Разработка комплекса музыкально-дидактических игр как средство познавательной активности младших школьников 3 класса

4
0
Материал опубликован 3 December 2021

Разработка комплекса музыкально - дидактических игр как средство познавательной активности младших школьников 3 класса

Пиняжина Антонина Алексеевна, 3 курс, специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах», ГАПОУ СО «НТПК№1»

Аннотация: в данной статье рассматривается разработка комплекса музыкально-дидактических игр их виды и особенности, познавательная активность младших школьников, при помощи данного комплекса.

Ключевые слова: музыкально-дидактическая игра, познавательная активность, комплекс, младшие школьники.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты. Метапредметные результаты характеризуют уровень сфорсированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной активности.

Для того чтобы детям хотелось получать знания по музыке, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков, использовать занимательный материал, музыкально-дидактические игры, которые развивают познавательную активность, а значит, и воспитывают интерес к учебному предмету, что способствует повышению качества знаний по предмету. Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если используются такие формы организации обучения: творческие задания, факультативные занятия для учеников старших классов, а для младших школьников - это использование на уроках игровых методов обучения. Для ребенка младшего школьного возраста музыкально-дидактическая игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности – учебной.

Музыкально - дидактические игры являются одним из средств развития познавательной активности младшего школьника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.


Наблюдение за игровой деятельностью детей младшего школьного возраста свидетельствуют: в отличие от дошкольников, они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.

Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяют им быть достаточно активным в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Примеры музыкально-дидактических игр активизирующих познавательную активность учащихся можно выделить.

Для закрепления знакомых песен можно использовать музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок». При исполнении песен дети учатся правильно передавать динамические оттенки, игра «Динамические оттенки», которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. Свое представление о том или ином произведении дети могут передавать в рисунках.

Немаловажную роль в развитии у детей музыкальных способностей, играют распевки, проводимые на уроках до разучивания песни. Например, попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии короткие и долгие звуки.

При обучении хоровому пению показываю детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. При этом стараюсь быть внешне выразительной, эмоциональной, а также не забывать о своей речи.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественное образное содержание действительности. Развить музыкальное восприятие – это значит научить ребенка переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков.

Слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки, главной задачей является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса, любви к ней.

Чтобы решить эту задачу существуют различные приемы и методы. Наиболее распространены – наглядный, словесный и практический методы.

Наглядно-слуховой – важнейший метод восприятия. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение.

Беседа может включать в себя сведения о музыке, как виде искусства, о композиторе.

Учащиеся с достаточной легкостью различают отдельные выразительные средства музыки, определяют характер, лад, темы, динамику. Учащимся необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь.

В процессе слушания дети знакомятся с инструментами, вокальными произведениями разного характера. Для того, чтобы ребята лучше понимали музыкальное произведение, могли составить музыкальные образы, опять обращаюсь к музыкально-дидактическим играм: «Расскажи мне о музыке», «Угадай мелодию», «Клоуны», «Ожившие картинки».

Постепенно благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, запев, припев, фразы).

Таким образом, слушая музыкальные произведения в грамзаписи, с привлечением профессиональных исполнителей и используя музыкально-дидактические игры – один из приемов восприятия музыки.

Библиографический список:

  1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512с.
  2. Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. – Ярославль. «Академия развития» – 2008г. – 240 с.
  3. Михайлова, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.А. Михайлова. – Ярославль. «Академия развития» - 2008 г. – 240 с.
  4. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб.пособие. — Магнитогорск, 1991.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2019 г., № 373 ; с измен.идополн. от 16.02.2016. – Москва : Ажур, 2019. – 35 с.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации