12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алена Артемовна Вотякова55 Россия, Иркутская обл., Иркутск |
Диалог
Тема урока «Диалог»
Цель: познакомить учеников с понятием диалога
Ход урока
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
2. Мотивация «Рюкзак».
-Какие качества мы возьмем сегодня на урок?
Актуализация знаний
Сотнести предложения со схемами, вставить недостающие знаки препинания (На доске)
Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали эту книгу?»
«Я в жизни не читал более интересной повести!» - воскликнул Дима.
Наблюдение, подводящее к теме урока
- Что такое речь?
Из чего состоит наша речь?
Какая бывает речь?
Вы уже знаете, что тексты хранят информацию. И вы знаете, некоторые волшебные ключики, которые помогают “открыть”, понять текст.
У. Тему нашего сегодняшнего урока нам помогут определить “артисты”
Инсценировка стиха Э. Успенского “Все в порядке”.
Мама приходит с работы, Мама снимает боты.
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом.
Был на квартиру налет?
Нет.
К нам заходил бегемот?
Нет.
Может быть, дом не наш?
Наш.
Может, не наш этаж?
Наш.
Просто приходил Сережка. Поиграли мы немножко.
Значит, это не обвал?
Нет.
Слон у нас не танцевал?
Нет.
Очень рада.
Оказалось, я напрасно волновалась.
- Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
- Что происходило между героями?
- Сценка, показанная “артистами”, помогла нам определить тему сегодняшнего урока.
- То, что мы слышали, можно назвать разговорам, диалогом, беседой.
- Какое же из этих слов выбрать, чтобы записать тему урока?
- Какие цель и задачи поставим на урок? Задачи и цель у нас будут общие:
Мы должны будем решить
-что такое диалог?
-где он встречается в речи?
-как выделяется на письме?
Но без вашей помощи, активного участия в работе это будет трудно сделать.
Откройте тетради. Запишите число, тему урока.
- Что же такое диалог?
С. 117 Диалог- это разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора , ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек. Реплика - слова каждого лица в диалоге
II. Обобщение знаний об использовании диалога в речи
- Приведите примеры
- Где и когда мы встречаемся с диалогом?
Д. Когда разговариваем с учителем на уроке, на перемене с друзьями, дома с родными...
- С какого возраста вы пользуетесь диалогом?
Ответы детей.
– Сделаем вывод: мы пользуемся диалогом в повседневной жизни, слышим диалоги по радио, телевизору.
Маленький ребенок с рождения включается в разговор со взрослыми: гудит, лепечет, а затем произносит свои первые слова.
- Приходилось ли вам встречать диалоги в книгах? Если да, то в каких именно?
– Книги отражают жизнь. Чтобы отразить ее правильно, писатели используют в своих произведениях диалоги, чтобы герои разговаривали, как в жизни. По речи о человеке можно сказать многое.
- В каких ситуациях обычно возникает диалог?
- С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?
- С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?
- Прочитайте стихотворение-диалог на стр. 116. Обратите внимание, как оформляется диалог.
- Чем прямая речь отличается от диалога?
(Прямая речь и диалог - способы передачи чужой речи. Прямая речь точно передает слова какого-либо одного лица. Для передачи разговора двух или более лиц часто используют форму диалога. При передаче диалога слова автора отсутствуют, слова каждого нового участника разговора пишутся с новой строки, перед ним ставится тире.)
Физминутка!Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись — вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
Работа в парах
Проверка задания (2-3 пары у доски)
Составление диалога по картинке (картинка на доске). Взаимопроверка.
- А знаете ли вы, что такое речевой этикет? (это правила речевого поведения, принятые в обществе)
Работа по речевому этикету
VI. Итог урока:
Что узнали нового на уроке?
- С какими видами текста познакомились?
- Какое задание вызвало наибольшие трудности?
- Какое задание понравилось больше всего?
ДЗ (на доске) на выбор:
1) подобрать 6 предложений с диалогом из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием диалога;
3) упражнение 253
Рефлексия.
Продолжить фразу на листочке (в форме рюкзака)
Сегодня с собой я возьму следующие знания....
Мой рюкзак наполнился...
Мой рюкзак остался пуст, так как я ....
Резерв упр. 256