Дыхание по системе А.Н. Стрельниковой как вспомогательное средство в логопедической и фонопедической работе над просодикой
Дыхание по системе А.Н. Стрельниковой как вспомогательное средство в логопедической и фонопедической работе над просодикой
Трыкин А.И.,
учитель – дефектолог, учитель – логопед
Государственного учреждения
«Комплексный центр социального
обслуживания населения»
Министерства труда и социальной политики
Запорожской области
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – уникальное запатентованное изобретение, изначально предназначенное для восстановления певческого голоса у вокалистов. Со временем, на основе научных медицинских наблюдений и исследований, выяснилось, что данная дыхательная гимнастика оказывает мощнейшее общеукрепляющее и тонизирующее действие для всего организма: идёт усиленное насыщение организма, в т.ч. головного мозга, кислородом, увеличивается жизненная ёмкость лёгких, нормализируется дыхание, голос, общий праксис и т.д.
Впервые в логопедической и фонопедической практике дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой стали применять, и весьма успешно, при коррекции заикания.
Впоследствии некоторые логопеды – дефектологи, логопеды – фонопеды продолжили использование данной дыхательной методики в своей работе и добились хороших стабильных результатов.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой особенно эффективна при работе с детьми и взрослыми, у которых нарушена просодическая сторона речи, а также при заикании. В фонопедической практике применение дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой даёт хорошие результаты, когда больной одновременно проходит курс медикаментозного лечения у врача – фониатра и, при этом, начал заниматься с педагогом – фонопедом. При дисфониях положительная динамика очевидна уже после нескольких занятий с фонопедом, но и в тяжёлых случаях, например, после удаления гортани, когда идёт формирование ложного голоса, дыхание по Стрельниковой обеспечивает более благоприятный прогноз для больного в плане формирования устной речи как основного средства коммуникации с окружающими.
В данной публикации мы раскроем общие моменты применения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в практической работе логопедов и фонопедов при коррекции просодики у детей и взрослых с ОВЗ (инвалидностью).
Данная методика, как вспомогательное средство, значительно влияет на результативность коррекционно – логопедического воздействия при работе с детьми и взрослыми, у которых не сформировано речевое дыхание, нарушены функции глотания, голосоведения, темпо – ритмической организации речи.
Сразу оговоримся, что применять дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой необходимо опираясь лишь на материалы (видео и публикации) её ученика, врача М.Н. Щетинина, который является единственным учеником и преемником А.Н. Стрельниковой, который долгие годы работал под началом Александры Николаевны и которому она передала все материалы по данной дыхательной методике. В сети интернет очень много видео и публикаций по применению дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой от совершенно посторонних лиц, которые не имеют соответствующих разрешений для публичного представления данной методики, часто демонстрируют упражнения искажённо, что, несомненно, не принесёт никакой пользы и, в ряде случаев, может даже навредить.
Основой дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является сочетание короткого резкого вдоха носом и чёткого рисунка движения руками, ногами, головой, корпусом. О выдохе мы не думаем, т.к. он происходит сам по себе, автоматически, через рот или через нос – не важно. Второй важный момент дыхательной гимнастики – это то, что она выполняется в определённом темпо – ритме: счёт идёт на восемь, т.е. 8 – 16 – 24 – 32. Наращивание идёт постепенно. Начинать нужно с восьми вдохов – движений, а иногда и с четырёх, быстро переходя к восьми с последующем добавлением «восьмёрок».
Основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой содержит 13 упражнений («Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Ушки», «Повороты головой», «Малый маятник», «Перекаты» (правая – левая нога), «Передний шаг», «Задний шаг»), которые, в идеале, должны выполняться не менее двух раз в день, по 32 вдоха – выдоха на каждое упражнение – движение. Комплекс выполняется трижды, т.е. по 96 вдохов – движений каждого упражнения. 96 – это, так называемая, «Стрельниковская сотня». Следует заметить, что строгих рамок при выполнении данной гимнастики, в рамках логопедического занятия, не существует (кроме короткого шумного вдоха и чёткого «рисунка» движения). Ориентир – это общее состояние вашего организма и самочувствие на момент выполнения упражнений, что должен учитывать логопед, когда собирается применить данную гимнастику на логопедическом занятии.
Книги и видеоматериалы М.Н. Щетинина вы без труда найдёте в сети интернет и с ними получите не только подробное описание выполнения каждого упражнения со всеми нюансами, но и видеоурок по выполнению основного комплекса упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой с исчерпывающими комментариями её ученика и последователя доктора М.Н. Щетинина.
Итак, мы рассматриваем применение этой гимнастики в логопедической практике, в частности, при нарушении просодической стороны речи у детей и взрослых. Применение дыхательной гимнастики возможно во всех учреждениях, где оказывается логопедическая помощь населению: в дошкольных учреждениях, в средних общеобразовательных школах, в детских поликлиниках, речевых стационарах, в учреждениях соцзащиты (в отделениях комплексной психолого – педагогической реабилитации) и т.д.
