Технологическая карта урока математики.
Учитель | Потапова Татьяна Алексеевна |
ОУ | МОУ «Кораблинская СШ им. Героя РФ И. В. Сарычева» |
Предмет | Математика |
Тема урока | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
Класс | 1 |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цели педагогической деятельности (цели учителя) | 1. Организация учебной деятельности детей, направленной на усвоение новых знаний: название чисел при вычитании; составление, чтение и запись разностей, с использованием терминов «уменьшаемое, вычитаемое, разность». 2. Создание условий для развития самостоятельности, активности, для формирования личностного смысла учения, для формирования сотрудничества; для освоения социальной роли ученика. 3. Способствование приобретению опыта в постановке целей на основе выявления мест и причин затруднения; умению работать в парах, в группе; формированию умения строить рассуждения. |
Цели учебной деятельности (цели ученика) | 1. Узнают названия чисел при вычитании: «уменьшаемое, вычитаемое, разность»; 2. Будут учиться составлять, читать и записывать разности. |
Средства контроля достижения целей учебной деятельности | Самостоятельная работа в выборе равенств с пропущенными уменьшаемыми и вычитаемыми, в записи разности двух чисел, её чтении и вычислении. |
Используемая образовательная технология | Технология деятельностного метода |
Задачи урока | 1. Мотивация к совместной деятельности; 2. Организовать повторение изученного материала на предыдущих уроках и проговаривание эталона; 3. Организовать пробные действия; 4. Организовать фиксацию, причину и формулирование целей; 5. Организовать фронтальную работу по открытию новых знаний; 6. Организовать закрепление усвоенных знаний; 7. Организовать проверку усвоения новых знаний; 8. Организовать рефлексивную оценку деятельности на уроке. |
Материально-техническое обеспечение | Учебник «Математика» для 1 класса, 2 часть, авт. Моро М. И. и др. Рабочая тетрадь №2, проектор, ноутбук, знаки арифметических действий, числа, цветные карандаши, счетные палочки, сигнальные круги, эталон, таблицы Шульте. Карточки с названием компонентов действия вычитания |
Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия.
Регулятивные: осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы.
Предметные: научиться называть компоненты при вычитании.
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Формируемые личностные результаты | Формируемые метапредметные результаты |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Вы на парты посмотрите, Всё в порядок приведите. (Слайд 1) - Начинаем урок математики, а девизом нашего урока будут такие слова: За работу взялся класс, Всё получится у нас. (Слайд 2) А какие качества характера пригодятся вам на уроке? Посмотрите на карточки и уберите лишнее: Активность Торопливость Аккуратность Лень Старательность Внимательность - Итак, будем на уроке активными, старательными, внимательными и аккуратно выполнять задания. | Дети проверяют готовность к уроку. Дети произносят девиз урока. Дети убирают карточки со словами: лень, торопливость.
| Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. | КУУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. РУУД: контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | - Ребята, а как вы думаете, какой тип урока у нас сегодня будет. - Правильно, ведь каждый день мы с вами изучаем что-то новое. - Но, прежде чем изучать что-то новое, что мы должны сделать? - Все верно. Начнем с минутки чистописания. - Откройте тетради. Вспомним правила письма: (хором) -Запишите число. Отгадайте загадку: Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой …(пять) - Пропишите в тетради строчку, тщательно копируя с образца написания. (Слайды 3) - Сможете так? Как надо писать? - Написали, ручки положили. - Возьмите таблицы Шульте. - По моей команде, вам надо отыскать и назвать все числа по порядку. - Хорошо. А теперь запишите эти числа в порядке возрастания. - Каким способом можно проверить вашу работу? - Сверьте свою работу с доской. (Слайд 4) Математический диктант. - Я буду читать задания, а вы обводить правильный ответ в кружок. Всё понятно? - На сколько 7 больше 6? -Какое число следует за числом 8? - 10 уменьшить на 5. - Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3. Чему равна сумма? - Какое число предшествует числу 4? - 4 увеличьте на 3. - Проверим. (Слайд 4) - Какие числа вы не обвели? - Какие равенства можно составить с этими числами. У меня для вас есть еще несколько выражений: 4 + 3 = , 7 – 1 =, 8 + 1 = , 5 – 3 =. - Разделите эти выражения на 2 группы. - А теперь я попрошу вас прочитать примеры на сложение, но читать их надо по-разному. - Молодцы. | Изучение нового материала. Повторить пройденное. Дети открывают тетради. Я тетрадь свою открою, И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я примусь. Смотрят на экран, записывают. Аккуратно. Дети работают с таблицами Шульте. Дети записывают: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Поменяться тетрадями, сверить с доской, один читает – остальные проверяют. Дети проверяют. Дети обводят правильные ответы в кружок. 