Урок математики в 1 классе

0
0
Материал опубликован 21 November в группе

Технологическая карта урока математики.

Учитель

Потапова Татьяна Алексеевна

ОУ

МОУ «Кораблинская СШ им. Героя РФ И. В. Сарычева»

Предмет

Математика

Тема урока

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Класс

1

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели педагогической деятельности (цели учителя)

1. Организация учебной деятельности детей, направленной на усвоение новых знаний: название чисел при вычитании; составление, чтение и запись разностей, с использованием терминов «уменьшаемое, вычитаемое, разность».

2. Создание условий для развития самостоятельности, активности, для формирования личностного смысла учения, для формирования сотрудничества; для освоения социальной роли ученика.

3. Способствование приобретению опыта в постановке целей на основе выявления мест и причин затруднения; умению работать в парах, в группе; формированию умения строить рассуждения.

Цели учебной деятельности (цели ученика)

1. Узнают названия чисел при вычитании: «уменьшаемое, вычитаемое, разность»;

2. Будут учиться составлять, читать и записывать разности.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Самостоятельная работа в выборе равенств с пропущенными уменьшаемыми и вычитаемыми, в записи разности двух чисел, её чтении и вычислении.

Используемая образовательная технология

Технология деятельностного метода

Задачи урока

1. Мотивация к совместной деятельности;

2. Организовать повторение изученного материала на предыдущих уроках и проговаривание эталона;

3. Организовать пробные действия;

4. Организовать фиксацию, причину и формулирование целей;

5. Организовать фронтальную работу по открытию новых знаний;

6. Организовать закрепление усвоенных знаний;

7. Организовать проверку усвоения новых знаний;

8. Организовать рефлексивную оценку деятельности на уроке.

Материально-техническое обеспечение

Учебник «Математика» для 1 класса, 2 часть, авт. Моро М. И. и др.

Рабочая тетрадь №2, проектор, ноутбук, знаки арифметических действий, числа, цветные карандаши, счетные палочки, сигнальные круги, эталон, таблицы Шульте. Карточки с названием компонентов действия вычитания



Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия.

Регулятивные: осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию.

Познавательные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; делать обобщения, выводы.


Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы.

Предметные: научиться называть компоненты при вычитании.










Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия

ученика

Формируемые

личностные

результаты

Формируемые

метапредметные

результаты

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок,

начинается урок.

Вы на парты посмотрите,

Всё в порядок приведите.

(Слайд 1)

- Начинаем урок математики, а девизом нашего урока будут такие слова:

За работу взялся класс,

Всё получится у нас.

(Слайд 2)

А какие качества характера пригодятся вам на уроке? Посмотрите на карточки и уберите лишнее:

Активность

Торопливость

Аккуратность

Лень

Старательность

Внимательность

- Итак, будем на уроке активными, старательными, внимательными и аккуратно выполнять задания.



Дети проверяют готовность к уроку.











Дети произносят девиз урока.





Дети убирают карточки со словами: лень, торопливость.

























Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

КУУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

РУУД: контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, а как вы думаете, какой тип урока у нас сегодня будет.

- Правильно, ведь каждый день мы с вами изучаем что-то новое.

- Но, прежде чем изучать что-то новое, что мы должны сделать?

- Все верно. Начнем с минутки чистописания.

- Откройте тетради. Вспомним правила письма: (хором)



-Запишите число.







Отгадайте загадку:


Что стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

Ну, конечно, цифрой …(пять)

- Пропишите в тетради строчку, тщательно копируя с образца написания.

(Слайды 3)

- Сможете так? Как надо писать?

- Написали, ручки положили.

- Возьмите таблицы Шульте.

- По моей команде, вам надо отыскать и назвать все числа по порядку.

- Хорошо. А теперь запишите эти числа в порядке возрастания.

- Каким способом можно проверить вашу работу?





- Сверьте свою работу с доской.

(Слайд 4)

Математический диктант.

- Я буду читать задания, а вы обводить правильный ответ в кружок. Всё понятно?

- На сколько 7 больше 6?

-Какое число следует за числом 8?

- 10 уменьшить на 5.

- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?

- Какое число предшествует числу 4?

- 4 увеличьте на 3.

- Проверим. (Слайд 4)

- Какие числа вы не обвели?

- Какие равенства можно составить с этими числами.





У меня для вас есть еще несколько выражений: 4 + 3 = , 7 – 1 =, 8 + 1 = , 5 – 3 =.

- Разделите эти выражения на 2 группы.



