Диагностика усвоения объектов, признаков, связей, понятий в контексте когнитивной технологии
Автор А.В. Ваганова , Адрес: Санкт-Петербург
Место работы: ГБОУ СОШ № 133, учитель химии.
Диагностика усвоения объектов, признаков, связей, понятий
в контексте когнитивной технологии.
Аннотация
В статье приводятся примеры заданий для диагностики усвоения знаний учащимися с использованием методик: «Аналогии», поиск существенных признаков, работа с «Картой понятий», «Исключение лишнего», «Множественный выбор» по теме: «Кислородсодержащие органические вещества».
Задания для диагностики усвоения знаний (объектов, признаков, связей, понятий) по теме: «Кислородсодержащие органические вещества» в контексте когнитивной технологии.
Для организации учебной деятельности по изучению новой информации, её первичному усвоению (этим термином объясняется состояние учащихся, возникающее непосредственно после изучения новой учебной темы), контролю и коррекции, разрабатываются специальные средства в виде специфических заданий, которые и являются особенностью когнитивной технологии.
Наиболее часто в когнитивной образовательной технологии применяются:
методика "Расставьте в правильном порядке";
методика "Вставьте нужное слово";
изложение;
составление простого и развёрнутого плана изученного материала;
интеллект-карты;
карты понятий;
составление или дополнение граф-схемы;
методика "Аналогии";
методика "Исключение лишнего";
методика "Поиск существенных признаков";
методика "Обобщение";
поиск оценочных суждений;
поиск логических ошибок;
поиск недостающих исходных суждений;
сравнительный анализ текстов;
задания на перекодирование информации;
завершение умозаключений;
представление вывода в виде полисиллогизма;
изображение связей между понятиями с помощью кругов Эйлера;
планирование и проведение наблюдения;
планирование и проведение эксперимента.
Каждому ученику необходимо выполнить несколько заданий, что требует неоднократного изучения и логического анализа источников информации. В результате такой многократной логической проработки материала достигается понимание изучаемого (встраивание новых понятий в уже существующую семантическую сеть с помощью известных или новых, но осознаваемых учеником, видов связей). Одним из следствий этого процесса является непроизвольное сохранение информации в долговременной семантической памяти и её упорядочивание в соответствии с законами изучаемой предметной области.
В данной работе представлены примеры заданий с использованием методик:
«Аналогии»;
поиск существенных признаков;
«Исключение лишнего»;
Соответствие;
Множественный выбор
работа с «Картой понятий»
1. Назовите класс органических веществ по определению:
Производные углеводородов, молекулы которых содержат несколько гидроксильных групп, связанных с разными атомами углерода.
2. Дайте названия веществам по их структурным формулам:
А) СН3− СН2− ОН
Б) СН3− СООН
В) СН3− С(СН3) = О
Г) СН3− СН = О
3. Какой из приведённых ниже признаков не является существенным для одноатомных спиртов:
А. наличие атомов углерода в молекуле Б. наличие одной ОН - группы
В. взаимодействие с раскаленной медной Г. межмолекулярная дегидратация
проволокой, покрытой СuО.
4. К какому классу кислородсодержащих органических веществ относится группа -СООН
А. одноатомные спирты
Б. многоатомные спирты
В. карбоновые кислоты
Г. альдегиды
5. Какой из приведённых ниже признаков является существенным признаком альдегидов:
А. взаимодействие с аммиачным раствором Ag2O при нагревании
Б. отрицательно влияют на нервную систему
В. на воздухе сгорают с образованием СО2 и Н2О
Г. наличие кислорода в молекуле
6. Выберите в каждом задании одно из четырех слов, которое делает это утверждение истинным:
Глицерин – есть - ?
А. многоатомный спирт Б. гормон
В. аминокислота Г. альдегид
Карбонильная группа – является частью - ?
А. электролизёра Б. многоатомных спиртов
В. аминов Г. альдегид
Пропановая кислота - ? – бутановая кислота
А. гомологи Б. изомеры
В. полимеры Г. сополимеры
7. Исключите два лишних вещества, из списка реагирующих веществ с кислотой в схеме реакции:
Zn
K2CO3
СН3СООН + [Ag(NH3)2] OH
ZnO
HCl
8. Исключите из списка лишнее название:
Формальдегид, метанол, пропановая кислота, толуол, гексанол, муравьиная кислота.
9. Название реакции для превращения: уксусная кислота + этанол ↔ сложный эфир + вода
А. гидрирование Б. этерификация
В. полимеризация Г. пиролиз
10. Исключите лишнее название из данного перечня:
олеиновая кислота, масляная кислота, линолевая кислота, линоленовая кислота, акролеин.
11. Какое из предложенных в ответах понятий связано с понятием «альдегиды» функциональным отношением?
а) серебряное зеркало б) sp2- гибридизация атома углерода карбонильной группы
в) катализатор г) водородная связь
12. Выберите справедливое утверждение
Бензальдегид =ароматический альдегид : Бензойная кислота = ?
а) предельная б) высшая в) многоосновная г) арен д) одноосновная
Предельные одноатомные спирты : СnH2n+2O = Альдегиды : ?
а) СnH2n-6 б) СnH2n+1O в) СnH2n г) СnH2nO д) СnH2n-1O .
Этиленгликоль : жидкость = ? : газ
а) формалин б) формальдегид в) муравьиная кислота г) ацетон д) нафталин
Задания с картой понятий.
Построение карты понятий является длительным процессом, поэтому для обеспечения оперативности диагностики можно использовать два вида заданий, связанных с работой учащихся над уже построенными картами понятий:
1. вставка недостающего элемента в заданный фрагмент карты;
2. обнаружение ошибочного элемента в заданном фрагменте карты и исправление ошибки.
Отсутствовать может либо понятие в узле семантической сети, либо название одной из связей.