1 ,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 2, 4, 6 Дети называют равенства: 2+4=6 4+2=6 6 - 4 = 2 6 - 2=4 Дети делят на две группы – со знаком минус и со знаком плюс. 4 плюс 3; к 2 прибавить 4; 4 увеличить на 2; первое слагаемое 8 второе слагаемое 1 | Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу | КУУД: Слушать и понимать речь других. ПУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. РУУД: Принимать задачу, осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве, проводить самоконтроль. ПУУД: Применять математическую терминологию. |
3. Выявление места и причины затруднения. | - Остались примеры на вычитание. Читаем по-разному. - Как можно прочитать? Почему? Что же делать? А мы знаем, как называются числа при вычитании? Какую цель можно поставить? Цель: Узнать, как называются числа при вычитании. - Но я хочу, чтобы вы сами к этому пришли. Не в учебнике прочитали тему, а сами сделали открытие. Хотите? | Дети читают: 6 минус 4; Из 6 вычесть 2; 7 уменьшить на 1; Дети не могут прочитать последнее выражение. Закончились все варианты. - Нам не хватает знаний. Надо узнать. Узнаем, как называются числа при вычитании. | Формирование интереса (мотивации) к учению, личностного смысла учения. | РУУД: Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь логически действовать, сравнивать, анализировать. ПУУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Возьмите 7 палочек и положите на парту. Отодвиньте 3 палочки в сторону. -Что произошло с палочками? Их стало больше или меньше? - Правильно. Их стало меньше, т. е. число уменьшилось. Как вы думаете, как будет называться это число, если оно уменьшилось? - А почему оно так будет называться: уменьшаемое? Что мы делали с этим числом? -Давайте ещё раз назовем это число. - А что мы сделали с 3 палочками? Как это можно записать? Какое же действие мы выполнили? - То есть мы вычли 3. Как же будет называться второе число, если мы его вычитаем? - Итак, ребята, первое число называется уменьшаемое, потому что мы его, что делаем? 7 – уменьшаемое. Второе число будет называться вычитаемое, почему? Потому что мы его, что делаем? - Сколько же палочек у нас осталось? То есть мы нашли разницу двух чисел 7 и 3. Подумайте, как будет третье число называться, если мы будем находить разницу чисел? Послушайте внимательно слово разница. На доске запись: 7 – 3 = 4 уменьшаемое вычитаемое разность - Вот мы и узнали, как называются числа при вычитании. Давайте повторим. Это наша сегодняшняя тема. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Прочитаем. - А какое здесь самое большое число? Что мы с ним делаем? -Конечно. Следующее число мы вычитаем. Как оно называется? - И в ответе, что у нас получается? - А ещё разность – это, когда из одного числа вычитают другое. (Учитель вешает таблицу). - Говорят, разность двух чисел. - Поднимите светофоры, кому понравилось делать открытие. | Дети работают с палочками. Меньше. Уменьшаемое. Мы это число уменьшали. Уменьшаемое. Убрали. 7 – 3 Вычитание. Вычитаемое. Уменьшаем. Вычитаем. 4 Разность. Дети называют названия компонентов при вычитании хором. 7 – уменьшаемое. Уменьшаем. 3 – вычитаемое. 4 – разность. Поднимают светофоры. | | ПУУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Проводить аналогии. На основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их. |
Физкультминутка. | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. | Дети выполняют движения. | Развитие умения выражать свои эмоции. | КУУД: Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. |
