Дифференцированная комплексная работа по литературному чтению

2
2
Материал опубликован 27 January

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»










Дидактическая разработка:

«Дифференцированная комплексная работа

по литературному чтению»

Номинация: «Читательская грамотность»









Автор:

Починкова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории





















г. Белоярский, 2022 г.





Содержание



Название раздела

Страница

Пояснительная записка



Задания 1 уровня (базовый)



Задания 2 уровня (повышенный)



Характеристика заданий и система оценивания



Заключение



Список литературы





































Пояснительная записка

В современном мире на детей обрушивается поток информации. Очень важно научить ребенка выделять из массы сведений только нужные и полезные, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Обучение осмысленному чтению формируют умения понимать, анализировать, сравнивать, преобразовывать тексты. Не случайно в комплексе мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, ведущую роль играет читательская.

Данная методическая разработка предназначена для учеников начальной школы без привязки к классу, так как учитель на любой параллели может изменить задания к текстам. Соответствует требованиям обновленного ФГОС НОО 2024 г. Методическая разработка представлена в виде двух работ разного уровня сложности: базовый и повышенный. Персонализированный подход может быть организован либо самим педагогом, либо личным выбором ученика.

Для приобщения детей к культуре и традициям коренных жителей Югры взяты тексты хантыйских народных сказок.

Цель: диагностика и оценка уровня сформированности читательской грамотности обучающихся в конце четверти,полугодия или года.

Задачи:

определить уровень сформированности читательской грамотности обучающегося и класса в целом

корректировка программного материала в зависимости от анализа работы

составление индивидуальных учебных маршрутов для обучающихся с низким показателем

выявление одаренных детей.

В данной работе собраны задания различных видов: таблицы, работа с пословицами и поговорками, определение последовательностей, задания на сравнения, анализ и классификацию, кластер. Креативная часть содержит региональный компонент, приобщая детей к творчеству хантыйского народа.

Выполнение заданий способствуют развитию у детей познавательных интересов, внимания, увеличению словарного запаса, умению грамотного изложения письменной речи.











Задания 1 уровня(базовый)


Прочитай сказку. Подчеркни зеленым карандашом новую для тебя информацию.

Первая оленья нарта

(Хантыйская сказка)

Два ханта узнали от кого-то, что на оленях можно ездить, и решили построить нарту.

Пошли они в лес, срубили два хвойных дерева. Один мужик не стал обтёсывать сучки, а другой все снял и сделал дерево гладким. Сделали нарты на одного человека. Один поехал – только пыль столбом. Другого олени тянут, тянут – ни с места. Сучки цепляются за землю, ехать не дают. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом:

- Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него всё гладко сделано, а мы весь лес вместе с талой землёй тащим за собой, у нас сил уже нет.

С того времени стали ханты обстругивать гладко дерево.


Заполни таблицу.

Что?

Кто?

Когда?

Где?

Почему?

Зачем?








Дополни предложения.

Два ханта узнали, что ____________________ можно ездить и решили построить _________________. Пошли они _____________, срубили два_____________ дерева.


На какой вопрос нельзя найти ответ в тексте? Отметь знаком - V.

Чt1737955564aa.gif то решили построить два ханта?

Пt1737955564aa.gif очему не смог тронуться с места второй мужик?

Сt1737955564aa.gif колько оленей было в упряжке у хозяина?

Кt1737955564aa.gif акие деревья срубили для нарт?


Выпиши из текста выделенное слово, объясни его значение.

______________-это__________________________________________

___________________________________________________________.


Собери пословицы, соединив начало и конец. Выдели желтым карандашом те пословицы, которые подходят к сказке.

Поспешишь-

в поле не воин.

Один

до добра не доведут.

Семь раз отмерь-

людей насмешишь.

Авось да как-нибудь

один отрежь.


Выбери и запиши предложение из текста соответствующее картинке.

t1737955564ab.jpg

_____________________________________________________________.


Запиши главную мысль сказки.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________.


