Логопедическое занятие в 3 классе на тему «Дифференциация звуков З – С в слогах и словах»

5
0
Материал опубликован 12 December 2017 в группе

 

Логопедическое занятие

в 3 классе на тему

«Дифференциация звуков З – С в слогах и словах».

 

                                                                     

Цель занятия: научить различать звуки [с] – [з] в слогах и словах.

Задачи занятия:

Образовательные:

закреплять умение различать звуки [З] – [С] на слух изолированно;

формировать умение различать звуки [З] – [С] в слогах и словах;

обогащение словарного запаса;

научить дифференцировать буквы С – З в письменной речи;

Коррекционно-развивающие:

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята! Сегодня у нас в гостях завуч нашей школы . Давайте поздороваемся  (Дети здороваются )

Ребята, что мы сегодня будем делать на занятии?

Слушать внимательно

Смотреть внимательно

Говорить громко, четко, выразительно

Отвечать на вопросы

Логопед: Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы.

Артикуляционная гимнастика .

Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,

Не руками, не ногами, а своими язычками.

«Широкий язык — узкий язык», «Почистим зубы», « Наказать непослушный язык».

Какие упражнения выполняли? ( для языка).

-Следующие упражнения для губ.

Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.

Какие упражнения выполняли? (для губ).

 

Упражнения для развития дыхания.

«Свеча», «Сдуем снежинку с руки».

Мы подули высоко,

Мы подули низко,

Мы подули далеко,

Мы подули близко.

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

Логопед:  - Ребята, послушайте загадку:

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала.

(Снежинка)

- Какой первый звук в слове снежинка?

- В какое время года на ладошку падают снежинки?

- Сегодня к нам на занятие пришла в гости волшебница Зима.

- Какой первый звук в слове зима?

- Первый звук в слове зима [ З’] – мягкий, а вы назовите твердый звук.

- Сегодня на занятии, с какими звуками мы будем работать?

(Буквы вывешиваются на доске.)

2.Фонетическая характеристика.

- А теперь , ребята, давайте дадим характеристику этим звукам.

- Давайте правильно произнесём звук [С], какой он гласный или согласный. --- Согласный, так как есть преграда – язык, зубы, ещё какой это звук звонкий или глухой?

-Глухой.

-Как мы это определяем, прикладываем ладошку к горлышку. Если есть вибрация, значит это звонкий звук, если нет – глухой.

-Кто мне даст полную характеристику звука [С]? Звук [С ]– глухой, согласный.

- А теперь все произнесите звук [З]. Какой это звук – звонкий, согласный.

- Молодцы ребята, хорошую характеристику дали звукам [С]-[З].

- Волшебница Зима принесла нам интересные задания.

3.Дифференциация звуков изолированно

Логопед: Сейчас я буду произносить различные звуки. Если называю звук [с] – вы хлопаете в ладоши, а если [з] – топаете.

(Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т , з ,щ, с, п, з.)

Логопед: А как называется буква, которая обозначает звук [] на письме? (Зе)

А как называется буква, которая обозначает звук [с] на письме? (Эс)

4.Развитие мелкой моторики.

Логопед: А теперь, я Вам раздам пластилин желтого и фиолетового цвета. Из желтого пластилина Вы вылепите букву С, а из фиолетового букву З.

(Логопед показывает, заранее изготовленные из пластилина, буквы с и з.)

 

 

 

5.Корректурная проба.

Логопед: Я Вам раздам небольшие листочки, вам нужно будет подчеркнуть букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

Логопед раздает раздаточный материал: КЛМНСШТЗПРОСТРЗАУВЗМЕТСДЫЦСЖАЗ

6.Физминутка

Руки выше поднимите

И тихонько опустите

Разверните их как крылья

И вперёд чтоб ровно было

Громко хлопните ребятки

И садитесь всё в порядке.

 

7.Дифференциация звуков [З ]и [С] в слогах.

-А теперь проведём речевую разминку. Я вам скажу слог – СА, а вы скажите – ЗА и т. д.

Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.

Игра в мяч «Наоборот».

СА – ЗА УС – УЗ СЕ – ЗЕ СЁ – ЗЁ

СО – ЗО СИ – ЗИ АС – АЗ ЗУ – СУ

- А сейчас наша гостья хочет посмотреть, как вы умеете читать.

Воспроизведение слоговых цепочек. Чтение хором, потом по цепочке. (Таблица.)

СА – ЗА – СА – ЗА АС – ОС – ОЗ – СО

ЗИ – СИ – СИ – ЗИ СЕ – ЗЕ – ЗЕ – СА

ЗА – АЗ – СА – АС УС – СУ – УЗ – ЗУ

8.Развитие фонематического слуха на восприятие звуков [С]-[З] в словах.

-А теперь Зима приготовила сложнее задание.

а) Послушайте, что я вам прочитаю:

зуб – суп

роза – роса

коза – коса

Зоя – соя

- Ребята, что вы слушали?

- Чем отличаются слова первого столбика от второго.

- Прочитайте слова с глухим звуком, а теперь со звонким звуком.

- Ребята, что обозначает слово коса?

- А слово коза?

- Почему слово Зоя написано с большой буквы?

Ребята, хорошо работали

б) Работа со звуками [С]-[З] по карточке.

 

 
 
 
 
   

- Написать слова со звуками [С]-[З] в два столбика: нос, роза, сок, зубы, лиса, замок.

- Прочитайте, слова первого столбика.

- А теперь второго столбика.

- Ой, какие молодцы вы у меня!

8.Развитие зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

– И ещё, одно интересное задание от нашей гости: зашифрованные слова. Вы сможете их расшифровать, если выпишите первые буквы из слов.

– Запишите получившиеся слова.

– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

Взаимопроверка.

III. Итог занятия. Рефлексия.

оценивание работы учащихся на уроке;

Вывод: какие звуки различали?

оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов на снежинках.

задание на подготовку: раскрасить рисунки и выполнить задания на выделения звуков[ З ]–[С] из слов.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации