Применение технологий «Динамическая электронейростимуляция как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей»
Динамическая электронейростимуляция как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей.
В 2001 году для широкого применения в лечебно-профилактической практике, с целью общеукрепляющего влияния на физиологические системы организма, выпущен аппарат ДЭНАС. Методика аппаратного воздействия - одна из перспективных направлений лечебного применения импульсного тока. Наряду с целым арсеналом медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, современные технологии позволяют решать сложные задачи, намного облегчают и повышают эффективность работы специалистов.
Логопеды используют в своей работе артикуляционные упражнения, логопедический массаж, в том числе и специальными логопедическими зондами. По назначению невролога проводятся физиотерапевтические процедуры и медикаментозное лечение. Работа по коррекции звукопроизношения и формированию правильных артикуляционных укладов у детей с дизартрией носит длительный характер, а иногда и вовсе сложные звуки не появляются в речи. Комплексная педагогическая система, включающая логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, работу над дыханием и просодическими компонентами, преодоление артикуляторных нарушений не всегда является действенным методом.
Возникает необходимость в более активном медико-педагогическом воздействии с использованием «обходных» вспомогательных средств, чтобы добиться эффекта в устранении дизартрических проявлений. Аппарат является эффективным и полезным инструментом в руках учителя-логопеда. Электронейростимуляция восстанавливает нейро-химические реакции, улучшает проводимость импульсов в нервные клетки, активизирует обменные процессы в тканях. ДЭНС-воздействие на рефлекторные точки и зоны нормализует тонус мышц и сосудов речевого аппарата, является положительным раздражителем для речевых зон.
В основе механизма ДЭНС – терапии лежит лечение микротовыми импульсами как высокой (50-200Гц), так и низкой (1-10 Гц) частоты, которые имеют физиологическую основу и по своим характеристикам нейроподобны. Нейроподобный сигнал передается с электродов на нервные окончания. ДЭНС – терапия безопасна в применении, не вызывает аллергических реакций, снижает фармакологическую нагрузку; не нарушает физиологического энергетического потенциала детского организма; обладая иммуномодулирующим и общеукрепляющим эффектом, позволяет решать не только узкоспециальные, но и адаптационные задачи; отвечает требованиям организации логопедических занятий, поскольку длительность процедуры минимальна; не вызывает недоверия у родителей.
В настоящее время метод динамической электронейростимуляции одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005 г.). ДЭНС разрешен к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирован в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений. Факт полной безопасности, безвредности и благоприятного воздействия динамической электронейростимуляции на организм доказан многолетними объективными исследованиями, проводимыми в Федеральном Научном клинико-экспериментальном Центре традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ (г.Москва), под руководством доктора медицинских наук Е.Е.Мейзерова (2001г.); в лаборатории биофизики Института клинической и экспериментальной медицины (г.Новосибирск), под руководством доктора медицинских наук Л.П.Михайловой (2001г.); на кафедре нормальной физиологии Ижевской государственной медицинской академии под руководством доктора медицинских наук, профессора Л.С.Исаковой (2002г.); на кафедре физиотерапии и курортологии с курсом реабилитации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, под руководством кандидата медицинских наук, доцента А.Г.Шимана (2003г.); в лаборатории экспериментально-клинических исследований Кировского научно-исследовательского института гематологии и переливания крови МЗ РФ, под руководством кандидата медицинских наук, доцента Ю.В. Зиновьева (2003г.)
В 2015 году я прошла курсы обучения работы с аппаратом ДЭНС-ПКМ и использую терапию в своей работе. Родителям объясняется суть метода, особенности воздействия аппарата, с письменного согласия родителей осуществляется работа с ребенком. В нашем детском саду методика ДЭНС-терапии используется три года. За это время уже набралось достаточное количество практических наработок и результатов применения аппарата в логопедической работе.
Основные режимы аппаратного воздействия.
Режим Терапия – предназначен для оказания неотложной помощи, для ликвидации острых жалоб, для лечебного воздействия. Работает на частотах 10, 20, 60, 77, 140, 200 Гц. Универсальная частота – 77. Частоты 10-20 берутся для общего воздействия на организм. Частота 77АМ (амплитудная модуляция) для повышения тонуса организма, частота 7710 – для снижения напряженности.
Программа МЭД (минимальная эффективная доза). Состоит из режима Тест, частота 10 Гц (время работы этого режима для каждого индивидуально) и режима Терапия, 10 Гц, непрерывное воздействие в течение 5 минут. МЭД повышает адаптационные возможности организма.
Зоны аппаратного воздействия.