Издавна хантыйский народ украшал свою одежду орнаментами, которые имели свое значение и символику. Перед тобой орнамент, который называется «Нарты». Раскрась картинку, добавь орнамент на рукава и подол верхней одежды (малицы).


t1737955564ac.png

t1737955564ad.jpg

Задания 2 уровня (повышенный)


Прочитай текст. Отметь значком «!» тот факт, который удивил тебя больше всего.

Запрет

(Хантыйская сказка)

Были у отца с матерью сынок и дочка. Однажды мать уплыла в русскую деревню за покупками. А отец поехал на покос. Велели они детям в доме хозяйничать.

А брат с сестрой целый день в реке купались. Посинели от холода.Прибежали к дому. Затопил мальчик печку во дворе. Сидят, греются.

- Давай,свежей рыбы на ужин наловим. А то, чем родителей встретим? Далеко не пойдём, напротив избы невод протащим, - зовёт брат.

А девочке не хочется от тёплой печки уходить, снова в холодную воду лезть. Вспомнила она, что в старину у ханты существовали различные запреты, и говорит:

- В нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.

Позвал мальчик соседских детей. Протащили они невод и наловили щук. Мальчик разделил улов поровну, свою долю домой принёс.

- Сестра, выпотроши рыбу. А я за водой сбегаю.

Ленивая девочка отвечает:

- В нашем роду женщинам нельзя щук чистить. Большой грех!

Поставил мальчик на печурку котёл с водой. Сам принялся рыбу чистить и на куски резать. Мелких щучек, потроха да хвосты в другом котле над костром варить подвесил. Чтобы собакам еда не позже, чем людям, готова была.

Наварил мальчик ухи. Тут и отец вернулся. Увидел он – еда готова, собаки сыты, похвалил детей:

- Хорошие хозяева мои сын и дочь!

Мальчик помалкивает. Подал ужин на летнем столике возле дома.Рыбу в берестяную миску выложил, а уху в две кружки налил.

Поглядел отец - дочка губы надула, ворошит прутом дымокур, к столу не идёт. Спрашивает сына:

- Что же ты про сестру забыл?

Засмеялся мальчик:

- В нашем роду женщинам щуку есть запрещено.


Эта поговорка вошла в обиход русских людей в конце 20 века. В

официальных источниках ее происхождение не обнаружено. Знакома она всем от мала до велика. Допиши окончание пословицы.

Как потопаешь, так и ___________________________________________.

Как ты думаешь, что связывает эту поговорку со сказкой? Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дай характеристику героям, заполнив таблицу.


t1737955564ae.png

t1737955564af.jpg

Какой?

Какая?













Определи верную последовательность.


Вt1737955564ag.gif нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.


Оt1737955564ag.gif тъезд родителей.


Вt1737955564ag.gif нашем роду женщинам нельзя щук чистить.


Вt1737955564ag.gif нашем роду женщинам щуку есть запрещено.


Еt1737955564ag.gif да готова, собаки сыты.


Исправь несуразицы в тексте.


Мальчик покрикивает. Подал завтрак на летнем столике возле дома. Рыбу в золотую миску выложил, а уху в три кружки налил.

Поглядел отец - дочка губы накрасила, ворошит прутом дымокур, к столу бежит.


В сказке встретились два фразеологизма. Найди и запиши их, дай объяснение. Приведи свой пример фразеологизма с объяснением.

1._____________________________- это________________________

2._____________________________-это________________________

3._____________________________-это________________________


Как бы Вы поступили на месте девочки? Запишите.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Заполни кластер

t1737955564ah.gif


Женщины народов ханты всегда украшают одежду интересными

орнаментами. Каждый такой узор имеет свое название. Перед тобой орнамент «Челюсть щуки». Раскрась рукавички и укрась таким узором.


t1737955564ai.jpg


t1737955564aj.jpg






















Характеристика заданий и система оценивания

1 уровень

Содержание задания

Ответ

Баллы

1

Первичное чтение текста с выделением ключевых моментов («инсерт»)

