12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гладкова Евгения Александровна51
Россия, Саратовская обл., Балашов
1

Статья «Дидактические игры по речевому развитию» (из опыта работы)



Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит нам, взрослым. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в детском саду, это объясняется важностью периода раннего возраста в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития детей подтверждается и ФГОС дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В области речевого развития в раннем возрасте основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

развития речи у детей в повседневной жизни;

развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

Но все задачи развития и воспитания детей можно полноценно решить только при условии правильного обучения речи. Одним из способов развития речи является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Так, играя, ребенок получает возможность обогатить свой словарь, сформировать грамматические категории, развить связную речь, расширить знания об окружающем мире, приобрести коммуникативные навыки. 

Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата.

Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность.  Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

В работе с детьми раннего возраста использую комплекс таких игр, в состав которого включены:

- Игры на формирование словаря, ознакомление с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед», «Что изменилось?», «Найди и назови», «Чьи это детки» и др. Такие игры помогают развивать у детей способность наблюдать, узнают разнообразные предметы, знакомятся с трудовыми действиями взрослых.

- Игры, направленные на развитие зрительной памяти и внимания «Один - много», «Большой – маленький», «Лото», «Баночки с вареньем». Содержание настольно-печатных игр очень разнообразно, они основаны на принципе наглядности (изображения).

- Словесные игры, направленные на развитие внимания и наблюдательности «Повтори за мной», «У кого?». Такие игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а главное развитию связной речи.

- В играх «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Скажи какой?» подбираю яркие игрушки с новыми признаками (овощи, фрукты, одежда). Описывая эти предметы, дети называют не только видимые признаки, но и показывают знания о свойствах и качествах предмета. Например, яблоко, какое? - круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное. Очень важно в игре формировать умение видеть начало и конец действий, этому способствуют задания на выполнение раскладывания картинок, изображающих действия героев в их последовательности.

На своих занятиях организовываю игры на развитие дыхания, такие как «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики». На развитие фонематического слуха использую игры «Кто позвал?», «Что звучит?».

Как известно, в этом возрасте дети часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад, поэтому в своей работе такой прием, как рассказывание каждое утро о своей любимой игрушке. При описании игрушек многие дети используют слова, которые они подбирали на играх – занятиях при рассматривании игрушек. Конечно же, не без помощи воспитателя.

Мои дети очень любят, чтобы им читали сказки. И я стала часто проводить игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок, используя разные виды театра «Театр на руке», «Пальчиковый театр». Ведь в театрализованной игре лучше формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.​​​​​​​

Таким образом, с помощью игр-занятий с детьми раннего возраста мы не только передаём определённые знания, формируем представления, но и учим детей играть. Игра позволяет ребёнку расширить границы своих практических возможностей. Она лёгкая и радостная для ребёнка деятельность. Игра поможет поддержать у него хорошее настроение, обогатить его чувственный опыт, развить речь, наглядно-образное мышление, воображение.


Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.