Выбор зон для аппаратного воздействия осуществляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом речевого заключения, неврологических проявлений. Проводится в среднем 2-4 курса, по 14 процедур. За один сеанс обрабатывается 4 зоны – 2 универсальных и 2 речевых, мощность электроимпульсного воздействия выбирается минимальная – 2. Общее время воздействия – 15 минут. Курсовое аппаратное воздействие осуществляется одновременно с традиционными приемами коррекции речевых нарушений. При курсовом использовании терапии по логопедическим схемам воздействия стимулируются соответствующие зоны головного мозга, безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работа мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшаются функциональное состояние ЦНС, зрительно-моторная координация, корректируется и восстанавливается произносительная сторона речи, обусловленная дизартрическими расстройствами.
*Обработка стоп, кистей по системе су-джок с использованием выносного электрода Рефлексо, режим «Терапия, 77 г., время воздействия – 5-6 мин.
*Обработка шейно-воротниковой зоны выносным электродом, частота 20, 77 Гц, время воздействия 4-5 мин.
*Обработка 2 шейного позвонка, с использованием встроенного или выносного электрода «расческа», режим МЭД или частота 77г, ремя воздействия – 2 мин.
*Обработка 7 шейного позвонка, с использованием встроенного или выносного электрода «расческа», режим МЭД или частота 77г, время воздействия – 2 мин.
*Точка хэ-гу, «пусковая точка», в завершении сеанса усиливает результат лечения, режим МЭД, время воздействия – 2 мин. либо до завершения программы МЭД 5 мин.
*Обработка подушечек больших пальцев по системе су-джок, режим Терапия, 77 г, время воздействия – 2 мин.
*Обработка зоны языка, подбираются разные режимы, с учетом тонуса – МЭД, 77; 77 АМ (при паретичности); 10, 20, 7710 (при спастике), время воздействия – 1-2 мин.
*Зона Вернике, режим Терапия, 20 г. У правшей обрабатывается левая височная область, у левшей – обе, время воздействия – 2 мин.
*Подчелюстная зона, режим Терапия 10-20 г, время воздействия – 2 мин.
*Вокруг рта, режим Терапия 10, 20, 77 г. по 1 мин. на каждой точке.
Схемы применения ДЭНС-терапии при темповой задержке речевого развития
При задержке речевого развития нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. ДЭНС–терапия - эффективный физиотерапевтический метод для преодоления задержки речевого развития в домашних условиях и логопедических кабинетах, отличается отсутствием побочных эффектов с хорошим клиническим улучшением.
Простая методика ДЭНС-терапии позволяет получить практически всем детям положительный терапевтический эффект. Эффективность метода ДЭНС-терапии состоит в активизации и восстановлении функций артикуляционных органов путем целенаправленного воздействия на их пораженные участки, благодаря чему процесс формирования и автоматизации речевого навыка протекает значительно быстрее.
У таких детей важной составляющей терапии является обработка шейно-воротниковой зоны (снятие речевых зажимов), подчелюстная зона, язык (стимуляция речевых зон улучшает кровоснабжение артикуляционного аппарата и готовит его мышцы к активной работе), подушечки пальцев (укрепление связи речевой функции с пальцевой моторикой).
Уже после первого курса терапии отмечается увеличение словарного запаса, объема памяти, появление фразовой речи, улучшение зрительно-моторной координации, появление интереса к обучающим программам и общению со сверстниками.
Приведены примеры работы с детьми, имеющими темповую задержку речевого развития.
Полина, 2,5 года. В анамнезе ЗРР, наблюдались у невролога (гипотонус, кривошея, саливация). В ходе логопедических занятий работали над активизацией словаря, выполняли артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Провели 2 курса логопедического массажа. Затем начали аппаратную терапию. После 2 курса ребенок начал активно пользоваться фразой, заметно улучшилось звукопроизношение, речь стала более различимой. Автоматизировались свистящие и шипящие звуки - в течение всего 2 курса активно обрабатывали зону Вернике. В дальнейшем с ребенком был проведен еще один курс терапии, далее работали обычными логопедическими приемами. Девочка выпущена с нормой речевого развития.
Семен, 3 года. В анамнезе ЗРР, наблюдались у невролога (гиперактивность, дизартрия), нарушение звуко-слоговой структуры слова. Проведено 2 курса логопедического массажа. Одновременно с логопедическими занятиями, начали аппаратное лечение. Для заметного улучшения понадобилось 2 курса терапии. Перерыв между курсами 1 месяц. После курсов терапии ребенок начал строить предложения, слоговую структуру слов не нарушал, улучшилось произношение свистящих, автоматизировались шипящие, в короткие сроки поставили сонорные звуки. Далее проводились логопедические занятия по автоматизации соноров и работа над лексико-грамматическим оформлением речи. Ребенок выпущен с нормой речевого развития.
