Диагностика усвоения объектов, признаков, связей, понятий в контексте когнитивной технологии

2
0
Материал опубликован 13 September 2021 в группе

Автор А.В. Ваганова , Адрес: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ СОШ № 133, учитель химии.

Диагностика усвоения объектов, признаков, связей, понятий

в контексте когнитивной технологии.

Аннотация

В статье приводятся примеры заданий для диагностики усвоения знаний учащимися с использованием методик: «Аналогии», поиск существенных признаков, работа с «Картой понятий», «Исключение лишнего», «Множественный выбор» по теме: «Кислородсодержащие органические вещества».


Задания для диагностики усвоения знаний (объектов, признаков, связей, понятий) по теме: «Кислородсодержащие органические вещества» в контексте когнитивной технологии.


Для организации учебной деятельности по изучению новой информации, её первичному усвоению (этим термином объясняется состояние учащихся, возникающее непосредственно после изучения новой учебной темы), контролю и коррекции, разрабатываются специальные средства в виде специфических заданий, которые и являются особенностью когнитивной технологии.

Наиболее часто в когнитивной образовательной технологии применяются:

методика "Расставьте в правильном порядке";

методика "Вставьте нужное слово";

изложение;

составление простого и развёрнутого плана изученного материала;

интеллект-карты;

карты понятий;

составление или дополнение граф-схемы;

методика "Аналогии";

методика "Исключение лишнего";

методика "Поиск существенных признаков";

методика "Обобщение";

поиск оценочных суждений;

поиск логических ошибок;

поиск недостающих исходных суждений;

сравнительный анализ текстов;

задания на перекодирование информации;

завершение умозаключений;

представление вывода в виде полисиллогизма;

изображение связей между понятиями с помощью кругов Эйлера;

планирование и проведение наблюдения;

планирование и проведение эксперимента.

Каждому ученику необходимо выполнить несколько заданий, что требует неоднократного изучения и логического анализа источников информации. В результате такой многократной логической проработки материала достигается понимание изучаемого (встраивание новых понятий в уже существующую семантическую сеть с помощью известных или новых, но осознаваемых учеником, видов связей). Одним из следствий этого процесса является непроизвольное сохранение информации в долговременной семантической памяти и её упорядочивание в соответствии с законами изучаемой предметной области.

В данной работе представлены примеры заданий с использованием методик:

«Аналогии»;

поиск существенных признаков;

«Исключение лишнего»;

Соответствие;

Множественный выбор

работа с «Картой понятий»


1. Назовите класс органических веществ по определению:

Производные углеводородов, молекулы которых содержат несколько гидроксильных групп, связанных с разными атомами углерода.

2. Дайте названия веществам по их структурным формулам:

А) СН3− СН2− ОН

Б) СН3− СООН

В) СН3− С(СН3) = О           

 Г) СН3− СН = О


3. Какой из приведённых ниже признаков не является существенным для одноатомных спиртов:

А. наличие атомов углерода в молекуле Б. наличие одной ОН - группы

В. взаимодействие с раскаленной медной Г. межмолекулярная дегидратация

проволокой, покрытой СuО.


4. К какому классу кислородсодержащих органических веществ относится группа -СООН

А. одноатомные спирты

Б. многоатомные спирты

В. карбоновые кислоты

Г. альдегиды


5. Какой из приведённых ниже признаков является существенным признаком альдегидов:

А. взаимодействие с аммиачным раствором Ag2O при нагревании

Б. отрицательно влияют на нервную систему

В. на воздухе сгорают с образованием СО2 и Н2О

Г. наличие кислорода в молекуле


6. Выберите в каждом задании одно из четырех слов, которое делает это утверждение истинным:

Глицерин – есть - ?

А. многоатомный спирт            Б. гормон

В. аминокислота                      Г. альдегид

Карбонильная группа – является частью - ?

А. электролизёра        Б. многоатомных спиртов

В. аминов                   Г. альдегид

Пропановая кислота - ? – бутановая кислота

А. гомологи     Б. изомеры

В. полимеры    Г. сополимеры

7. Исключите два лишних вещества, из списка реагирующих веществ с кислотой в схеме реакции:

Zn

K2CO3

СН3СООН + [Ag(NH3)2] OH

ZnO

HCl

8. Исключите из списка лишнее название:

Формальдегид, метанол, пропановая кислота, толуол, гексанол, муравьиная кислота.


9. Название реакции для превращения: уксусная кислота + этанол ↔ сложный эфир + вода

А. гидрирование           Б. этерификация

В. полимеризация        Г. пиролиз


10. Исключите лишнее название из данного перечня:

олеиновая кислота, масляная кислота, линолевая кислота, линоленовая кислота, акролеин.


11. Какое из предложенных в ответах понятий связано с понятием «альдегиды» функциональным отношением?

а) серебряное зеркало     б) sp2- гибридизация атома углерода карбонильной группы

в) катализатор                 г) водородная связь


12. Выберите справедливое утверждение

Бензальдегид =ароматический альдегид : Бензойная кислота = ?

а) предельная б) высшая в) многоосновная г) арен д) одноосновная

Предельные одноатомные спирты : СnH2n+2O = Альдегиды : ?

а) СnH2n-6    б) СnH2n+1O     в) СnH2n     г) СnH2nO      д) СnH2n-1O .

Этиленгликоль : жидкость = ? : газ

а) формалин б) формальдегид в) муравьиная кислота г) ацетон д) нафталин


Задания с картой понятий.

Построение карты понятий является длительным процессом, поэтому для обеспечения оперативности диагностики можно использовать два вида заданий, связанных с работой учащихся над уже построенными картами понятий:

1. вставка недостающего элемента в заданный фрагмент карты;

2. обнаружение ошибочного элемента в заданном фрагменте карты и исправление ошибки.

Отсутствовать может либо понятие в узле семантической сети, либо название одной из связей.

t1631553856aa.png





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.