- А теперь я попрошу вас прочитать примеры на сложение, но читать их надо по-разному.





- Молодцы.

Изучение нового материала.

Повторить пройденное.











Дети открывают тетради.

Я тетрадь свою открою,

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я примусь.



















Смотрят на экран, записывают.

Аккуратно.

Дети работают с таблицами Шульте.





Дети записывают: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Поменяться тетрадями, сверить с доской, один читает – остальные проверяют.

Дети проверяют.





Дети обводят правильные ответы в кружок.























1 ,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2, 4, 6

Дети называют равенства:

2+4=6 4+2=6

6 - 4 = 2 6 - 2=4







Дети делят на две группы – со знаком минус и со знаком плюс.

4 плюс 3;

к 2 прибавить 4;

4 увеличить на 2;

первое слагаемое 8 второе слагаемое 1


Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу

КУУД: Слушать и понимать речь других.

ПУУД: Уметь оформлять свои

мысли в устной и

письменной форме.



























































РУУД: Принимать задачу, осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве, проводить самоконтроль.

ПУУД: Применять математическую терминологию.






















3. Выявление места и причины затруднения.

- Остались примеры на вычитание. Читаем по-разному.













- Как можно прочитать? Почему?

Что же делать? А мы знаем, как называются числа при вычитании? Какую цель можно поставить?

Цель: Узнать, как называются числа при вычитании.

- Но я хочу, чтобы вы сами к этому пришли. Не в учебнике прочитали тему, а сами сделали открытие. Хотите?

Дети читают:

6 минус 4;

Из 6 вычесть 2;

7 уменьшить на 1;

Дети не могут прочитать последнее выражение. Закончились все варианты.

- Нам не хватает знаний. Надо узнать.





Узнаем, как называются числа при вычитании.

Формирование интереса (мотивации) к учению, личностного смысла учения.

РУУД: Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь логически действовать, сравнивать, анализировать.

ПУУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Возьмите 7 палочек и положите на парту. Отодвиньте 3 палочки в сторону.

-Что произошло с палочками? Их стало больше или меньше?

- Правильно. Их стало меньше, т. е. число уменьшилось. Как вы думаете, как будет называться это число, если оно уменьшилось?

- А почему оно так будет называться: уменьшаемое? Что мы делали с этим числом?

-Давайте ещё раз назовем это число.

- А что мы сделали с 3 палочками? Как это можно записать?

Какое же действие мы выполнили?

- То есть мы вычли 3. Как же будет называться второе число, если мы его вычитаем?

- Итак, ребята, первое число называется уменьшаемое, потому что мы его, что делаем?

7 – уменьшаемое.

Второе число будет называться вычитаемое, почему? Потому что мы его, что делаем?

- Сколько же палочек у нас осталось? То есть мы нашли разницу двух чисел 7 и 3. Подумайте, как будет третье число называться, если мы будем находить разницу чисел? Послушайте внимательно слово разница.

На доске запись: 7 – 3 = 4

уменьшаемое вычитаемое разность

- Вот мы и узнали, как называются числа при вычитании. Давайте повторим.



Это наша сегодняшняя тема. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Прочитаем.

- А какое здесь самое большое число? Что мы с ним делаем?

-Конечно. Следующее число мы вычитаем. Как оно называется?

- И в ответе, что у нас получается?

- А ещё разность – это, когда из одного числа вычитают другое. (Учитель вешает таблицу).

- Говорят, разность двух чисел.

- Поднимите светофоры, кому понравилось делать открытие.

Дети работают с палочками.



Меньше.









Уменьшаемое.



Мы это число уменьшали.



Уменьшаемое.



Убрали.

7 – 3

Вычитание.



Вычитаемое.





Уменьшаем.







Вычитаем.





4











Разность.







Дети называют названия компонентов при вычитании хором.







7 – уменьшаемое. Уменьшаем.



3 – вычитаемое.

4 – разность.











Поднимают светофоры.


ПУУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Проводить аналогии.

На основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их.


Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Дети выполняют движения.

Развитие умения выражать свои эмоции.


КУУД: Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

5. Реализация построенного проекта.

-Уберите палочки. Ребята, а давайте вспомним, где у нас возникло затруднение. Мы сможем теперь прочитать это выражение?

- А теперь откроем учебник и убедимся, что мы сделали все верно. (Слайд 5)

- Прочитайте тему урока.

- Читаем громко и все хором.

- А теперь прочитаем, что мы будем делать на уроке.

- Найдите рисунок. (Слайд 6)

- Сколько снегирей сидело на ветке?

