Дидактические материалы по теме «Формирование речевой культуры обучающихся в области лексических норм русского литературного языка с применением проектной технологии»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«Формирование речевой культуры обучающихся в области лексических норм русского литературного языка с применением проектной технологии»
Пояснительная записка к содержанию методического продукта
Актуальность:
социальная значимость речевой культуры в современном обществе и ее роль в формировании личности;
включение речевого материала в качестве элементов итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе.
Новизна:
разработка оригинальных дидактических материалов для формирования нормативных речевых навыков и умений у обучающихся, способствующих эффективному выполнению задания 6 итоговой аттестации в 11 классе;
моделирование содержания дидактических материалов в соответствии с проектной технологией обучения.
Цель создания методического продукта:
обеспечение процесса формирования речевой культуры обучающихся в области лексических норм русского литературного языка, а также процесса подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе.
Задачи:
изучить теоретические источники в рамках темы «Речевые нормы русского литературного языка»; методические источники по теме «Формирование речевой культуры обучающихся в области лексических норм современного русского языка»;
проанализировать и отобрать информацию по выбранной теме;
разработать системы оригинальных дидактических материалов на основе изученных теоретико-методических источников;
апробировать дидактические материалы.
Образовательные технологии, используемые при создании МП:
технология проектной деятельности.
Терминосистема:
речевые нормы, лексические нормы, лексическая сочетаемость, лексическая несочетаемость, неточность словоупотребления, речевая недостаточность, паронимия, плеоназм, тавтология, проект, проблема, продукт, рефлексия, гипотеза, цель.
Практическая значимость:
создание дидактического материала, отражающего содержательные элементы задания 6 итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе, направленного на формирование речевой культуры обучающихся;
использование дидактических материалов на уроках в 10-х классах.
Адресат материалов:
учителя русского языка в 10-11 классах, обучающиеся 10-11 классов.
Основная часть
Современные условия развития общества требуют от школьного образования формирование конкурентоспособной личности, важной характеристикой которой является владение нормами русского литературного языка.
Данные материалов, размещенных на сайте ФИПИ и подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 ‑ 2017 гг., проверяющих уровень усвоения лексических норм русского литературного языка, показали, что именно задание ЕГЭ №5, а также №26 в рамках критерия №10 (речевые нормы русского литературного языка) отличаются низким уровнем верности их выполнения. Анализ работ экзаменуемых в рамках критерия К10 говорит о значительном количестве речевых нарушений, таких как плеоназм, тавтология, неверное употребление слова, немотивированное использование просторечной лексики и др.
В 2017-2018 учебном году в тестовой части ЕГЭ по русскому языку появилось новое 20 задание (в ЕГЭ 2018-2019 оно под номером 6). Это задание предполагало формирование умений и навыков, направленных на проверку умения обучающегося понимать лексическое значение слова и правильно связывать слова в контексте в зависимости от их значений, что, на наш взгляд, является в настоящее время очень своевременным.
Целью настоящих дидактических материалов является обеспечение процесса формирования умений обучающихся по стилистической правке в связном тексте, так как это важнейший компонент полноценной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе, а также фактор повышения уровня речевой культуры выпускников.
Для достижения поставленной цели дидактические материалы можно использовать в процессе формирования речевой культуры в области лексических норм русского литературного языка путем использования проектной технологии на уроках русского языка, занятиях по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ (например, учебные проекты «Лексические ошибки в современном литературном языке», «Ошибки в письменной речи: как от них избавиться»).
В методических рекомендациях ФИПИ формулировка задания 20(6) предложена в двух вариантах: исключение слова или его замена (см. табл. 1)
Таблица 1. Типы формулировки задания 6
1)Исключение |
2)Замена |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. |
«В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны». |
«В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого». |
Ответ: главную |
Ответ: потерпели |
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. |
Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение. |
Основой лингвистического материала для отработки задания20(6) являются типичные речевые ошибки, представленных в Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года (см. табл.2)
Таблица 2. Типы речевых ошибок
№ |
Ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша, очень прекрасный. |
9 |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
|
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
|
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Для успешного выполнения задания 20(6) обучающиеся должны обладать следующими умениями и навыками, на формирование которых и направлены настоящие дидактически материалы:
понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
учитывать особенности сочетаемости слов;
правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
избегать речевой избыточности;
не допускать речевой недостаточности;
учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Кроме того, при использовании настоящих дидактических материалов у обучающихся формируются следующие компетенции:
языковая (способность учащихся употреблять слова, их формы в соответствии с нормами литературного языка);
лингвистическая (овладение умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование навыков оценки своей деятельности, полученных результатов, иначе говоря, самоанализа, рефлексии);
коммуникативная (иметь представление о значении употребляемого слова, его коннотациях и лексической сочетаемости, развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий).
