12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никифорова Ольга Валерьевна656
Россия, Московская обл., Раменское

АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и

переподготовки «Мой университет»





Программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания физики в образовательной организации»





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Формирование и развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики»













Выполнила:

Никифорова Ольга Валерьевна,

учитель математики,

первой квалификационной категории,

МОУ Раменская СОШ №9











г. Раменское

2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

1.1 ПОНЯТИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.2 УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

2.1 ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

2.2 ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ

2.3 ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ГЛАВА 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЕГО РАЗВИТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

3.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ И ХАРАКТЕРА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ К ПЕРДМЕТУ ФИЗИКА

3.2 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ ПРИ РЕШЕНИИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Введение

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Таким образом, возникает необходимость решения проблемы формирования познавательного интереса подростков.

Актуальность. В системе средств оптимизации обучения, большая роль принадлежит средствам формирования познавательных интересов школьников. Среди многих проблем, совершенствования учебного процесса, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. "Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения", - писала Ланина И.Я.. На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике.

Данная работа преследует цель выявить оптимальные способы развития у учащихся познавательного интереса к изучению физики.

Пути достижения данной цели тесно связаны с решением следующих задач:

изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;

сочетание традиционных и активных методов обучения;

внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;

сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.

В данной работе предлагаются методы и формы работы, которые могут быть использованы учителем, организующим процесс обучения, способствующие развитию творческих способностей и поддержанию творческой активности обучающихся, развитию их учебного интереса.



Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес - мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только при условии, если ученику интересно на уроке, можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся.

М.Ф. Беляев в работе "Психология интереса" дает следующее определение интереса: "Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности" (1, с. 107). Это определение является наиболее полным, так как позволяет выделить следующие специфические признаки:

- объективная отнесенность, из которой следует, что беспредметных интересов быть не может;

- сознательное стремление к объекту, что отличает интерес от влечения;

- эмоциональная насыщенность, указывающая на то, что удовлетворение интереса связано с положительными эмоциями, а невозможность удовлетворения интереса вызывает отрицательные эмоции;

- благотворное влияние на продуктивность деятельности, что делает интерес особо ценным в педагогическом отношении.

Несмотря на различные трактовки сущности интереса, большинство психологов относят интерес к категории направленности, то есть к стремлению личности к объекту или деятельности.

По предметной направленности интересов вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и другие.

Одной из самых значительных областей общего феномена "интерес" является познавательный интерес, имеющий особое значение в школьном возрасте. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием.

В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное значение учения. Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.

Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский подход;

- готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, выражаются:

- эмоциями удивления;

- чувством интеллектуальной радости;

- чувством успеха.

Интерес обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы занятий, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Являясь мотивом учения, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса учения.

Проблема интереса в обучении не является новой, ей всегда уделялось и уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе.

У В. А. Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли». Эти слова очень актуальны и в наше время.

В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, заинтересовать так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.



1.2 Уровни познавательного интереса учащихся

У школьников одного и того же класса можно выделить разные уровни развития познавательного интереса.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем является интерес к познанию свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями. На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному подходу в изучении.

Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению общих принципов, явлений действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движение ученика, который способен обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.

Любая познавательная деятельность человека складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.

Учащиеся в процессе познавательной деятельности тоже совершает отдельные действия: слушают объяснения учителя, читают учебник и дополнительную литературу, решают задачи, выполняют экспериментальные задачи и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи.



1.3 Цели и задачи активизации познавательной деятельности

Развитие познавательных творческих способностей обучающихся - цель деятельности преподавателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Чтобы создать оптимальные условия для развития обучающихся, я стараюсь чаще использовать активные методы обучения. Применяя те или иные методы и приемы активизации, всегда учитываю имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающихся. Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Обучающийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение преподавателя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Следовательно, активизировать познавательную деятельность обучающихся-это значит, прежде всего, активизировать их мышление.
Кроме того, развивать познавательные способности-это значит формировать мотивы учения. Обучающиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи.
Итак, используемые при обучении приемы и методы познавательной деятельности должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления обучающихся и одновременное формирование у них мотивов учения.




Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

2.1 Изучение учебных возможностей учащихся

Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения ученика в процесс учения характеризуется:

1. Общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, по добровольности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).

2. Побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.

3. Состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).

Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 7 - 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, эстафет ... Старшеклассникам больше по душе: лекции, ''круглый стол'', защита творческих заданий, отчет групп, собеседование...

Интерес к учению возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания.




2.2 Возможностей содержания школьного курса физики при формирования познавательных интересов учащихся.

Известно, что не любое содержание указанных в программе разделов физики привлекает интерес учащихся.

Однако, все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов и творческой активности учащихся. Нужна только соответствующая методика преподавания.

Покажем возможность использования приведенных методических рекомендаций при изучении темы «Элементы статики», которая, по мнению учащихся, является «одной из самых неинтересных тем».

При изучении данной темы учитель и учащиеся смогут привести много различных практических примеров равновесия тел и явлений, связанных с изменением этого равновесия. На примерах исторических и современных архитектурных сооружений учащимся показать, что только в итоге точных расчетов строятся здания, тоннели, мосты, башни, трамплины, прочность и устойчивость которых сочетаются с красотой внешней формы. Следует обращать внимание учащихся на большую устойчивость любого производственного сооружения или предмета домашнего обихода. С этой целью снижают центр тяжести тела, располагая все тяжелые, массивные детали в нижних частях конструкций. Для уравновешивания действующих на тело сил и увеличения устойчивости тела иногда к нему подвешивают добавочные перегрузки, устраивают различного рода балансиры, например у подъемных кранов. В конструкциях каждого из объектов современного транспорта, прежде всего, уделяют внимание способности машины к сохранению устойчивого положения. Сооружение домов, мостов, памятников основано на законах статики. Все эти и подобные им примеры заинтересовывают школьников изучаемым материалом.

Планируя тему «Элементы статики», можно использовать свойственное учащимся стремление к активной деятельности на уроке: увеличить число экспериментальных задач, фронтальных опытов и лабораторных работ. Например, определение центра тяжести плоского тела любой формы (плоские фигурки животных вырезаются учащимися заранее).

Тема «Элементы статики» дает возможность привлечь большой и интересный исторический материал о работах Аристотеля, Архимеда, Галилея и других ученых и изобретателей.

Содержание рассматриваемой темы располагает интересным материалом для разнообразия форм деятельности учащихся: проведение урока-семинара по решению творческих задач, урока-конференции, дидактической игры, тематической викторины, составление кроссвордов, что позволяет повысить познавательные интересы учащихся к теме.

Подобными возможностями располагает любая тема из школьного курса физики, однако учителя не всегда обращают внимание на возможность усиления на уроке самостоятельной и активной работы учащихся.



Приёмы и средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики

Физика формирует творческие способности, мировоззрение и убеждения. Познавательные интересы обучающихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес будет носить случайный, поверхностный характер.

В системе средств оптимизации процесса обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы обучающихся.

Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.

Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов обучающихся. Как же пробудить интерес к предмету?

Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их я обычно связываю с вопросами научно-технического прогресса: «Тепловые двигатели», «Производство, передача и использование электроэнергии», «Ядерная энергетика» и др. За неделю до проведения урока-семинара обучающимся сообщаю его тему, дату, перечень литературы. Готовятся все, а выступают по желанию; обобщения делаю сама. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления, развивают эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности обучающихся, которые связаны с их жизнью, имеют практическое применение.


Поэтому к теме «Тепловые двигатели» я разработала следующие задания:

выяснить, каково применение тепловых двигателей в нашем районе;

узнать о перспективах использования тепловых двигателей на предприятиях района;

составить представление о планах выпуска тепловых двигателей и их использования в нашей стране.

Задания были выполнены с удовольствием, ребята проявили активность, и урок-семинар прошел живо, интересно.

Обучающиеся разобрались в принципах работы тепловых двигателей, хорошо запомнили, где и почему они используются.

