Статья «Дифференцированный подход в формировании ключевых компетенций у отдельных категорий обучающихся на уроках русского языка и литературы»
ФГОС: Дифференцированный подход
в формировании ключевых компетенций у отдельных категорий
обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Авторы:
Ассонова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Ивняковская СШ ЯМР.
Солдатова Евгения Борисовна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Ивняковская СШ ЯМР
Компетенция - это готовность ученика применять учебные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
По окончании основной школы выпускник должен овладеть рядом ключевых компетенций.
Учебная компетенция, компетенция в сфере непрерывного самообразования, то есть решать познавательные и практические задачи, анализировать, выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Компетенция в сфере гражданско-общественной жизни. Это умение общаться с другими, контролировать свое поведение, грамотно и корректно комментировать, воспринимать критику и анализировать действия других участников социальной группы.
Компетенция в сфере социально-трудовой деятельности. Умение организовывать свою деятельность, работу других, давать оценку.
Компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности. Наличие определенных знаний культурного наследия, удовлетворение духовных потребностей.
Сложность формирования компетенций в том, что в одном классном коллективе обучаются школьники с разными способностями: ограниченными ( ОВЗ ), посредственными и выдающимися (одаренные дети).
Закон об образовании глава 11 относит 1)лиц, проявивших выдающиеся способности, 2)иностранных граждан, 3)обучающихся с особыми возможностями здоровья к отдельной категории обучающихся. Каждая из данных категорий требует пристального внимания педагога, контроля за их успеваемостью, успешностью в обучении, организации особого подхода в обучении. В этом случае педагогу целесообразно использовать в практике дифференцированный подход к таким школьникам.
Дифференцированный подход в обучении – это один из способов решения педагогических задач с учетом эмоционально-психологических особенностей, познавательных способностей ребенка, поскольку помогает решить вопрос: как научить каждого и в то же время развить способности более сильного ученика, не допустить снижения его успеваемости, а, напротив, добиться высоких результатов.
Остановимся на работе с категорией детей, имеющими выдающиеся способности, так как часто бывает, что недостаточная работа с ними приводит к тому, что способности не только не развиваются, но и становятся посредственными.
В работе с одаренными детьми нужно не только развивать их способности, но и воспитывать в них личностным компетенциям: воспитывать трудолюбие, учить умению предъявлять высокие требования к результатам своей работы, всячески мотивировать к самостоятельной познавательной деятельной деятельности – а также поощрять детей высокими баллами, грамотами, благодарностями.
Индивидуальная форма организации с «одаренными» детьми предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение упражнений; выполнение творческих заданий; самостоятельное изучение отдельных тем, не включенных в школьную программу.
В начале урока на этапе актуализации полученных знаний можно предложить решить задания из олимпиад прошлых лет. Таким образом, ученик получает возможность подготовиться к олимпиаде. Как вариант, можно предложить провести небольшую викторину по давно пройденному материалу с целью его повторения. Еще один вариант задания – это подключить детей к составлению словарного диктанта в качестве орфографической разминки, либо сделать подборку предложений для закрепления изученных пунктограмм и орфограмм из текстов художественной литературы.
При изучении наиболее трудных тем или тех, которые рассматриваются поверхностно либо вовсе не изучаются, предложить работу над проектом (например, разделы топонимики, ономастики, исторической грамматики, этимологии). При наличии в одном классе нескольких детей с выдающимися способностями можно организовать в технологический проект с последующим участием его в конкурсах разного уровня.
Обучающимся, проявившим творческие способности, будут интересны задания творческого характера. Например, написать сочинение-миниатюру в художественном стиле, дать развернутый ответ на вопрос с сохранением научного стиля, провести стилистический анализ текста, заранее подготовив план анализа.
При выполнении упражнений, предполагающих работу над словом, а не текстом, можно в качестве дополнительного задания попросить продолжить ряд слов для данного упражнения, обосновав их выбор.
Интересным может быть для ученика в конце учебного года или в самом начале составление списка наиболее трудных орфограмм, изученных за определенный период времени, изучение способов запоминания данных орфограммам, выявление наиболее трудных. Можно предложить сочинить лингвистические стихотворения или истории для лучшего запоминания. Во время такой работы кроме познавательной компетенции развиваются компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности и в сфере социально-трудовой деятельности.
Особое внимание нужно в работе с одаренными детьми уделить на этапе объяснения домашнего задания. Здесь дифференцированный подход необходим, о чем не раз говорится в стандартах «второго поколения».
Современные учебники, разработанные по ФГОС, предлагают задания повышенной трудности, поэтому дифференцировать домашние задания несложно. Но возможны и другие варианты работы.
Заполнить информационную таблицу по дополнительному , проиллюстрировать примерами. 2.
Составить словарный диктант по изученной теме (об этом говорилось ранее).
После урока работы над ошибками проанализировать не свою работу, а работу одноклассника, заранее копировав ее, отметив в ней речевые, грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки.
Выполнить домашнюю работу и самостоятельно оценить ее по предварительно разработанным учителем критериям.
Задания поискового характера: подобрать дидактический материал по теме, найти дополнительную информацию по теме.
К урокам обобщения и систематизации изученного составить кластер, синквейн, придумать викторину, разработать игру.
Хочется заметить, что в работе с одаренными детьми для каждого учителя удобным будет составление отдельной папки, содержащей следующие отделения: 1) темы проектов по классам, 2) олимпиады по классам, 3) раздаточные исторические справки для дополнительного материала на уроке, 4) дидактический материал повышенной сложности, кроссворды по темам, темы стенгазет и т.д.
Таким образом, еще раз отметим, что в работе по ФГОС в современное время необходимо применять дифференцированный подход. Это позволит активировать научно-познавательную деятельность обучающихся с выдающимися способностями, поможет развивать в них разного рода компетенции.
Список литературы:
Закон об Образовании, статья 11.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Основная образовательная программа образовательного учреждения.
Русский язык.5-9 классы: современные диктанты/ О.А.Дюжева. – Волгоград: Учитель,2014.
Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/ О.А.Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2014.
Организация проектной деятельности в школе: система работы/ С.Г.Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Русский язык. 5-11 классы: технология педагогических мастерских/ Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2012.
Развитие критического мышления на уроке/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
Русский язык. Проекты? Проекты… проекты! 5-11 классы/ А.Г.Нарушевич. – Ростов н/Д: Легион, 2013.