Дидактические игры в работе учителя-логопеда как средство развития социальной коммуникации

2
0
Материал опубликован 17 May 2022

Дидактические игры в работе учителя-логопеда как средство развития социальной коммуникации

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

(Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя).

    Формирование коммуникативной компетентности у детей, с которыми я работаю (с общим недоразвитием речи), осложнено не только отсутствием или недоразвитием речевых средств.

    У воспитанников логопедических групп детского сада имеются специфические черты:

пассивность в общении со взрослыми и сверстниками;

неспособность поддерживать диалог;

неумение воспринимать невербальные средства общения;

неспособность к эмпатии, то есть отсутствие умения воспринимать эмоциональное состояние собеседника;

наличие враждебного межличностного общения, проявляющегося в необоснованных конфликтах, драках, грубости по отношению друг другу;

повышенная обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании собственной отверженности или игнорирования и коллектива.


Таким образом, в работе нужно использовать такие методы, которые позволяют решать не только специфические коррекционно - развивающие задачи, но и будут направлены на развитие социальной коммуникации. Этим методом является дидактическая игра.


Варианты игр

Словесные игры

Игра: «Ласковое эхо»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цельформировать позитивных отношений в группе сверстников.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: учить детей употреблять существительные с уменьшительно-

    ласкательными суффиксами.

Ход игры: дети стоят в кругу и говорят:

                   Заблудились мы в лесу,

                   Закричали мы: «Ау!»

                   А нам эхо отвечает,

                   Познакомится желает.

Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают ласковый вариант имени. Например, Диана - Дианочка, Маша- Машенька.


Игра: «Подарки»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цельсоздать благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения  и эмоциональной близости.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас; упражнять в согласовании сущ. с прилагательными, распространять предложение однородными прилагательными.

Ход игры: Дети, глядя в глаза друг друга, говорят какой подарок хотят подарить соседу, передают закрытую красивую пустую коробочку.

Я хочу подарить тебе красивый, красный цветок.

- Я подарю тебе синюю маленькую машинку.

- Я подарю тебе пушистую зеленоглазую кошку.

Повторять название подарка нельзя. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».    


Игра: «Далёкое эхо»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цельформировать позитивное отношение к окружающему миру.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе в именительном падеже.

Ход игры: логопед говорит слова «покрутились, поклонились, в эхо далёкое мы   превратились», дети выполняют движения, становятся в круг.

Логопед называет прилагательное, которое будут повторять все дети. Каждому  ребёнку называет свое слово: например, веселый.

Варианты ответов детей:     клоун, веселый клоун

                                            мама, веселая мама

друзья, веселые друзья

                                            лицо, веселое лицо.

Прилагательные: ласковый, добрый, смелый, смешной и т.д.


Игра: «Поварята» (Аналогично: «Садоводы», «Путешественники»)

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель проявлять внимание к собеседнику.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас.

Ход игры: дети стоят в кругу.

Логопед говорит:

- Представьте себе, что мы с вами будем варить суп.  Давайте подумаем, какие продукты мы положим в суп. Первый «повар» называет продукт, который он положит в суп, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой. Третий припоминает, что взял второй «поварёнок» и добавляет свой продукт и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

Игру можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.


 Игра: «Рассказ по кругу»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: развивать связную речь

Ход игры: дети садятся в круг.

Логопед начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.


Игра: «Всезнайки»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развитие внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас.
Дети встают в круг. Педагог дает им цветочек и просит передавать его друг другу до тех пор, пока они не услышат звуковой сигнал ведущего (педагога). Тот, у кого в руках останется цветок, должен назвать по три слова, относящихся к одной категории, например, три фрукта (овоща, домашнего животного, птицы, вида транспорта и т.д.).


Настольно-печатные игры (сделанные своими руками)

Речевая игра-ходилка «Путешествие пчелки Майи»

Сюжетная линия: «Помоги пчелке Майе добраться до домика», «Кто быстрее поможет пчелке Майе добраться до домика».

Правила игры:

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.
Нужно поставить фишки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. По ходу нужно произносить правильно названия картинок. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
В игре есть условные обозначения, которым нужно следовать.

Задачи:

Образовательная область: «Речевое развитие»


автоматизировать поставленные звуки;

активизировать словарь;

формировать грамматический строй речи (образование существительных во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование детенышей животных, согласование числительных с существительными, составление предложений с данным словом;

развивать связную речь;

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»


учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений (несмотря на соревновательный момент);

развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться, проявлять инициативу;

развивать умение ограничивать свои желания (следовать правилам игры, дожидаться своей очереди), научится выигрывать, проигрывать, и правильно на это реагировать.


Речевая игра-лото «Предлоги»

Правила игры традиционные со словесным сопровождением.

Задачи

Образовательная область: «Речевое развитие»

помочь детям понять значение и правила употребления наиболее часто встречающихся в русском языке предлогов.

развить речь ребенка.

подготовить к школе.

С помощью данною пособия ребенок выучит значение предлогов:

У — нахождение предмета рядом с чем-либо

ЗА — нахождение предмета позади другого предмета

НАД — нахождение предмета вверху над чем-либо

ПОД – нахождение предмета внизу под чем-либо

НА – нахождение предмета на поверхности чего-то

В – нахождение предмета внутри чего-либо


Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений (несмотря на соревновательный момент);

развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться, проявлять инициативу;

развивать умение ограничивать свои желания (следовать правилам игры, дожидаться своей очереди), научится выигрывать, проигрывать, и правильно на это реагировать.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.