Дифференцированная комплексная работа по литературному чтению
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»
Дидактическая разработка:
«Дифференцированная комплексная работа
по литературному чтению»
Номинация: «Читательская грамотность»
Автор:
Починкова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Белоярский, 2022 г.
Содержание
Название раздела | Страница |
Пояснительная записка | |
Задания 1 уровня (базовый) | |
Задания 2 уровня (повышенный) | |
Характеристика заданий и система оценивания | |
Заключение | |
Список литературы |
Пояснительная записка
В современном мире на детей обрушивается поток информации. Очень важно научить ребенка выделять из массы сведений только нужные и полезные, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Обучение осмысленному чтению формируют умения понимать, анализировать, сравнивать, преобразовывать тексты. Не случайно в комплексе мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, ведущую роль играет читательская.
Данная методическая разработка предназначена для учеников начальной школы без привязки к классу, так как учитель на любой параллели может изменить задания к текстам. Соответствует требованиям обновленного ФГОС НОО 2024 г. Методическая разработка представлена в виде двух работ разного уровня сложности: базовый и повышенный. Персонализированный подход может быть организован либо самим педагогом, либо личным выбором ученика.
Для приобщения детей к культуре и традициям коренных жителей Югры взяты тексты хантыйских народных сказок.
Цель: диагностика и оценка уровня сформированности читательской грамотности обучающихся в конце четверти,полугодия или года.
Задачи:
определить уровень сформированности читательской грамотности обучающегося и класса в целом
корректировка программного материала в зависимости от анализа работы
составление индивидуальных учебных маршрутов для обучающихся с низким показателем
выявление одаренных детей.
В данной работе собраны задания различных видов: таблицы, работа с пословицами и поговорками, определение последовательностей, задания на сравнения, анализ и классификацию, кластер. Креативная часть содержит региональный компонент, приобщая детей к творчеству хантыйского народа.
Выполнение заданий способствуют развитию у детей познавательных интересов, внимания, увеличению словарного запаса, умению грамотного изложения письменной речи.
Задания 1 уровня(базовый)
Прочитай сказку. Подчеркни зеленым карандашом новую для тебя информацию.
Первая оленья нарта
(Хантыйская сказка)
Два ханта узнали от кого-то, что на оленях можно ездить, и решили построить нарту.
Пошли они в лес, срубили два хвойных дерева. Один мужик не стал обтёсывать сучки, а другой все снял и сделал дерево гладким. Сделали нарты на одного человека. Один поехал – только пыль столбом. Другого олени тянут, тянут – ни с места. Сучки цепляются за землю, ехать не дают. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом:
- Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него всё гладко сделано, а мы весь лес вместе с талой землёй тащим за собой, у нас сил уже нет.
С того времени стали ханты обстругивать гладко дерево.
Заполни таблицу.
Что? | Кто? | Когда? | Где? | Почему? | Зачем? |
Дополни предложения.
Два ханта узнали, что ____________________ можно ездить и решили построить _________________. Пошли они _____________, срубили два_____________ дерева.
На какой вопрос нельзя найти ответ в тексте? Отметь знаком - V.
Ч то решили построить два ханта?
П очему не смог тронуться с места второй мужик?
С колько оленей было в упряжке у хозяина?
К акие деревья срубили для нарт?
Выпиши из текста выделенное слово, объясни его значение.
______________-это__________________________________________
___________________________________________________________.
Собери пословицы, соединив начало и конец. Выдели желтым карандашом те пословицы, которые подходят к сказке.
Поспешишь- | в поле не воин. |
Один | до добра не доведут. |
Семь раз отмерь- | людей насмешишь. |
Авось да как-нибудь | один отрежь. |
Выбери и запиши предложение из текста соответствующее картинке.
_____________________________________________________________.
Запиши главную мысль сказки.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________.
Издавна хантыйский народ украшал свою одежду орнаментами, которые имели свое значение и символику. Перед тобой орнамент, который называется «Нарты». Раскрась картинку, добавь орнамент на рукава и подол верхней одежды (малицы).
Задания 2 уровня (повышенный)
Прочитай текст. Отметь значком «!» тот факт, который удивил тебя больше всего.
Запрет
(Хантыйская сказка)
Были у отца с матерью сынок и дочка. Однажды мать уплыла в русскую деревню за покупками. А отец поехал на покос. Велели они детям в доме хозяйничать.
А брат с сестрой целый день в реке купались. Посинели от холода.Прибежали к дому. Затопил мальчик печку во дворе. Сидят, греются.
- Давай,свежей рыбы на ужин наловим. А то, чем родителей встретим? Далеко не пойдём, напротив избы невод протащим, - зовёт брат.
А девочке не хочется от тёплой печки уходить, снова в холодную воду лезть. Вспомнила она, что в старину у ханты существовали различные запреты, и говорит:
- В нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.
Позвал мальчик соседских детей. Протащили они невод и наловили щук. Мальчик разделил улов поровну, свою долю домой принёс.
- Сестра, выпотроши рыбу. А я за водой сбегаю.
Ленивая девочка отвечает:
- В нашем роду женщинам нельзя щук чистить. Большой грех!
Поставил мальчик на печурку котёл с водой. Сам принялся рыбу чистить и на куски резать. Мелких щучек, потроха да хвосты в другом котле над костром варить подвесил. Чтобы собакам еда не позже, чем людям, готова была.
Наварил мальчик ухи. Тут и отец вернулся. Увидел он – еда готова, собаки сыты, похвалил детей:
- Хорошие хозяева мои сын и дочь!
Мальчик помалкивает. Подал ужин на летнем столике возле дома.Рыбу в берестяную миску выложил, а уху в две кружки налил.