В существующей методической литературе представлен следующий алгоритм выполнения задания 20(6):
внимательно прочитайте предложения;
проверьте значение каждого слова в предложении (смысловая точность);
определите близкие по смыслу слова, в том числе однокоренные (тавтология);
выделите словосочетания или сочетания слов, проверьте возможность соединения в нем слов по смыслу (лексическая сочетаемость);
проверьте логичность в сочетаниях слов;
подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
В процессе работы с настоящими дидактическими материалами на уроках русского языка этот алгоритм действий является одним из главных, но можно использовать и в сокращенном варианте:
найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
если это ошибка, исправь ее.
Дидактические материалы представляют собой комплекс карточек, каждая из которых структурно состоит из 3-х частей:
Задание;
Перечень необходимых знаний и умений;
Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания;
Алгоритм выполнения задания;
Ответы к заданию с комментарием.
Карточка 1
Задание:
Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
Петров, ты обратно не идешь на урок?
Стоит кромешная темнота.
Полицейские арестовали плеяду преступников.
Стоят деревья в подвенечном саване.
Болельщики шокированы прекрасным выступлением Алины.
О футбольных поражениях вспоминают только отъявленные фанаты.
Старшеклассники добились ухудшения успеваемости в первом полугодии.
В сквере запретили выпас собак.
Соседка скоропостижно вышла из квартиры.
Новые технологии способствуют улучшению недостатков.
Перечень необходимых знаний и умений:
что такое лексическая сочетаемость;
причины нарушения лексической сочетаемости.
3.Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания.
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетание, возникает лексическая несочетаемость.
Причины нарушения лексической сочетаемости:
значение слов противоречит друг другу: значение одного слова исключают употребление другого по смыслу (танцевальная песня);
одно слово имеет положительное, а другое отрицательное значение (полчища тружеников);
слова разнородны по стилистической окраске и употреблению (в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню);
слова несовместимы по традиции (многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека). Например: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту.
4. Алгоритм выполнения задания:
в предложении выделите словосочетания или сочетания слов, которые, на ваш взгляд, противоречат друг другу;
проверьте возможность соединения в нем слов по смыслу (лексическая сочетаемость);
подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
5. Ответы к заданию с комментарием:
Петров, ты обратно (правильно: опять) не идешь на урок.
(Слово «опять» используется как обозначение повторения чего-либо: действия, события, слово «обратно» используется как обозначение изменения направления движения). Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.
Стоит кромешная темнота (правильно: тьма).
(Фразеологизм «Тьма кромешная» значение: В церковнославянском тексте Евангелия (от Матфея) так называется ад, преисподняя. Выражение это употребляется иносказательно, в значениях: полная, беспросветная тьма; невежество, тягостная, мрачная жизнь). Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.
Полицейские арестовали плеяду (правильно: банду) преступников. (Плеяда - группа выдающихся деятелей на каком-л. поприще, связанных общностью взглядов, задач, направления и относящихся к одной эпохе.) Слово плеяда имеет положительное значение, а слово преступники отрицательное значение.
Стоят деревья в подвенечном саване (Правильно: платье).
(Саван – это одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу). Несовместимы по традиции.
Болельщики шокированы (правильно: удивлены, восхищены) прекрасным выступлением Алины.
(Шокировать - приводить в смущение компрометирующим поведением, несоблюдением общепринятых норм приличия). Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.
О футбольных поражениях вспоминают только отъявленные (правильно: заядлые) фанаты.
(Отъявленный – заведомый, неисправимый, хорошо известный своими отрицательными качествами. Фанат – человек, испытывающий особый интерес и повышенное влечение к определенному объекту (кумиру). Слово фанат имеет положительное, а слово отъявленный ‑ отрицательное значение
Старшеклассники добились ухудшения (правильно: снижения) успеваемости в первом полугодии. Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.
В сквере запретили выпас (правильно: выгул) собак. (Выпас – место, где пасут скот, пастбище). Несовместимы по традиции.
Соседка скоропостижно (правильно: быстро) вышла из квартиры. (Скоропостижно – внезапно, неожиданно (обычно о смерти). Несовместимы по традиции.
