12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алена Артемовна Вотякова55
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Тема урока «Диалог»

Цель: познакомить учеников с понятием диалога

Ход урока

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!



2. Мотивация «Рюкзак».

-Какие качества мы возьмем сегодня на урок?

Актуализация знаний

Сотнести предложения со схемами, вставить недостающие знаки препинания (На доске)

Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».

Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали эту книгу?»

«Я в жизни не читал более интересной повести!» - воскликнул Дима.



Наблюдение, подводящее к теме урока

- Что такое речь?

Из чего состоит наша речь?

Какая бывает речь?

Вы уже знаете, что тексты хранят информацию. И вы знаете, некоторые волшебные ключики, которые помогают “открыть”, понять текст.

У. Тему нашего сегодняшнего урока нам помогут определить “артисты”

 Инсценировка стиха Э. Успенского “Все в порядке”.

Мама приходит с работы, Мама снимает боты.

Мама проходит в дом.

Мама глядит кругом.

    Был на квартиру налет?

        Нет.

      К нам заходил бегемот?

     Нет.

       Может быть, дом не наш?

       Наш.

  Может, не наш этаж?

         Наш.

Просто приходил Сережка. Поиграли мы немножко.

      Значит, это не обвал?

   Нет.

         Слон у нас не танцевал?

       Нет.

       Очень рада.

Оказалось, я напрасно волновалась.

- Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?

- Что происходило между героями?

-  Сценка, показанная “артистами”, помогла нам определить тему сегодняшнего урока.

- То, что мы слышали, можно назвать разговорам, диалогом, беседой.

- Какое же из этих слов выбрать, чтобы записать тему урока?

- Какие цель и задачи поставим на урок? Задачи и цель у нас будут общие:

Мы должны будем решить

-что такое диалог?

-где он встречается в речи?

-как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, активного участия в работе это будет трудно сделать.

Откройте тетради. Запишите число, тему урока.
- Что же такое диалог?

С. 117 Диалог- это разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора , ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек. Реплика - слова каждого лица в диалоге

II. Обобщение знаний об использовании диалога в речи

- Приведите примеры

- Где и когда мы встречаемся с диалогом?
Д. Когда разговариваем с учителем на уроке, на перемене с друзьями, дома с родными...

- С какого возраста вы пользуетесь диалогом?

Ответы детей.

 Сделаем вывод: мы пользуемся диалогом в повседневной жизни, слышим диалоги по радио, телевизору.

Маленький ребенок с рождения включается в разговор со взрослыми: гудит, лепечет, а затем произносит свои первые слова.

- Приходилось ли вам встречать диалоги в книгах? Если да, то в каких именно?

 Книги отражают жизнь. Чтобы отразить ее правильно, писатели используют в своих произведениях диалоги, чтобы герои разговаривали, как в жизни. По речи о человеке можно сказать многое.

- В каких ситуациях обычно возникает диалог?
- С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?
- С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?

- Прочитайте стихотворение-диалог на стр. 116. Обратите внимание, как оформляется диалог.

- Чем прямая речь отличается от диалога?

(Прямая речь и диалог - способы передачи чужой речи. Прямая речь точно передает слова какого-либо одного лица. Для передачи разговора двух или более лиц часто используют форму диалога. При передаче диалога слова автора отсутствуют, слова каждого нового участника разговора пишутся с новой строки, перед ним ставится тире.)

Физминутка!Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись — вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.



Работа в парах

t1673872780aa.png
Проверка
задания (2-3 пары у доски)


Составление диалога по картинке (картинка на доске). Взаимопроверка.

- А знаете ли вы, что такое речевой этикет? (это правила речевого поведения, принятые в обществе)

Работа по речевому этикету

t1673872780ab.png

t1673872780ac.png

t1673872780ad.png

VI. Итог урока:

Что узнали нового на уроке?
- С какими видами текста познакомились?
- Какое задание вызвало наибольшие трудности?
- Какое задание понравилось больше всего?

ДЗ (на доске) на выбор:

1) подобрать 6 предложений с диалогом из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием диалога;

3) упражнение 253

Рефлексия.

Продолжить фразу на листочке (в форме рюкзака)

Сегодня с собой я возьму следующие знания....

Мой рюкзак наполнился...

Мой рюкзак остался пуст, так как я ....

Резерв упр. 256

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.