5. Реализация построенного проекта. | -Уберите палочки. Ребята, а давайте вспомним, где у нас возникло затруднение. Мы сможем теперь прочитать это выражение? - А теперь откроем учебник и убедимся, что мы сделали все верно. (Слайд 5) - Прочитайте тему урока. - Читаем громко и все хором. - А теперь прочитаем, что мы будем делать на уроке. - Найдите рисунок. (Слайд 6) - Сколько снегирей сидело на ветке? - Что произошло? Что произошло с количеством? - Значит 5 – это уменьшаемое. - Сколько снегирей улетело? - Что мы сделали с этим число? - Мы его вычли. Значит это? - И 3 это? Какой же вывод мы можем сделать? Мы сами открыли. Мы можем делать открытия. | Дети читают: Уменьшаемое 7, Вычитаемое 1, Разность 6. Дети открывают учебники на стр. 29 Дети читают тему и цели урока. Дети отвечают на поставленные вопросы: Сидело 5 снегирей. Уменьшилось количество снегирей. 2 улетели. Вычитаемое 2. 3 – разность. Мы сами открыли. | | РУУД: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - А теперь выполним №1. Прочитаем задание. - У вас на столе лежат карточки, составьте выражение. - Какие возьмем числа? Знак? - Покажите светофорчики. Правильно ли выполнено задание на доске. Хорошо. - Теперь проверьте друг у друга, помогите, если у кого-то не получилось. Молодцы. - Давайте назовем числа, как они называются. - Друг другу скажите это. Закройте учебники. - Я предлагаю поработать в парах и закрепить полученные знания. Задание для работы в парах. - Соедини линией карточку и название числа, которое она закрывает. - Проверим. | Один ученик читает задание. У доски работает один ученик. Остальные составляют выражение на парте. Оценивают. Проверяют. Дети называют числа хором. Работают в парах Проверяют. Соотносят с экраном. Выполнить самостоятельную работу. | Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу | РУУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Оценивать правильность выполнения задания, при необходимости вносить коррективы после его выполнения. КУУД: Уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, совместно договариваться и приходить к единому мнению, уметь работать в парах |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Откройте рабочие тетради на с. 16. (Слайд 7) - Прочитайте хором тему урока. - А теперь будем выполнять первое задание. Возьмите в руки синий карандаш и подчеркните равенства, в которых пропущены вычитаемые. Красным карандашом подчеркните равенства, в которых пропущены уменьшаемые. - Проверьте по эталону. (Слайд 88) - А если допустили ошибки, кто сможет помочь? - Возьмите ручки и запишите пропущенные числа. | Дети открывают тетради. Выполняют самостоятельную работу, проверяют по эталону. Записывают пропущенные числа. | Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу | ПУУД: На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче и искомым, выбирают и объясняют арифметические действия для решения задач. Самостоятельно выполняют проверку. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | - Выполним №2. Прочитайте. - Что прочитали? Почему так решили? - О чем говорится в задаче? Каким действием будем решать задачу? Почему? Запишите решение и ответ. - Чем является 6 в этой записи? 2? 4? (Слайд 9) Игра «Согласны.- Не согласны» - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Если вы согласны, вы показываете зеленый светофор, если не согласны – красный и составляете правильный пример. Приготовились? - Разность чисел 9 и 1 равна 8; - Уменьшаемое 8, вычитаемое 3, разность равна 5. - Уменьшаемое 5, вычитаемое 4. Разность равна 9. - Не согласны, составляйте тогда правильный. - Надо быть внимательнее. Работа с электронным приложение к учебнику. Название чисел при вычитании. Задание 2 «Каждой птице – свои карточки» | Читают задачу, отвечают на вопросы, записывают решение и ответ. Слушают, оценивают, исправляют ошибки. Правильный вариант выкладывают на парте. Кто справляется первым, проверяет свой ряд. Работают с электронным приложением. | Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу | КУУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь работать в парах и коллективно. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | - Подведем итог. Вначале урока мы поставили перед собой цель: Узнать, как называются числа при вычитании. - Мы достигли этой цели? - Кто вам помог? - Помните девиз: За работу взялся класс, Все получится у нас. - Какими вы были на уроке? - Поблагодарите друг друга. - И я тоже хочу вас поблагодарить. Спасибо за старание. Ведь главное – желание, А навыки и знания С годами к вам придут. Прозвенит звонок с урока – Поиграть придёт пора. Что узнали на уроке, Не забывайте никогда! - Оцените свою работу на уроке. Верхняя ступенька: Урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой! Вторая ступенька: Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Нижняя ступенька: Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! | Вспоминают цель. Повторяют девиз. Активными, старательными, внимательными и аккуратно выполняли задания. | Осознать значимость полученных знаний и необходимость саморазвития. | КУУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. РУУД: Осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. |