Новые технологии способствуют улучшению (правильно: исправлению) недостатков. Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.
Карточка 2.
1.Задание:
Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
В этом магазине дешевые цены.
Ему нравится быть в поле внимания.
Читая книги, вы повышаете свой кругозор.
Кондуктор настойчиво требовала оплатить штраф
Предпринимать усилия для достижения цели.
Мы делаем все для увеличения благосостояния народа.
2.Перечень необходимых знаний и умений:
что такое лексическая сочетаемость;
причины нарушения лексической сочетаемости.
3.Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания.
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетание, возникает лексическая несочетаемость.
Причины нарушения лексической сочетаемости:
значение слов противоречит друг другу: значение одного слова исключают употребление другого по смыслу (танцевальная песня);
одно слово имеет положительное, а другое отрицательное значение (полчища тружеников);
слова разнородны по стилистической окраске и употреблению (в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню);
слова несовместимы по традиции (многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека). Например: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту.
4.Алгоритм выполнения задания:
в предложении выделите словосочетания или сочетания слов, которые, на ваш взгляд, противоречат друг другу;
проверьте возможность соединения в нем слов по смыслу (лексическая сочетаемость);
подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
5.Ответы к заданию с комментарием:
В этом магазине дешевые цены (правильно: низкие).
(Дорогой и дешёвый — это о том, что покупают. Следует помнить, что цену купить нельзя).
Ему нравится быть в поле внимания (правильно: поле зрения). (Поле есть у зрения, а центр — у внимания).
Читая книги, вы повышаете свой кругозор (правильно: расширяете). (У кругозора — широта, но не высота).
Кондуктор настойчиво требовала оплатить штраф (правильно: заплатить).
(«Оплатить» употребляется по отношению к тому, за что платят; «заплатить» — к тому, что платят).
Предпринимать усилия для достижения цели (правильно: прилагать).
(«Предпринять» по смыслу близок к «затевать», «решаться исполнить». Усилия нельзя затеять, их можно приложить).
Мы делаем все для увеличения уровня благосостояния народа (Правильно: повышение).
(«Уровень» можно либо повысить, либо понизить, но не увеличить или уменьшить).
Карточка 3.
1. Задание:
Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.
Я приобрел абонент в бассейн.
Женя слышала много обидчивых слов от сестры.
Сестра — человек практический, она ничего не выкидывает.
Девочка смотрела на нас с виновным видом.
Соседний щенок случайно оказался на нашем балконе.
В шесть месяцев сын был уже на искусном вскармливании.
В летний зной хорошо гулять по теневым аллеям.
Ходить в школу Ваня не желал, вот и стал невежей.
Сын вел праздничный образ жизни.
2.Перечень необходимых знаний и умений:
что такое паронимы;
значение каждого паронима, предложенного на сайте ФИПИ.
3.Теоретические знания для выполнения.
Паронимы – это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи).
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.
4. Алгоритм выполнения задания:
1) внимательно прочитайте предложения;
2) определите лексическое значение каждого из слов-паронимов;
3) определите, в чем состоит различие этих значений;
4) подберите слова, с которыми могут сочетаться паронимы;
5) если значения слов тебе не понятны, обратись к толковым словарям.
5.Ответы к заданию с комментарием:
Я приобрел абонент (правильно: абонемент) в бассейн.
Абонент- человек, который пользуется абонементом. Абонемент-документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-либо, а также само право на это.
Женя слышала много обидчивых (правильно: обидных) слов от
сестры.
Обидный - оскорбительный, причиняющий обиду, а также досадный, неприятный (разг.). Обидчивый - легко обижающийся.
Сестра — человек практический (правильно: практичный), она
ничего не выкидывает.
Практический — 1. Относящийся к области практики. 2. Нужный для практики; прививающий умение, навыки. 3. Относящийся к области реальных потребностей. Практичный — 1. Опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах. 2. Удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный).
Девочка смотрела на нас с виновным (правильно: виноватым)
видом.
Виновный - человек, совершивший преступление или проступок. Например: виновный в преступлении. Виноватый - провинившийся в чем-либо; совершивший какой-либо промах, неловкость и т.п. Например: виноватый в опоздании.
Соседний (правильно: соседский) щенок случайно оказался на нашем балконе.
Соседний. Расположенный вблизи, рядом с чем-либо, по соседству. Соседние страны. Соседский. Относящийся к соседу, принадлежащий ему. Соседский дом.