На первом курсе прошел семинар, посвященный электрическим зарядам и электрическому полю. Готовились к нему две недели. Обучающимся была указана соответствующая литература и предложены опыты, демонстрирующие свойства зарядов и поля. На семинаре по каждому вопросу выступали два обучающихся: один сообщал теоретические сведения, второй демонстрировал эксперименты (к сожалению, отсутствие оборудования несколько обедняет процесс изучения физики), были подобраны видеофрагменты и занимательные опыты на подручных средствах. После своего выступления они обращались к одногруппникам, предлагая объяснить увиденные опыты. Моя роль сводилась к дополнению и обобщению материала, а также оценке выступлений не только докладчиков, но и всех принимавших участие в семинаре.

Чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся, я подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих напряжения умственных сил. Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?»

Микробеседы. На некоторых уроках я выделяю время (5-7 мин.) для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники. Зачастую они бывают импровизированными. Так, перед изучением вопроса «о строении вещества» хорошо побеседовать об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности М.В. Ломоносова, о его вкладе в развитие науки. Изучение темы «Вес тела» обязывает меня быть готовой к беседе о невесомости на искусственных спутниках Земли, о космических кораблях и их создателях.

Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Приведу несколько примеров. При изучении темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», русскую народную сказку «Репка», вспоминаем Мюнхгаузена, пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там» и др. При изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный», разбор в классе содержания этих строк позволяет обучающимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие слова: Бунина: «Вот мост железный над рекой с грохотом промчался под нами». Также решаем задачи (количественные и качественные), составленные на основе литературных произведений.

При изучении молекулярной физики хорошо работают загадки: вокруг носа вьется, а в руки не дается; сивые кабаны все поле облегли и пр. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок» помогает обучающимся создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу. Названные выше произведения использую в разных формах: зачитываю с комментариями короткие отрывки, даю краткий пересказ отдельных мест или прошу сделать это ребят, домашнее задание: прочитать произведение самостоятельно и найти факты, относящиеся к изучаемому материалу.

Целью применения ИКТ является совершенствование учебно-воспитательного процесса; формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами. Использовать ИКТ можно при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении лабораторных работ, контроле знаний учащихся и т.д. Практикуется проведение уроков-презентаций. С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.

Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке. Обучающимся важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, разбираем психологические особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады и т.п.. и использование этого в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые) и др. Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства.

Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался. Будущему художнику будет интересна связь кубизма П. Пикассо с теорией относительности А. Эйнштейна, будущему врачу – электрическая схема работы сердца, писателю – физические ошибки в произведениях (ведь невидимка Г. Уэллса на самом деле должен был быть слеп!), мечтающего о карьере экономиста привлечет связь научно-технического прогресса с ростом уровня жизни населения, а литературоведа, вероятно, удивит параллель между теорией Раскольникова" Кто я: "тварь дрожащая" или право имею; вошь или человек?" с корпускулярно-волновым дуализмом света: “Что есть свет – поток частиц или волна?”

Активизировать познавательную деятельность, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Развитию творческих способностей обучающихся с учетом их индивидуальности, воспитание у них самостоятельности и инициативы способствуют лабораторные работы по физике. Это, наверное, одно из важнейших средств активизации познавательной деятельности на уроках.

Большое внимание нужно уделить решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью: при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи можно включить и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем ребят умению самостоятельно пополнять знания. Домашние опыты проводятся с использованием каких-то подручных средств, что существенно, ведь в жизни обучающимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации.

Например, можно дать задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды». Обучающийся должен ознакомиться с содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения, его знания. Или такой домашний эксперимент: «Определите объем воздуха в вашей квартире. Вычислите его массу». Правильность определения объема отражает умение пользоваться измерительными инструментами; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями. Приведу несколько примеров таких экспериментальных заданий:

Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?
– Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу? и т.п.

Применение видеоматериалов, которые являются эффективным средством обучения, позволяет сделать урок более интересным. Небольшую видеозапись использую в качестве эпиграфа урока, постановки проблемы. Материал для такой записи подбираю из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов. Использование видеофильмов при объяснении или закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия. Для этого следует в процессе показа видеофильма давать при необходимости разъяснения и уточнения, повторяя фрагмент, задавая уточняющие вопросы, задания.

