Урок русского языка во 2 классе «Фразеологизмы»
Урок русского языка во 2 классе
учитель Евтушенко Татьяна Ивановна МБОУ Кулундинская СОШ № 1 Алтайский край
УМК «Школа 21 века»
Тема урока: Фразеологизмы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для получения знаний о фразеологизмах.
Задачи:
- образовательная: познакомить с фразеологизмами, учить находить их, правильно употреблять в речи; формировать орфографический навык;
- развивающая: развивать умение работать со словарём, учебником, развивать познавательные способности, речь учащихся;
- воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.
Формируемые УУД:
Предметные: уметь распознавать фразеологизмы и фразеологические обороты, правильно использовать их в речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли точно и полно, умение слушать и слышать других, уважать мнение товарищей.
Регулятивные УУД: целеполагание, умение планировать свою работу, волевая саморегуляция.
Личностные УУД: смыслообразование, умение оценивать свою работу.
Оборудование: учебник Русский язык часть 2, словарь Розе Т. В. «Большой фразеологический словарь для детей», карточки с заданиями, презентация.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Прежде чем за парты сесть Посмотрите, все ли здесь? | |
Мотивация. | - Какой у нас сейчас урок? - Для чего мы изучаем русский язык? - Я желаю вам сегодня на уроке познать радость новых открытий в области русского языка. | - Урок русского языка. - Для того, чтобы грамотно писать….. |
Минутка чистописания. | -Отгадайте загадку: «Чудо», «чайник», «чебурашка», «Чепчик», «чин», «чалма» и «чашка» Первой эту букву ставят, Дружат с нею, любят, славят. Есть в «руЧье» она, в «парЧе». Эта буква — ... (буква «ч») - Расскажите всё, что знаете об этой букве. - Откройте тетради и посмотрите, написание какой буквы ч мы сегодня повторим? Пальчиковая гимнастика. - Из скольких и каких элементов состоит буква ч? - Напишите по образцу букву Ч до конца строки. | - Это буква «ч» - Буква «ч» согласная. - Обозначает только один звук мягкий - Буква «ч» бывает строчная и заглавная. - Будем писать заглавную Ч. - Из двух элементов. Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу и прямая наклонная линия с закруглением вправо. |
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Целеполагание. Планирование. | - Вспомните, из чего состоит наша речь? - Сколько значений может быть у слова? - Приведите примеры таких слов. - А какое значение может быть у слова? (на слайде стихотворение В. Орлова) Рано утро мама-квочка В класс отправила сыночка: - Не дерись! Не дразнись! Не петушись! Поспеши, Уже пора. Ни пуха, ни пера! Через час едва живой, Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле, Он со школьного двора. А на нём и в самом деле Нет ни пуха. Ни пера! - Что пожелала мама-квочка, провожая сына словом «Ни пуха, ни пера»? - Почему стихотворение заканчивается словами «Ни пуха, и пера»? - В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении? - Правильно, пожелания мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, то получится смешная и в то же время грустная история, которую описал автор. - Давайте выражение «Ни пуха, ни пера» запишем в тетрадь. - Как вы думаете, можно ли поменять слова местами в этом выражении? Почему? - Ни пуха, ни пера – устойчивое выражение. В нём нельзя поменять слова местами, иначе изменится смысл. Таких выражений в русском языке много. - Может кто-то знает. Как они называются? - Из каких источников можем получить информацию? - Откройте учебники и прочитайте, как называются данные выражения. - Настя найди в словаре данную информацию. - Вы слышали когда -нибудь слово фразеологизмы? Знаете, что оно обозначает? - Интересно узнать? - Значит какова тема нашего урока? - Какие цели ставим на урок? - Сегодня мы познакомимся с понятием фразеологизмы. Узнаем, что они обозначают для чего нужны в нашей речи. - Чтобы достичь цели нам необходимо спланировать свою работу. - С чего начнём работу? План работы: Оцениваем Контролируем Применяем на практике Открываем новые знания - Для того чтобы получить знания о фразеологизмах предлагаю вам обратиться к учебникам к рубрике «Тайны языка». Прочтите правило. Рубрика «Из истории языка» позволит узнать вам из скольких частей состоит слово фразеологизмы и что они означают. - Что же такое фразеологизмы? | - Наша речь состоит из предложений и слов. - Одно или несколько. - Иголка, коса, ключ… - Прямое и переносное. - Мама-квочка пожелала сыну удачи. - Потому что петушок-сын подрался и остался без перьев и пуха. - Пожелания мамы. - Нет. Изменится смысл. - Нет, не знаем. - Их учебника, из словаря. - Нет, не слышали? - Да, мы хотим узнать. - Фразеологизмы. - Узнать, что такое фразеологизмы. Объяснить, что они обозначают. Учиться употреблять их в нашей речи. - Нам необходимо открыть новые знания. Применить их на практике, контролировать свою работу и оценить в конце урока свою работу. - Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов. |
Первичное закрепление. Вторичное закрепление. | - Давайте полученные знания попробуем применить на практике. Выполняем упражнение 1 из учебника. - Ребята, вам хорошо известны значения слов снег и голова. Наверное зимой вам не раз падал снег на голову. Но сохраняют ли свои значения слова снег и голова во фразеологизме как снег на голову? - Какой вывод можно сделать? - В каком источнике мы можем проверить, правильно ли мы сделала вывод? - Прочтите правило на стр. 104. - Если фразеологизм «Заруби себе на носу» заменить словом-запомни, изменится смысл предложения? - Тогда зачем же в русском языке существуют такие «странные» сочетания слов? Физминутка под музыку. -Выполняем упр. 2 из учебника. Составьте и запишите каждый своё предложение с любым фразеологизмом. - Ваши предложения получились яркими и выразительными. - Что помогло предложениям быть такими? - Что же такое фразеологизмы? - Предлагаю поработать в паре. В русском языке есть много фразеологизмы, которые подмечают определённые качества личности. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ, какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке можно так сказать? - Проверяем. - Чему учимся, выполняя данное задание? | - Нет. - Слова, составляющие фразеологизмы теряют своё самостоятельное значение. - В учебнике. - Нет, не изменится. - Для того, чтобы наша речь была выразительной и яркой. - Фразеологизмы. - Это устойчивые сочетания слов. - Учимся применять фразеологизмы в своей речи. |
Итог урока. | - С каким новым понятием мы познакомились? - Что такое фразеологизмы? - Для чего служат в русском языке фразеологизмы? - Русский язык богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы-это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче будет ваша речь. | - Фразеологизмы. - Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов. - Чтобы наша речь была яркой. |
Рефлексия. | - Наш урок идёт к концу. - Как вы считаете, достиг ли урок цели? - Какие новые знания вы сегодня получили? - Чему вы научились на уроке? - На панно висят фразеологизмы. Оцените себя, как вы работали на уроке. Поставьте фишку возле того фразеологизма, который оценивает вашу работу. - Сложа руки - Засучив рукава - Бил баклуши - Держал ушки на макушке - Работал до седьмого пота - Мотал на ус - Считал ворон - Не покладая рук - Ловил мух - Сегодня наш урок хочу закончить шуточным и немного поучительным стихотворением. Послушайте и назовите фразеологизмы. Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час как говорится Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера? Когда баклуши бил с утра? -Весь урок вы работали не покладая рук, поэтому я благодарю вас за работу. | - Да, достиг. - Мы узнали, что такое фразеологизмы и для чего они нужны в нашей речи. - Повесил нос. Краснеет до корней волос. Сквозь землю провалиться. Бил баклуши. |