В шесть месяцев сын был уже на искусном (правильно: искусственном) вскармливании.
Искусный. Обладающий высоким мастерством в чём-либо; умелый. Искусный мастер. Искусственный. Сделанный наподобие настоящего, природного. Искусственный спутник Земли.
В летний зной хорошо гулять по теневым (правильно: тенистым) аллеям.
Теневой - прил. связанное по значению с сущ. тень.Такой, на который падает тень, находящийся в тени. Являющийся тенью, создаваемый тенью. Представляющий собою не сразу видную неблагоприятную, отрицательную, оборотную сторону, изнанку. Существующий, действующий вне государственного контроля; уклоняющийся от налогов .Тенистый -прил. Дающий густую тень (о растениях).Такой, где много тени; находящийся в тени, затененный.
Ходить в школу Ваня не желал, вот и стал невежей (правильно: невеждой).
Невежа - грубый, невоспитанный человек. Он настоящий невежа. Невежда - малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-либо области. В математике он был сущим невеждой.
Сын вел праздничный (правильно: праздный) образ жизни. Праздничный — Относящийся к празднику, нарядный, красивый. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый. Праздный — Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью.
Карточка 4.
1. Задание:
Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
(Абонемент, абонент) не отвечает.
Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
(Лесные, лесистые) озера очень красивы.
(Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
(Жилой, жилищный) фонд города не растет.
На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
2.Перечень необходимых знаний и умений:
что такое паронимы;
значение каждого паронима, предложенного на сайте ФИПИ.
3.Теоретические знания для выполнения.
Паронимы – это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи).
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.
4.Алгоритм выполнения задания:
1) внимательно прочитайте предложения;
2) определите лексическое значение каждого из слов-паронимов;
3) определите, в чем состоит различие этих значений;
4) подберите слова, с которыми могут сочетаться паронимы;
5) если значения слов тебе не понятны, обратись к толковым словарям.
5.Ответы к заданию с комментарием:
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто (правильно: надето).
Одеть — кого, что. Облечь кого-л. в какую-л. одежду.
Надеть — что. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными. А чтобы еще проще запомнить, можно воспользоваться следующей запоминалкой: «Одевают Надежду, надевают одежду»
(Абонемент, абонент) не отвечает (правильно: абонент). Абонемент - право пользования чем-либо в течение определённого срока. Абонент - лицо, имеющее абонемент.
Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара (правильно: нестерпимая).
Нестерпимый. Превышающий терпение, с трудом переносимый; невыносимый, несносный. Нетерпимый - 1. Такой, с которым нельзя мириться, недопустимый.2. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости.
(Лесные, лесистые) озера очень красивы (правильно: лесные).
Лесистый— обильно поросший лесом. Лесной — прилагательное к существительному лес. Расположенный в лесу, живущий, растущий в лесу; покрытый лесами; относящийся к лесоводству.
(Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов (правильно: хищническое).
Хищный. 1.О животных: питающийся животными.2. перен. Жадный, полный стремления овладеть кем-либо, чем-либо, захватить что-либо, а также выражающий такое стремление; такой, как у хищника. Хищнический. 1. Свойственный хищнику, грабительский 2. перен. Бесхозяйственный, бесплановый, преследующий цели ближайшей выгоды, обогащения. Сравните: хищнический взгляд - взгляд, свойственный хищнику; хищный взгляд - взгляд, выражающий хищность.
В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы (правильно: рекомендательный).
Рекомендательный - содержащий в себе рекомендацию, являющийся рекомендацией. Прилагательное, по значению связанное с существительным рекомендация. Рекомендованный - 1.Причастие, по значению связанное с глаголом рекомендовать 2. Снабженный рекомендацией, имеющий о себе хороший, похвальный отзыв.
(Жилой, жилищный) фонд города не растет (правильно: жилой).
Жилой - 1.Предназначенный для жилья. 2.Обитаемый, занятый под жильё. Жилищный - 1.Соотн. с сущ. жилище, связанный с ним. 2.Свойственный жилищу, характерный для него.
На первое – (черепаший, черепаховый) суп (правильно: черепаховый).
Черепаховый— 1. Относящийся к черепахе. 2. Приготовленный из черепахи или изготовленный из роговых пластинок панциря черепахи. Черепаший— 1. Принадлежащий черепахе. 2. перен. Очень медленный.
Карточка5.
