользуются электронной почтой.

24. Однокоренные имена существительные.

25. Какие ты знаешь государственные праздники?

 

 

 

 

Обследование слуха у старших школьников 7-11 кл

- обследование состояния слуха на речь (разборчивости речи) по акустически сбалансированным спискам слов, автором методики является Б. С. Покровский выбираем один комплект, который используем для обследования с 7 по 11 кл.

, сбалансированные списки слов (А.С. Штерн), сбалансированные группы двусложных слов (по 10 слов в группе) для обследования детей 7-14 лет (Ошерович А.М., 1965).


 

Сбалансированные группы двусложных слов (по 10 слов в группе)

для обследования детей 7-14 лет (Ошерович А.М., 1965)


 

Группа 1: Мороз, ковер, муха, палка, зима, река, белка, лампа, халат, сахар.

Группа 2: Север, малыш, роза, запах, яма, рука, пальто, ветка, бычок, ласка.

Группа 3: Мусор, комар, пчела, баба, ванна, село, тепло, лейка, домик, щечка.

Группа 4: Месяц, жучок, рама, юбка, кора, сено, плита, ведьма, глаза, чулок.

Группа 5: Вечер, мотор, часы, небо, коза, щепка, булка, печка, стена, лимон.

Группа 6: Заяц, моряк, песня, лапа, коса, гора, блоха, шапка, смена, носок.

Группа 7: Шарик, сосед, море, пила, кожа, вагон, лодка, бочка, тропа, замок.

Группа 8: Рожок, ветер, добро, мука, сова, банан, кухня, лента, птица, щенок.

Группа 9: Шарик, слово, нора, мыло, лиса, диван, кукла, Волга, пирог, танец.

Группа 10: Шалаш, ведро, челка, духи, перо, сапог, галка, кошка, злюка, топор.

Группа 11: Номер, чашка, земля, пена, каша, венок, рыбак, гайка, лошадь, город.

Группа 12: Забор, трава, кольцо, липа, шуба, мама, палка, башня, сучок, ротик.

Группа 13: Знамя, вишня, крыло, лето, дыра, молот, нитка, шляпа, лапша, сачок.

Группа 14: Ручка, слеза, школа, вода, петух, щетка, бидон, дятел, кора, мешок.

Группа 15: Свеча, верба, шашки, кино, дудка, песок, мышка, билет, волна, рыбка.


 

Сбалансированные списки слов (А.С. Штерн)


 

Список 1

Поступок

Письмо

Час

Выбор

Газета

Взгляд

Человек

Огонь

Линия

люди

 

 

Список 2

Конец

Нос

Порядок

Малыш

Уровень

Группа

Ученик

Встреча

Работа

глаз

Список 3

Сутки

Старик

Улыбка

Вопрос

Улица

Класс

Разговор

Дело

План

скамейка

Список 4

Коллектив

Дерево

Окно

Труд

Постель

Цифра

Ребята

Поле

Брат

подруга

 

Список 5

Действие

Союз

Товарищ

Мастер

Стол

Командир

Женщина

Завод

Выход

путь

 

Список 6

Жизнь

Девушка

Охотник

Дорога

Стена

Место

Магазин

Костюм

Брат

ручка

 


 

- протоколы обследования слухового восприятия текст (подбирается учителем-дефектологом(сурдопедагогом) ежегодно в зависимости от степени снижения слуха, речевого материала коррекционных занятий, индивидуальных особенностей, обучающихся по вариантам АООП),

 

Протокол обследования слухового восприятия (текст)

 

Фамилия, Имя Класс 8 «А»

потеря слуха L=

С/А, процессор КИ (AD AS бинаурально)

113 слов 15 предложений

1 предъявление

 

2 предъявление

 

Исаак Ильич Левитан

Великий русский художник Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Детство его было тяжёлым. Отец и мать рано умерли, дети остались одни. Двенадцатилетний Левитан сам подавал прошение о приёме его в училище.

Ещё студентом Левитан познакомился с Антоном Павловичем Чеховым. Они стали большими друзьями. Лето художник проводил с семьёй Чехова под Москвой. Он любил гостит в этой дружной весёлой семье. Чехов очень ценил Левитана.

