Дифференциация звуков "Д-Т"
Конспект подгруппового занятия для 2 класса
Тема занятия: дифференциация звуков «Д-Т»
Цель и задачи:
1. уточнить артикуляцию звуков, установить различия по звонкости – глухости;
2. обучение умению успешно дифференцировать звуки в словах;
3. развивать навыки звукобуквенного анализа;
4. обогащать словарный запас детей;
5. развивать зрительное и слуховое внимание;
6. воспитывать интерес к процессу обучения, самостоятельность.
Оборудование: символы для обозначения звуков занятия (колокольчик, наушники), карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия. Оргмомент
Знакомство с темой занятия.
Логопед: к нам на занятие заглянули брат и сестра Даня и Таня. Ребята, подумайте и скажите, какими звуками, которые находятся в начале, различаются эти имена? Запишите имена героев занятия в тетрадях.
Сформулировать тему занятия и написать ее на доске.
1. На доске написаны предложения:
У Аленушки на сердце……….(доска, тоска)
На крыльце подгнила………
Ветер…….. последние листья (стул, сдул)
Придвинь гостю……
Брат…… экзамен (сдал, стал)
Я…….. отличником
Логопед: ребята, нам надо закончить предложения, выбрав подходящее слово из слов, которые написаны в скобках.
Ребята вставили слова, подходящие по смыслу в предложения.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно вставили слова в предложения. Прочитайте эти пары слов в скобках. Чем они отличаются?
(Правильно, буквами «Т-Д»).
Сегодня на занятии будем различать эти буквы, чтобы писать правильно и не делать ошибки.
2. Логопед показывает картинки.
Логопед: ребята, давайте вспомним характеристику этих звуков(где «Т» -глухой, а «Д» - звонкий)
Чем похожи эти звуки? (согласные)
Чем они отличаются?
Дети отвечают: «Т» - глухой-символ наушников; «Д» - звонкий - символ звонка.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Колокольчик с наушниками». Для этого возьмите карточки с символами «наушники» и «колокольчик». Я буду говорить слово, а вы внимательно слушайте, если услышите звук «Т» - поднимайте карточку с символом «наушники», а если звук «Д» - поднимайте карточку с символом «Колокольчик».
Логопед называет слово «Дятел».
Ученики показывают карточку с символом «Колокольчик».
Логопед показывает картинку «Дятел» и там «Колокольчик».
Логопед: верно ребята, в этом слове живет звонкий звук «Д»!
Приготовьтесь, следующее слово «Тигр».
Дети отвечают: звук «Т», трактор – «Т», дятел - «Д», карета - «Т», карандаши -«Д», лодка – «Д», капуста –«Т», самолет -«Т», дыня –«Д».
Логопед: молодцы, ребята! Вы правильно определили звуки и символы показывали верно.
3. Логопед: ребята, следующее задание будем выполнять на карточках. Там напечатаны слова, вам надо к данным словам подобрать проверочные слова так, чтобы после согласных «Д», «Т», появился гласный – «а» или «ы».
Давайте сначала поработаем устно: «холод» (проверочное слово – «холода»). Можно проверить по цепочке:
Дети: «Год» - «Года»; «Огород» - «Огороды». И так все слова по списку.
Логопед: а теперь вставьте в пустые клеточки буквы «Д» или «Т», и рядом напишите проверочное слово. По цепочке прочтите.
Все дети продолжают по очереди вставлять подходящие буквы в слова: заво_ной, ве_ка, пого_а, капус_а, _ру_но, с_а_о, у_очка, _ож_ик, трак_ор, с_рела, гра_усник, ве_ка, пар_а, пого_а.
Логопед: молодцы, дети! Вы отлично справились с поставленными задачами!
4. А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру: на каком месте звуки? Я раздаю вам карточки с цифрами от 1 до 10 и буду показывать картинки, а вы подумайте на каком месте стоит звук в этих словах.
Например, в слове «лодка» на каком месте звук «Д»?
-Дети отвечают: на третьем месте звук «Д».
Логопед: верю, дети, на третьем месте. Логопед показывает карточку с цифрой «3».
Далее логопед показывает все карточки с буквами «Д»: велосипед, дятел, помидоры, ведро.
Дети определяют на каком месте находится звук «Д», показывают соответствующую карточку (цифры от 1 до 10):
Дети слышат слово «велосипед» и показывают карточку с цифрой 9.
Далее дети работают со всеми словами по карточкам: дятел -карточка с цифрой 1, солдат – карточка с цифрой 4, помидор – карточка с цифрой 5, ведро – карточка с цифрой 3.
Логопед показывает все карточки с буквами «Т»: портфель, самокат, плита, антена, тигр, трактор.
Дети: портфель- карточка с цифрой 4, самокат-карточка с цифрой 7, плита- карточка с цифрой 4, антена – карточка с цифрой 3, тигр -карточка с цифрой 1.
Логопед объясняет детям: в слове «трактор» две буквы «Т»: на 1 на 5 месте.
5. Логопед: ребята, чтобы закрепить умение различать звуки «Д» и «Т», мы проведем графический диктант, в котором вы будете выделять звуки «Д» и «Т» из слов и записывать их.
Например, по дороге ходил добрый крокодил.
Дети, вы должны написать четыре буквы «Д» в строчку: Д, Д, Д, Д
Затем логопед диктует предложение, а ученики выделяют буквы: «Д-Т» и записывают их:
Логопед диктует предложения, а дети выходят к доске и по очереди пишут графический диктант.
Логопед: Садовник садит деревья и кусты.
На доске первый ребенок пишет:Д, Д, Д, Т
Логопед: Тигр видит в темноте.
На доске второй ребенок пишет:Т, Д, Т
Логопед: У друга вредная подруга.
На доске третий ребенок пишет: Д, Д, Д
Логопед: Дядя Федя дал мёда медведю
На доске четвертый ребенок пишет: Д, Д, Д, Д, Д, Д, Д
Логопед: Под деревом в полдень густая тень.
На доске пятый ребенок пишет: Д, Д, Д, Т, Т
Логопед: В ледяном доме холодно и голодно.
На доске шестой ребенок пишет: Д, Д, Д, Д
Логопед подводит итоги графического диктанта: Молодцы, дети, все старались! Все справились с заданием!
Итог занятия:
Логопед: дети, я предлагаю вам провести рефлексию нашего занятия. Для этого возьмите карточки со «смайликами». Те дети, которым было интересно заниматься выбирают «радостный смайлик». А те дети, которые испытывали трудности во время занятия выбирают «грустный смайлик».
Логопед подводит итог занятия: Ребята, вы все были молодцы, активны! И мне было интересно с вами заниматься! До новых встреч!
Картинки и карточки для занятия