1.Задание
Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.
В июне месяце я поеду к бабушке.
В Перми открыли крупный супермаркет.
Я неторопливо шёл пешком по березовой роще.
Мне всегда плохо в ледяной холод.
Водителю выписали денежный штраф за превышение скорости.
Маму переполняло гневное возмущение.
К нам приехал мой двоюродный кузен.
Коллеги по работе хорошо к нему относились.
Молодой юноша помог инвалиду перейти дорогу.
Перед отъездом она подарила всем памятные сувениры.
2.Перечень необходимых знаний и умений:
что такое плеоназм;
причины появления плеоназма.
3.Теоретические знания для выполнения.
Плеоназм (от гр. pleonasmos – излишество) — это употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (предчувствовать заранее, говорить вслух, темная ночь и т.д.).
Плеоназмы возникают главным образом из-за стилистической небрежности автора. Например, при соединении синонимов: занудный и скучный; помог и поспособствовал; тем не менее, однако; так.
Неправильное употребление иностранных слов является одной из причин плеоназмов (от греч. pleonasmos - излишество), например: промышленная индустрия (в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»); форсировать строительство ускоренными темпами («форсировать» означает «вести ускоренными темпами»).
4.Алгоритм выполнения задания:
внимательно прочитайте предложения;
определите близкие по смыслу слова;
проверьте логичность в сочетаниях слов;
исключите лишнее слово.
5.Ответы к заданию с комментарием:
В июне месяце я поеду к бабушке (лишнее слово: месяц)
В Перми открыли крупный супермаркет (лишнее слово: крупный).
Супермаркет (англ. supermarket «сверхрынок») — крупный универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков.
Я неторопливо шёл пешком по березовой роще (лишнее слово: пешком).
Мне всегда плохо в ледяной холод (лишнее слово: ледяной).
Водителю выписали денежный штраф за превышение скорости (лишнее слово: денежный).
Маму переполняло гневное возмущение (лишнее слово: гневное).
К нам приехал мой двоюродный кузен (лишнее слово: двоюродный).
Кузен (от франц. cousin) — двоюродный брат.
Коллеги по работе хорошо к нему относились (лишнее слово: по работе)
Молодой юноша помог инвалиду перейти дорогу (лишнее слово: молодой)
Перед отъездом Анна Сергеевна подарила всем памятные сувениры (лишнее слово: памятные).
Сувени́р (фр. souvenir — воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее.
Карточка 6.
1.Задание
Найдите ошибку в предложении, убрав лишнее слово.
Оформляя документы, я должен был написать заявление на работу, изложить свою автобиографию.
Мы импортируем из-за рубежа компьютеры, автомобили.
Собрание акционеров состоится завтра в 19 часов вечера.
Состоялся первый дебют актрисы.
Начальник экспедиции стучал по столу сжатым кулаком.
Команда противника потерпела полное фиаско на родном поле.
Молодая девушка готова была ехать за любимым на край света.
Девушка подарила другу памятный сувенир.
Продавец положил перед собой прейскурант цен.
Известный художник нарисовал свой автопортрет.
Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность.
Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналогов на мировом рынке.
2.Перечень необходимых знаний и умений:
что такое плеоназм;
причины появления плеоназма.
3.Теоретические знания для выполнения.
Плеоназм (от гр. pleonasmos – излишество) — это употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (предчувствовать заранее, говорить вслух, темная ночь и т.д.).
Плеоназмы возникают главным образом из-за стилистической небрежности автора. Например, при соединении синонимов: занудный и скучный; помог и поспособствовал; тем не менее, однако; так.
Неправильное употребление иностранных слов является одной из причин плеоназмов (от греч. pleonasmos - излишество), например: промышленная индустрия (в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»); форсировать строительство ускоренными темпами («форсировать» означает «вести ускоренными темпами»).
4.Алгоритм выполнения задания:
внимательно прочитайте предложения;
определите близкие по смыслу слова;
проверьте логичность в сочетаниях слов;
исключите лишнее слово.
5.Ответы к заданию с комментарием:
Оформляя документы, я должен был написать заявление на работу, изложить свою автобиографию (лишнее слово: свою).
Мы импортируем из-за рубежа компьютеры, автомобили (лишнее слово: из-за рубежа).
Собрание акционеров состоится завтра в 19 часов вечера (лишнее слово: вечера).
Состоялся первый дебют актрисы (лишнее слово: первый).
