12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евтушенко Татьяна Ивановна527


Урок русского языка во 2 классе

учитель Евтушенко Татьяна Ивановна МБОУ Кулундинская СОШ № 1 Алтайский край

УМК «Школа 21 века»

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для получения знаний о фразеологизмах.

Задачи:

- образовательная: познакомить с фразеологизмами, учить находить их, правильно употреблять в речи; формировать орфографический навык;

- развивающая: развивать умение работать со словарём, учебником, развивать познавательные способности, речь учащихся;

- воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Формируемые УУД:

Предметные: уметь распознавать фразеологизмы и фразеологические обороты, правильно использовать их в речи.

Метапредметные:

Познавательные УУД: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли точно и полно, умение слушать и слышать других, уважать мнение товарищей.

Регулятивные УУД: целеполагание, умение планировать свою работу, волевая саморегуляция.

Личностные УУД: смыслообразование, умение оценивать свою работу.

Оборудование: учебник Русский язык часть 2, словарь Розе Т. В. «Большой фразеологический словарь для детей», карточки с заданиями, презентация.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.



Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Прежде чем за парты сесть

Посмотрите, все ли здесь?


Мотивация.

- Какой у нас сейчас урок?

- Для чего мы изучаем русский язык?

- Я желаю вам сегодня на уроке познать радость новых открытий в области русского языка.

- Урок русского языка.

- Для того, чтобы грамотно писать…..

Минутка чистописания.

-Отгадайте загадку:

«Чудо», «чайник», «чебурашка»,

«Чепчик», «чин», «чалма» и «чашка»

Первой эту букву ставят,

Дружат с нею, любят, славят.

Есть в «руЧье» она, в «парЧе».

Эта буква — ... (буква «ч»)

- Расскажите всё, что знаете об этой букве.





- Откройте тетради и посмотрите, написание какой буквы ч мы сегодня повторим?

Пальчиковая гимнастика.

- Из скольких и каких элементов состоит буква ч?



- Напишите по образцу букву Ч до конца строки.















- Это буква «ч»

- Буква «ч» согласная.

- Обозначает только один звук мягкий

- Буква «ч» бывает строчная и заглавная.


- Будем писать заглавную Ч.




- Из двух элементов. Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу и прямая наклонная линия с закруглением вправо.

Создание проблемной ситуации.







































Постановка учебной задачи.










Целеполагание.









Планирование.








- Вспомните, из чего состоит наша речь?


- Сколько значений может быть у слова?

- Приведите примеры таких слов.

- А какое значение может быть у слова?

(на слайде стихотворение В. Орлова)

Рано утро

мама-квочка

В класс отправила сыночка:

- Не дерись!

Не дразнись!

Не петушись!

Поспеши,

Уже пора.

Ни пуха, ни пера!

Через час едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле,

Он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха. Ни пера!

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словом «Ни пуха, ни пера»?

- Почему стихотворение заканчивается словами «Ни пуха, и пера»?

- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

- Правильно, пожелания мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, то получится смешная и в то же время грустная история, которую описал автор.

- Давайте выражение «Ни пуха, ни пера» запишем в тетрадь.

- Как вы думаете, можно ли поменять слова местами в этом выражении? Почему?

- Ни пуха, ни пера – устойчивое выражение. В нём нельзя поменять слова местами, иначе изменится смысл. Таких выражений в русском языке много.

- Может кто-то знает. Как они называются?

- Из каких источников можем получить информацию?

- Откройте учебники и прочитайте, как называются данные выражения.

- Настя найди в словаре данную информацию.

- Вы слышали когда -нибудь слово фразеологизмы? Знаете, что оно обозначает?

- Интересно узнать?

- Значит какова тема нашего урока?

- Какие цели ставим на урок?



- Сегодня мы познакомимся с понятием фразеологизмы. Узнаем, что они обозначают для чего нужны в нашей речи.

- Чтобы достичь цели нам необходимо спланировать свою работу.