- Что произошло? Что произошло с количеством?

- Значит 5 – это уменьшаемое.

- Сколько снегирей улетело?

- Что мы сделали с этим число?

- Мы его вычли. Значит это?

- И 3 это?

Какой же вывод мы можем сделать? Мы сами открыли. Мы можем делать открытия.

Дети читают:

Уменьшаемое 7,

Вычитаемое 1,

Разность 6.



Дети открывают учебники на стр. 29



Дети читают тему и цели урока.







Дети отвечают на поставленные вопросы:

Сидело 5 снегирей.

Уменьшилось количество снегирей.

2 улетели.



Вычитаемое 2.

3 – разность.

Мы сами открыли.


РУУД: Принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А теперь выполним №1. Прочитаем задание.

- У вас на столе лежат карточки, составьте выражение.

- Какие возьмем числа? Знак?

- Покажите светофорчики. Правильно ли выполнено задание на доске. Хорошо.

- Теперь проверьте друг у друга, помогите, если у кого-то не получилось. Молодцы.

- Давайте назовем числа, как они называются.

- Друг другу скажите это. Закройте учебники.

- Я предлагаю поработать в парах и закрепить полученные знания.

Задание для работы в парах.

- Соедини линией карточку и название числа, которое она закрывает.

- Проверим.

- А как мне проверить, что вы все поняли?

Один ученик читает задание.

У доски работает один ученик. Остальные составляют выражение на парте.

Оценивают.



Проверяют.





Дети называют числа хором.



Работают в парах







Проверяют. Соотносят с экраном.





Выполнить самостоятельную работу.

Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу

РУУД:

Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



Оценивать правильность выполнения задания, при необходимости вносить коррективы после его выполнения.



КУУД: Уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, совместно договариваться и приходить к единому мнению, уметь работать в парах

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Откройте рабочие тетради на с. 16. (Слайд 7)

- Прочитайте хором тему урока.

- А теперь будем выполнять первое задание. Возьмите в руки синий карандаш и подчеркните равенства, в которых пропущены вычитаемые. Красным карандашом подчеркните равенства, в которых пропущены уменьшаемые.

- Проверьте по эталону. (Слайд 88)

- А если допустили ошибки, кто сможет помочь?

- Возьмите ручки и запишите пропущенные числа.

Дети открывают тетради.



Выполняют самостоятельную работу, проверяют по эталону.

















Записывают пропущенные числа.

Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу

ПУУД:

На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче и искомым, выбирают и объясняют арифметические действия для решения задач. Самостоятельно выполняют проверку.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Выполним №2. Прочитайте.

- Что прочитали? Почему так решили?

- О чем говорится в задаче? Каким действием будем решать задачу? Почему? Запишите решение и ответ.

- Чем является 6 в этой записи? 2? 4? (Слайд 9)

Игра «Согласны.- Не согласны»

- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Если вы согласны, вы показываете зеленый светофор, если не согласны – красный и составляете правильный пример. Приготовились?

- Разность чисел 9 и 1 равна 8;

- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3, разность равна 5.

- Уменьшаемое 5, вычитаемое 4. Разность равна 9.

- Не согласны, составляйте тогда правильный.

- Надо быть внимательнее.

Работа с электронным приложение к учебнику.

Название чисел при вычитании. Задание 2 «Каждой птице – свои карточки»

Читают задачу, отвечают на вопросы, записывают решение и ответ.













Слушают, оценивают, исправляют ошибки. Правильный вариант выкладывают на парте.

















Кто справляется первым, проверяет свой ряд.

Работают с электронным приложением.















































Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу

КУУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь работать в парах и коллективно.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Подведем итог. Вначале урока мы поставили перед собой цель: Узнать, как называются числа при вычитании.

- Мы достигли этой цели?

- Кто вам помог?

- Помните девиз:

За работу взялся класс,

Все получится у нас.

- Какими вы были на уроке?







- Поблагодарите друг друга.

- И я тоже хочу вас поблагодарить.

Спасибо за старание.

Ведь главное – желание,

А навыки и знания

С годами к вам придут.

Прозвенит звонок с урока –

Поиграть придёт пора.

Что узнали на уроке,

Не забывайте никогда!

- Оцените свою работу на уроке.

Верхняя ступенька: Урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

Вторая ступенька: Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Нижняя ступенька: Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Вспоминают цель.











Повторяют девиз.





Активными, старательными, внимательными и аккуратно выполняли задания.

Осознать значимость полученных знаний и необходимость саморазвития.

КУУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

РУУД: Осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.