Поглядел отец - дочка губы надула, ворошит прутом дымокур, к столу не идёт. Спрашивает сына:
- Что же ты про сестру забыл?
Засмеялся мальчик:
- В нашем роду женщинам щуку есть запрещено.
Эта поговорка вошла в обиход русских людей в конце 20 века. В
официальных источниках ее происхождение не обнаружено. Знакома она всем от мала до велика. Допиши окончание пословицы.
Как потопаешь, так и ___________________________________________.
Как ты думаешь, что связывает эту поговорку со сказкой? Запиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дай характеристику героям, заполнив таблицу.
Какой? | Какая? |
Определи верную последовательность.
В нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.
О тъезд родителей.
В нашем роду женщинам нельзя щук чистить.
В нашем роду женщинам щуку есть запрещено.
Е да готова, собаки сыты.
Исправь несуразицы в тексте.
Мальчик покрикивает. Подал завтрак на летнем столике возле дома. Рыбу в золотую миску выложил, а уху в три кружки налил.
Поглядел отец - дочка губы накрасила, ворошит прутом дымокур, к столу бежит.
В сказке встретились два фразеологизма. Найди и запиши их, дай объяснение. Приведи свой пример фразеологизма с объяснением.
1._____________________________- это________________________
2._____________________________-это________________________
3._____________________________-это________________________
Как бы Вы поступили на месте девочки? Запишите.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполни кластер
Женщины народов ханты всегда украшают одежду интересными
орнаментами. Каждый такой узор имеет свое название. Перед тобой орнамент «Челюсть щуки». Раскрась рукавички и укрась таким узором.
Характеристика заданий и система оценивания
1 уровень
№ | Содержание задания | Ответ | Баллы |
1 | Первичное чтение текста с выделением ключевых моментов («инсерт») | Отмечен факт | 1 |
2 | Работа над содержанием текста («тонкие вопросы») | Таблица заполнена верно Есть незначительные неточности Таблица заполнена верно только на половину | 3 2 1 |
3 | Деформированный текст | Слова записаны верно, без грамматических ошибок Слова записаны верно, но с грамматическими ошибками | 3 2 1 |
4 | «Верные и неверные утверждения» | Утверждение найдено верно | 1 |
5 | Объяснение понятия | Записано верное слово, раскрыто его значение Значение слова раскрыто не в полном объеме | 2 1 |
6 | Работа с пословицами | Задание выполнено верно Пословицы верно определены, но не все выделены Верно определены только пословицы | 3 2 1 |
7 | Соответствие иллюстрации к содержанию | Выписано верное предложение без ошибок Предложение записано с ошибками | 2 1 |
8 | Осознание главной мысли сказки | Верно определена главная мысль Главная мысль определена верно, но запись с речевыми ошибками | 2 1 |
9 | Креативное задание | Выполнено аккуратно, красочно | 1 |
ИТОГО | 18 б. |
Критерии
Уровень | Баллы | Оценка | % выполнения |
Повышенный | 18-15 б. | «5» | 100-80% |
Базовый | 14-12 б. 12-9 б. | «4» «3» | 80-65% 65-50% |
Ниже базового | 8 и менее б. | неуд. | менее 50% |
2 уровень
№ | Содержание задания | Ответ | Баллы |
1 | Первичное чтение текста с выделением ключевых моментов («инсерт») | Отмечен факт | 1 |
2 | Работа над поговоркой и главной мыслью сказки | Задание выполнено верно Есть незначительные неточности Поговорка верная, уточнения нет | 3 2 1 |
3 | Характеристика героев | Слова записаны верно, без грамматических ошибок Слова записаны верно, но с грамматическими ошибками Записаны не все слова | 3 2 1 |
4 | Последовательность событий | Последовательность верная | 1 |
5 | Исправление неточностей и несуразиц | Записано верные слова. Выполнено неполностью | 2 1 |
6 | Работа над фразеологизмами | Задание выполнено верно Фразеологизмы верно определены, но неточности в раскрытии смысла Верно определены только из текста | 3 2 1 |
7 | Рассуждение по вопросу | Рассуждение записано грамотно. Предложение записано с ошибками | 2 1 |
8 | Кластер | Заполнен полностью Заполнен частично | 2 1 |
9 | Креативное задание | Выполнено аккуратно, красочно | 1 |
ИТОГО | 18 б. |
Критерии
Уровень | Баллы | Оценка | % выполнения |
Повышенный | 18-15 б. | «5» | 100-80% |
Базовый | 14-12 б. 12-9 б. | «4» «3» | 80-65% 65-50% |
Ниже базового | 8 и менее б. | неуд. | менее 50% |
Список литературы
1.Буряк М.В., Шейкина С.А. Функциональная грамотность.
2.Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального
чтения.
3. Шейкина С.А. Смысловое чтение
4. Вагатова М.К. Ханты-мансийские сказки.
5.https://nyagan.life/specprojects/narod-hanty-mansi/skazki-narodov-hanty-mansi
Ссылки на иллюстрации
1. http://toptyumen.ru/2016/03/15/15096
2. https://cdt-nyagan.ru/wp-content/uploads/2020/11/Орнамент-Ханты.docx
3 https://www.pinterest.com/pin/690458186605812628/
4.https://s.poembook.ru/theme/a7/94/9d/26ebbc1e367eb881aaee59d00773701d2c6927fe.png
5https://www.maam.ru/upload/blogs/76c678736c1c0661ea77dbe5a1c7a99a.jpg.jpg
7. http://bikmurzino-schkola.edu-penza.ru/documents/slide-0.jpg
8. https://coolsen.ru/wp-content/uploads/2021/12/0-20211217_221502.jpg
Полянская Оксана Николаевна
Полянская Оксана Николаевна