Статья на тему «Дидактические игры по речевому развитию» (из опыта работы)

1
2
Материал опубликован 11 May 2021

Пояснительная записка к презентации

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит нам, взрослым. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в детском саду, это объясняется важностью периода раннего возраста в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития детей подтверждается и ФГОС дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В области речевого развития в раннем возрасте основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

развития речи у детей в повседневной жизни;

развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

Но все задачи развития и воспитания детей можно полноценно решить только при условии правильного обучения речи. Одним из способов развития речи является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Так, играя, ребенок получает возможность обогатить свой словарь, сформировать грамматические категории, развить связную речь, расширить знания об окружающем мире, приобрести коммуникативные навыки. 

Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата.

Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность.  Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

В работе с детьми раннего возраста использую комплекс таких игр, в состав которого включены:

- Игры на формирование словаря, ознакомление с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед», «Что изменилось?», «Найди и назови», «Чьи это детки» и др. Такие игры помогают развивать у детей способность наблюдать, узнают разнообразные предметы, знакомятся с трудовыми действиями взрослых.

- Игры, направленные на развитие зрительной памяти и внимания «Один - много», «Большой – маленький», «Лото», «Баночки с вареньем». Содержание настольно-печатных игр очень разнообразно, они основаны на принципе наглядности (изображения).

- Словесные игры, направленные на развитие внимания и наблюдательности «Повтори за мной», «У кого?». Такие игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а главное развитию связной речи.

- В играх «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Скажи какой?» подбираю яркие игрушки с новыми признаками (овощи, фрукты, одежда). Описывая эти предметы, дети называют не только видимые признаки, но и показывают знания о свойствах и качествах предмета. Например, яблоко, какое? - круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное. Очень важно в игре формировать умение видеть начало и конец действий, этому способствуют задания на выполнение раскладывания картинок, изображающих действия героев в их последовательности.

На своих занятиях организовываю игры на развитие дыхания, такие как «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики». На развитие фонематического слуха использую игры «Кто позвал?», «Что звучит?».

Как известно, в этом возрасте дети часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад, поэтому в своей работе такой прием, как рассказывание каждое утро о своей любимой игрушке. При описании игрушек многие дети используют слова, которые они подбирали на играх – занятиях при рассматривании игрушек. Конечно же, не без помощи воспитателя.

Мои дети очень любят, чтобы им читали сказки. И я стала часто проводить игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок, используя разные виды театра «Театр на руке», «Пальчиковый театр». Ведь в театрализованной игре лучше формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.​​​​​​​

Таким образом, с помощью игр-занятий с детьми раннего возраста мы не только передаём определённые знания, формируем представления, но и учим детей играть. Игра позволяет ребёнку расширить границы своих практических возможностей. Она лёгкая и радостная для ребёнка деятельность. Игра поможет поддержать у него хорошее настроение, обогатить его чувственный опыт, развить речь, наглядно-образное мышление, воображение.


Предварительный просмотр презентации

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» «Дидактические игры по речевому развитию» подготовила воспитатель Гладкова Евгения Александровна 2020 год

В области речевого развития в раннем возрасте основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития речи у детей в повседневной жизни; – развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

Дидактическая игра – один из способов развития речи, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах.

Игры на формирование словаря, ознакомление с окружающим миром

Игры, направленные на развитие памяти

Игры на развитие внимания и наблюдательности

Игры на развитие дыхания

Театрализованные игры

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

А где видео файл?

11 May 2021