Начальник экспедиции стучал по столу сжатым кулаком (лишнее слово: сжатым).
Команда противника потерпела полное фиаско на родном поле (лишнее слово: полное).
Молодая девушка готова была ехать за любимым на край света (лишнее слово: молодая).
Девушка подарила другу памятный сувенир (лишнее слово: памятный).
Продавец положил перед собой прейскурант цен (лишнее слово: цен).
Известный художник нарисовал свой автопортрет (лишнее слово: свой).
Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность (лишнее слово: заранее).
Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналогов на мировом рынке (лишнее слово: подобных).
Карточка 7.
1.Задание.
Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.
Эти черты характера воспитываются многими годами воспитания.
Когда видишь этих людей, чувствуешь сильное чувство и ощущаешь страдания этих людей.
Семья Ивановых – примерная семья, на которую надо равняться.
Он объединил всех нас в единое целое.
Искусство помогает людям избавиться от людских пороков.
2.Перечень необходимых знаний и умений:
что такое тавтология;
причины появления тавтологии.
3.Теоретические знания для выполнения:
Тавтология (от гр. tauto – то же самое, logos – слово) возникает как при повторении однокоренных слов (загадать загадку, остановиться на остановке), так и при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (юный вундеркинд, впервые дебютировал, внутренний интерьер). Второй случай нередко называют скрытой тавтологией, и зачастую это свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного значения заимствованного слова. Тавтология возникает как в 1 предложении, так и в смежных, рядом стоящих.
4.Алгоритм выполнения задания:
внимательно прочитайте предложения;
определите близкие по смыслу слова (однокоренные);
подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
5.Ответы к заданию.
Эти черты характера воспитываются многими годами воспитания.
Когда видишь этих людей, чувствуешь сильное чувство и ощущаешь страдания этих людей.
Семья Ивановых – примерная семья, на которую надо равняться.
Он объединил всех нас в единое целое.
Искусство помогает людям избавиться от людских пороков.
Карточка8.
1.Задание.
Найдите в приведенных примерах тавтологические сочетания слов.
Проливной ливень превратил маленький ручей в бурлящий поток.
Проект суперсовременной гостиницы спроектировал молодой архитектор.
В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в области антикоррозионного покрытия.
Мы каждый месяц платим абонентскую плату за телефон.
2.Перечень необходимых знаний и умений:
что такое тавтология;
причины появления тавтологии.
3.Теоретические знания для выполнения:
Тавтология (от гр. tauto – то же самое, logos – слово) возникает как при повторении однокоренных слов (загадать загадку, остановиться на остановке), так и при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (юный вундеркинд, впервые дебютировал, внутренний интерьер). Второй случай нередко называют скрытой тавтологией, и зачастую это свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного значения заимствованного слова. Тавтология возникает как в 1 предложении, так и в смежных, рядом стоящих.
4.Алгоритм выполнения задания:
внимательно прочитайте предложения;
определите близкие по смыслу слова (однокоренные);
подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
5.Ответы к заданию.
Проливной ливень не заканчивается. Проливной ливень. (Правильно: проливной дождь или ливень).
Проект отеля спроектировали выпускника вуза. Спроектировали проект. (Правильно: разработали (создали) проект).
В свободное от учебных занятий время братья занимаются в лыжной секции. От занятий… занимаются. (Правильно: в свободное от уроков время…)
Этот невероятный случай, случился много лет назад. Случай случился. (Правильно: случай произошел).
На фабрике разработаны новые приборы и научные разработки. Разработаны… разработки. (Правильно: созданы новые приборы и сделаны разработки…)
Родители ежемесячно платят абонентскую плату за цифровое телевидение. Платят… плату. ( Правильно: вносят плату).
IV.Список источников информации
1.Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П.,
Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с
развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2018 года. Русский язык.
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с
развернутым ответом. М., 2018. 108с. [Электронный ресурс].URL:
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11 (дата обращения 07.09.2018).
2. Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные
на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по русскому
языку. М.,2017.8с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.fipi.ru/sites/default/files (дата обращения 07.09.2018)
3. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. – М.:
Издательство «Национальное образование», 2018. -352с. – (ЕГЭ. ФИПИ –
школе).
4. ЕГЭ 2018, Лексические нормы русского языка, задание №20 – теория.
[Электронный ресурс]. URL:
:https://down.ctege.info/ege/2018/teoriya/rus/rus2018zadanie20teoriya.pdf. (дата
обращения 07.09.2018).18