Коля, 3 года. В анамнезе ЗРР, дизартрия. Проведен курс логопедического массажа. После массажа начали аппаратное лечение. После первого курса терапии отмечается улучшение словарного запаса, стал говорить предложениями, автоматизировались шипящие, появились сонорные звуки – л, ль. Далее работали обычными логопедическими приемами.
Схемы применения ДЭНС-терапии при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
У детей с ФФНР после первого курса терапии наблюдается
сокращение периода постановки и автоматизации звуков. Практически во всех случаях звуки (шипящая, свистящая группа) входили в речь. Менее значительная динамика отмечается в становлении соноров.
У этой группы детей обрабатываются преимущественно следующие зоны: 2 шейный позвонок, 7 шейный позвонок, зона Вернике (на этапе автоматизации звуков).
Приведу примеры работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи .
Родион, 4, 5 года. У невролога не наблюдались. Развитие устной речи по возрасту. В звукопроизношении отмечались нарушения свистящей группы. Были проведены 2 курса терапии с интервалом в 1,5 месяца. После 2 курса появились соноры, за короткое время звуки вошли в самостоятельную речь, исправилось произношение свистящих. Ребенок выпущен с нормой речевого развития практически сразу после окончания терапии.
Вероника, 4,3 года. Аденоиды 3 степени, нарушение носового дыхания. Гиперсаливация. Низкий тонус языка. У невролога наблюдались с кривошеей, с учета были сняты. В звукопроизношении отмечались нарушение произношения ш, ж, соноров. Проведен логопедический массаж. После массажа начали терапию. Уже после первого курса нормализовался тонус языка, появился верхний подъем, поставили и начали автоматизацию звука ш.
Схемы применения ДЭНС-терапии при общем недоразвитии речи.
Логопедическая работа с детьми данной группы продолжительна по времени. Аппаратное воздействие осуществляется одновременно с проведением всех этапов логопедической работы. Схемы составляются индивидуально, с учетом сопутствующей патологии. Таким детям требуется несколько курсов терапии с интервалами 1-1,5 месяца. В курсе используются универсальные и речевые зоны. Обязательно берутся стопы, кисти, иммунная точка хэ-гу. Эти зоны чередуются через процедуру. Улучшения отмечаются после 3 курса терапии: активнее развивается связная речь, улучшается количественный и качественный словарь, грамматический строй речи. Отмечаются улучшения в общей и мелкой моторике. Улучшается подвижность артикуляционного аппарата, нормализуется мышечный тонус, уменьшается саливация, что положительно сказывается на процессе постановки и автоматизации звуков. Снижается соматическая ослабленность.
Приведу примеры работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Вова, 4,5 года. Наблюдались у невролога (гипертонус, саливация, кривошея). Дизартрия. Нарушено произношение свистящей, шипящей группы, соноры, заднеязычные к, г. В ходе логопедических занятий работали над активизацией словаря, грамматическим оформлением речи, выполняли артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Провели 2 курса логопедического массажа. Затем начали аппаратную терапию. После 2 курса заметно улучшилось звукопроизношение, речь стала более различимой. Автоматизировали заднеязычные, свистящие, шипящие звуки - в течение всего 2 курса активно обрабатывали зону Вернике. В дальнейшем с ребенком было проведено еще 2 курса терапии, далее работали обычными логопедическими приемами. Мальчик выпущен с нормой речевого развития.
Эдвард, 5 лет. В речи отмечалась смазанность произношения свистящих, шипящих, соноров, в некоторых словах усекал окончания. Билингвизм. Отмечались грубые неточности в оформлении речевого высказывания – лексико-грамматические ошибки, неадекватный подбор слов. Соматически ослаблен. С ребенком было проведено 4 курса аппаратной терапии, на первом курсе активно обрабатывали универсальные зоны, иммунные зоны. Со второго курса брали 2 универсальных и 2 речевых зоны. Само проведение терапии было растянуто по времени, поскольку мальчик часто болел. Значительные улучшения в речи появились только после 3 курса. Автоматизировались поставленные звуки, появились соноры. Активная речь стала понятна для окружающих, ребенок лексически и грамматически правильно оформлял предложения. Значительно расширился кругозор. Мальчик к этому времени начал самостоятельно читать, многие знания самостоятельно получал из книг. Курсы терапии проводились на протяжении всей логопедической работы. Выпущен с нормой речевого развития.
Таким образом, ДЭНС-терапия, как дополнительный метод в сочетании с общепринятыми логопедическими приемами в коррекции речевых нарушений, позволила добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений у детей с различными нарушениями речи:
-расширился объём словаря детей;
- речь стала понятной, грамотной, с более четкой дикцией;
-дети стали доступно рассказывать, пересказывать, заучивать стихи;
-улучшились память, внимание, учебная деятельность.