Просодика – это дыхание, голос, темпо – ритм, мелодика речи, её эмоциональная окраска. Мы знаем, что при большинстве речевых нарушений, в той или иной степени, страдает просодическая сторона речи. В общем комплексе коррекционно – логопедического воздействия работа над просодикой занимает важное место. Применение дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой очень актуально и полезно, т.к. идёт активизация всех обменных процессов в организме, мощное насыщение всего организма, головного мозга кислородом, происходит активизация дыхания, увеличивается объём и длительность речевого выдоха, воздушным потоком происходит воздействие (массаж) носоглотки, входа в гортань, оказывается благоприятное воздействие на голосовой, артикуляционный аппарат, мимическую и дыхательную мускулатуру. Важным моментом является то, что дыхательная гимнастика препятствует регенерации аденоидов, улучшает носовое дыхание после операции по удалению аденоидов и миндалин, при хронических простудных заболеваниях, ринитах, тонзиллитах, ларингитах, способствует укреплению мышц мягкого нёба при тяжёлых формах дизартрии, постинсультных состояниях, нарушении функции глотания, при повышенной саливации и т.д.
Очевидно то, что логопед должен сам прекрасно овладеть дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой, а уж потом применять эту дыхательную методику в своей практической работе с логопатами. Естественно, что мы, логопеды, в своей работе ориентируемся на каждый конкретный случай, на потребности и возможности того, кто нам обратился с речевой патологией. При выстраивании траектории логопедической коррекции, мы ориентируемся, прежде всего, на объективные данные: состояние логопата, характер его речевых нарушений, их глубину и степень тяжести. Лишь после глубокого анализа и обследования, обратившегося к нам, мы можем применять, в том числе и дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой как инструмент в коррекционной работе с данным конкретным человеком.
Конкретных строгих рамок и рекомендаций здесь быть не может. Однако, при работе над просодической стороной речи, актуальным и первостепенным является формирование правильного речевого дыхания и голосоведения. С этого и нужно начинать. Именно на этом этапе работы особенно актуально применение упражнений дыхательной гимнастики. Естественно, в рамках логопедического занятия, не стоит выполнять полный комплекс гимнастики, а лишь её некоторые упражнения. Выполнять не обязательно по 96 и даже по 32 вдоха – движения. Вы, в зависимости от поставленных задач, сами выбираете упражнения и объём его выполнения для активизации, например, дыхательной мускулатуры, массажа носоглотки воздушным потоком при вдохе через нос и т.д. и т.п. Следует отметить, что дети раннего возраста, на начальном этапе, весьма успешно осваивают дыхательные упражнения в игровой форме. В арсенале каждого логопеда, работающего с детьми, масса игровых приёмов и методов, которые можно и нужно применять, в том числе, и при использовании дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с детьми.
Подчеркнём, ещё раз, самые важные моменты: вдох должен быть коротким шумным резким и только через нос; о выдохе не думаем, т.к. он происходит автоматически (через рот и/или через нос); важен темпо – ритм (на 8); чёткий рисунок движения в сочетании со вдохом. Темпо – ритм дыхания при выполнении упражнений удобно подчёркивать хлопками, постукиванием ладони о стол, простым счётом логопеда вслух и т.д.
В работе логопеда очень важна профессиональная интуиция, опыт работы, которые формируются и нарабатываются годами практики. Особенно профессиональная интуиция важна и при применении различных инновационных методик, вспомогательных средств коррекционного воздействия, к которым относится и дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Наиболее заметные результаты могут быть достигнуты лишь тогда, кода ребёнок или взрослый будут выполнять основной комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой не только при посещении логопеда, но и дома на регулярной основе. Выполнение дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой не требует особых приспособлений или оборудования, желательно лишь наличие потока свежего воздуха. Гимнастику выполняют стоя, а при тяжелых состояниях сидя и, даже, лёжа. Очень быстро, при регулярных тренировках, формируется, так называемое, «дыхание по Стрельниковой».
Многое зависит от самого специалиста – логопеда: необходимо проводить разъяснительную работу с родителями, родственниками ваших учеников и реабилитантов; мягко убеждать, аргументировать, приводить примеры из практики, вселять уверенность в успех, поддерживать и стимулировать при достижении даже самых малых и, на первый взгляд, незначительных результатов. Без грамотной консультативной работы, без индивидуального подхода в каждом конкретном случае, ни о каком успехе не может быть и речи.
Книга М.Н. Щетинина, его видеоуроки, несомненно, помогут вам, дорогие коллеги, самим, для себя и для ваших родных и близких, освоить эту уникальную методику дыхания по Стрельниковой и, конечно же, успешно применять её в своей практической работе с детьми и взрослыми как вспомогательное общеукрепляющее и тонизирующее средство при формировании, коррекции, развитии, совершенствованию просодической стороны речи в процессе комплексного коррекционно – логопедического воздействия.
Кияйкина Наталья Федоровна
Трыкин Александр Иванович
Трыкин Александр Иванович
Трыкин Александр Иванович