Отмечен факт

1

2

Работа над содержанием текста («тонкие вопросы»)

Таблица заполнена верно

Есть незначительные неточности

Таблица заполнена верно только на половину

3

2


1

3

Деформированный текст

Слова записаны верно, без грамматических ошибок

Слова записаны верно, но с грамматическими ошибками

Записаны не все слова

3


2


1

4

«Верные и неверные утверждения»

Утверждение найдено верно

1

5

Объяснение понятия

Записано верное слово, раскрыто его значение

Значение слова раскрыто не в полном объеме

2


1

6

Работа с пословицами

Задание выполнено верно

Пословицы верно определены, но не все выделены

Верно определены только пословицы

3

2


1

7

Соответствие иллюстрации к содержанию

Выписано верное предложение без ошибок

Предложение записано с ошибками

2


1

8

Осознание главной мысли сказки

Верно определена главная мысль

Главная мысль определена верно, но запись с речевыми ошибками

2


1

9

Креативное задание

Выполнено аккуратно, красочно

1

ИТОГО

18 б.


Критерии

Уровень

Баллы

Оценка

% выполнения

Повышенный

18-15 б.

«5»

100-80%

Базовый

14-12 б.

12-9 б.

«4»

«3»

80-65%

65-50%

Ниже базового

8 и менее б.

неуд.

менее 50%


2 уровень

Содержание задания

Ответ

Баллы

1

Первичное чтение текста с выделением ключевых моментов («инсерт»)

Отмечен факт

1

2

Работа над поговоркой и главной мыслью сказки

Задание выполнено верно

Есть незначительные неточности

Поговорка верная, уточнения нет

3

2

1

3

Характеристика героев

Слова записаны верно, без грамматических ошибок

Слова записаны верно, но с грамматическими ошибками

Записаны не все слова

3


2


1

4

Последовательность событий

Последовательность верная

1

5

Исправление неточностей и несуразиц

Записано верные слова.

Выполнено неполностью

2

1

6

Работа над фразеологизмами

Задание выполнено верно

Фразеологизмы верно определены, но неточности в раскрытии смысла

Верно определены только из текста

3

2


1

7

Рассуждение по вопросу

Рассуждение записано грамотно.

Предложение записано с ошибками

2

1

8

Кластер

Заполнен полностью

Заполнен частично

2

1

9

Креативное задание

Выполнено аккуратно, красочно

1

ИТОГО

18 б.


Критерии

Уровень

Баллы

Оценка

% выполнения

Повышенный

18-15 б.

«5»

100-80%

Базовый

14-12 б.

12-9 б.

«4»

«3»

80-65%

65-50%

Ниже базового

8 и менее б.

неуд.

менее 50%

Список литературы

1.Буряк М.В., Шейкина С.А. Функциональная грамотность.

2.Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального

чтения.

3. Шейкина С.А. Смысловое чтение

4. Вагатова М.К. Ханты-мансийские сказки.

5.https://nyagan.life/specprojects/narod-hanty-mansi/skazki-narodov-hanty-mansi

Ссылки на иллюстрации

1. http://toptyumen.ru/2016/03/15/15096

2. https://cdt-nyagan.ru/wp-content/uploads/2020/11/Орнамент-Ханты.docx

3 https://www.pinterest.com/pin/690458186605812628/

4.https://s.poembook.ru/theme/a7/94/9d/26ebbc1e367eb881aaee59d00773701d2c6927fe.png

5https://www.maam.ru/upload/blogs/76c678736c1c0661ea77dbe5a1c7a99a.jpg.jpg

6.https://flomaster.club/uploads/posts/2021-11/1635972353_3-flomaster-club-p-khantiiskie-uzori-krasivii-risunok-3.jpg

7. http://bikmurzino-schkola.edu-penza.ru/documents/slide-0.jpg

8. https://coolsen.ru/wp-content/uploads/2021/12/0-20211217_221502.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет работы.

2
27 January

Появилась.

0
27 January