- С чего начнём работу?





План работы:

Оцениваем

Контролируем

Применяем на практике

Открываем новые знания

- Для того чтобы получить знания о фразеологизмах предлагаю вам обратиться к учебникам к рубрике «Тайны языка». Прочтите правило. Рубрика «Из истории языка» позволит узнать вам из скольких частей состоит слово фразеологизмы и что они означают.

- Что же такое фразеологизмы?



- Наша речь состоит из предложений и слов.

- Одно или несколько.

- Иголка, коса, ключ…

- Прямое и переносное.

















- Мама-квочка пожелала сыну удачи.


- Потому что петушок-сын подрался и остался без перьев и пуха.


- Пожелания мамы.









- Нет. Изменится смысл.






- Нет, не знаем.

- Их учебника, из словаря.






- Нет, не слышали?


- Да, мы хотим узнать.

- Фразеологизмы.

- Узнать, что такое фразеологизмы.

Объяснить, что они обозначают.

Учиться употреблять их в нашей речи.






- Нам необходимо открыть новые знания.

Применить их на практике, контролировать свою работу и оценить в конце урока свою работу.












- Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов.

Первичное закрепление.




















Вторичное закрепление.

- Давайте полученные знания попробуем применить на практике.

Выполняем упражнение 1 из учебника.

- Ребята, вам хорошо известны значения слов снег и голова. Наверное зимой вам не раз падал снег на голову. Но сохраняют ли свои значения слова снег и голова во фразеологизме как снег на голову?

- Какой вывод можно сделать?



- В каком источнике мы можем проверить, правильно ли мы сделала вывод?

- Прочтите правило на стр. 104.

- Если фразеологизм «Заруби себе на носу» заменить словом-запомни, изменится смысл предложения?

- Тогда зачем же в русском языке существуют такие «странные» сочетания слов?

Физминутка под музыку.

-Выполняем упр. 2 из учебника.

Составьте и запишите каждый своё предложение с любым фразеологизмом.

- Ваши предложения получились яркими и выразительными.

- Что помогло предложениям быть такими?

- Что же такое фразеологизмы?

- Предлагаю поработать в паре.

В русском языке есть много фразеологизмы, которые подмечают определённые качества личности. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ, какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке можно так сказать?

- Проверяем.

- Чему учимся, выполняя данное задание?









- Нет.


- Слова, составляющие фразеологизмы теряют своё самостоятельное значение.



- В учебнике.




- Нет, не изменится.

- Для того, чтобы наша речь была выразительной и яркой.







- Фразеологизмы.

- Это устойчивые сочетания слов.









- Учимся применять фразеологизмы в своей речи.

Итог урока.

- С каким новым понятием мы познакомились?

- Что такое фразеологизмы?


- Для чего служат в русском языке фразеологизмы?

- Русский язык богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы-это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче будет ваша речь.

- Фразеологизмы.

- Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов.

- Чтобы наша речь была яркой.

Рефлексия.

- Наш урок идёт к концу.

- Как вы считаете, достиг ли урок цели?



- Какие новые знания вы сегодня получили?



- Чему вы научились на уроке?

- На панно висят фразеологизмы. Оцените себя, как вы работали на уроке. Поставьте фишку возле того фразеологизма, который оценивает вашу работу.

- Сложа руки

- Засучив рукава

- Бил баклуши

- Держал ушки на макушке

- Работал до седьмого пота

- Мотал на ус

- Считал ворон

- Не покладая рук

- Ловил мух

- Сегодня наш урок хочу закончить шуточным и немного поучительным стихотворением. Послушайте и назовите фразеологизмы.

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час как говорится

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?


-Весь урок вы работали не покладая рук, поэтому я благодарю вас за работу.


- Да, достиг.

- Мы узнали, что такое фразеологизмы и для чего они нужны в нашей речи.





















- Повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Сквозь землю провалиться.

Бил баклуши.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.