Исаак Ильич Левитан много работал. Он написал известные всем картины: «Март», «Золотая осень», «Берёзовая роща». На картинах художник изображал самое обычное в природе. Овраги, перелески, освещённые солнцем полянки, тропинку, убегающую в лес.

Он очень любил русскую природу, любовался ею. А сегодня его картины заставляют нас любоваться красотой русской природы.

 

 

1.Великий русский художник Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году.

2.Детство его было тяжёлым.

3.Отец и мать рано умерли, дети остались одни.

4.Двенадцатилетний Левитан сам подавал прошение о приёме его в училище.

5.Ещё студентом Левитан познакомился с Антоном Павловичем Чеховым.

 

6.Они стали большими друзьями.

7.Лето художник проводил с семьёй Чехова под Москвой.

8.Он любил гостит в этой дружной весёлой семье.

9.Чехов очень ценил Левитана.

10.Исаак Ильич Левитан много работал.

11.Он написал известные всем картины: «Март», «Золотая осень», «Берёзовая роща».

12.На картинах художник изображал самое обычное в природе.

13.Овраги, перелески, освещённые солнцем полянки, тропинку, убегающую в лес.

14.Он очень любил русскую природу, любовался ею.

15.А сегодня его картины заставляют нас любоваться красотой русской природы.

 

 

- 25 фраз (подбирается учителем-дефектологом(сурдопедагогом) ежегодно в зависимости от степени снижения слуха, речевого материала коррекционных занятий, индивидуальных особенностей, обучающихся по вариантам АООП), отвечающих объёму и содержанию, предусмотренных для данного возраста, степени снижения слуха, психофизических особенностях обучающегося (конец учебного года)

 

Протокол обследования слухового восприятия (фразы)

 

Фамилия, Имя Класс 8 «А»

потеря слуха L=

С/А, процессор КИ (AD AS бинаурально)

 

188 слов 25 фраз

 

1. Выразительно прочитайте вслух текст

2. Подробно перескажите прочитанный Вами текст

3. Используя карточку участника собеседования, выполните задание.

4. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы.

5. Задание 3. Тема 1.

6. Какой фильм Вам особенно понравился и запомнился?

7. Что значит быть смелым в повседневной жизни?

8. Чему можно научиться в походе?

9. Может ли просмотр фильма заменить чтение книги?

10. В каких жизненных ситуациях Вы проявляли смелость?

11. Художник Иван Билибин погиб от голода в блокадном Ленинграде.

12. Где удобнее готовиться к уроку в школе или дома?

13. Что такое настоящая дружба?

14. Алекса́ндр Алексе́евич Ханжо́нков –создатель первой кинофабрики в России.

15. Какое Ваше любимое время года?

16. Какие события остаются в памяти надолго?

17. В царской России для женщин были закрыты двери всех университетов.

18. Вы можете использовать любые способы цитирования.

19. Каким видом спорта Вы увлекаетесь?

20. Почему нужны людям праздники?

21. Почему грубость недопустима в общении людей?

22. Журналист Василий Михайлович Песков был страстным путешественником.

23. В какой стране Вам хотелось бы побывать?

24. К чьим советам Вы прислушиваетесь чаще всего?

25. Что Вы знаете о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны?

 

 

 

 

 

При обследование произношения используются:

 

- карта учёта состояния слуха и произношения обучающегося (1-11 класс) является основным документом, отражающим произносительные возможности обучающихся в динамике за весь период обучения

 

- методические и коррекционно развивающие пособия, учебные материалы, отвечающие объёму и содержанию информации, предусмотренной для данного возраста, степени снижения слуха, психофизических особенностях обучающегося по вариантам АООП

t1686730634aa.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Диагностика обучающихся с нарушением слуха по коррекционному курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" является неотъемлемой частью работы учителя - дефектолога (сурдопедагога) и, зачастую, вызывает много вопросов у молодых специалистов и даже у опытных педагогов. Хотелось бы получить отзывы о представленом материале: об удобстве использования, информативности и возможностям отследить динамику результатов.

14 June 2023

Похожие публикации