Формированию открытой познавательной позиции способствуют тексты:

- дающие ученикам возможность осознать существование нескольких подходов к одной и той же ситуации и работать в рамках разных подходов;

- предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;

-содержащие противоречивые данные;

- предполагающие появление ошибок и их обсуждение;

- дающие возможность видеть перспективу в изучении физики и обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и т.д.

При подборе учебного материала надо учитывать различные интеллектуальные склонности обучающихся. Особое внимание уделять актуализации интуитивного опыта ребят: поощрять высказывания сомнений, убеждений, “опережающих” идей, эмоциональные оценки учебного материала. Применение творческих заданий дает возможность повысить интерес к предмету; проявиться творческим способностям обучающихся; развивать речь, умение отстаивать собственное мнение.
Виды таких заданий:

составление кроссворда по теме и использование его для контроля знаний других обучающихся;

сочинение сказки или стихотворения о каком-либо физическом явлении;
• рисунок;

составление ребуса о каком-либо физическом явлении, физической величине;

изготовление динамического пособия;

реклама того или иного физического явления, физической величины, прибора и т.п.

составление опорных схем и конспектов.

В начале каждого последующего урока идет защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе. Результативность применения данного вида заданий очевидна. Любой из обучающихся может проявить себя, при этом формы работы он выбирает для себя он сам.

Еще одно хорошее средство активизации познавательной деятельности – это дидактические игры.

Цели их использования:

индивидуализировать и коллективизировать познавательную деятельность на уроке;

развивать наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах;
• активизировать активность учащихся.

Виды дидактических игр разнообразны:

1) Игры с жесткими правилами:

физическое лото;

работа с шифровками (чайнворды; плетенки; ребусы; головоломки);
• домино;

компьютерная игра.

2) Ролевые игры:

игры-драматизации;

аукционы;

маскарады;

соревнования.

3) Коррекционные игры:

игры-упражнения;

логические игры;

разноцветные маршруты;

физические кубики;

игры-путешествия.

Практика свидетельствует: уроки физики по игровой методике существенно повышают интерес к предмету, позволяют лучше запоминать формулировки, определения, формулы и, самое главное, – “раскрепощают” мышление, улучшают обратную связь с обучающимися.

Поистине неограниченные возможности для развития мышления обучающихся открываются при обучении решению физических задач. Для обучения решению физических задач применяю следующий метод. Сначала на примере достаточно простой задачи подробно, шаг за шагом описываются действия, которые необходимо совершить для ее решения. Каждое действие раскладывается на операции, выполняемые в определенной последовательности. Для действий и операций показываются возможные варианты выполнения. Затем обучающимся предлагается похожая задача, которую они решают самостоятельно, отвечая на вопросы, приведенные в тексте. Вопросы составляются в соответствии со схемой применения метода и требуют от обучающихся не только выполнения действия и операций, но и анализа, и обоснования необходимости их выполнения. Решая следующие тренировочные задачи, обучающийся учится выполнять действия в измененных и постепенно усложняющихся условиях. При этом он по-прежнему отвечает на ряд последовательно поставленных вопросов. Первые тренировочные задачи соответствуют обязательному уровню обучения, последующие задачи рассматриваются более сложные. Уровень сложности задач обучающийся может выбрать самостоятельно. С целью развития мышления полезно предлагать обучающимся задания по самостоятельному составлению задач. Такие задания могут быть весьма разнообразными. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д.



Глава 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЕГО РАЗВИТИЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.

3.1 Определение уровня и характера познавательных интересов учащихся к предмету физика.

Педагогика и методика преподавания физики доказывают - интерес к изучаемому предмету является одним из основных стимулов познавательной деятельности ученика.

Однако результаты педагогических исследований и практика преподавания в школе показывают, что интерес учащихся к физике постоянно снижается.

При преподавании физики нужно ставим перед собой следующие цели: развитие у ребят интереса к физике, формирование навыков думать (анализировать, сопоставлять, сравнивать и пр.), развитие творческих способностей каждого ученика. Логичнее всего формировать мотивацию и познавательный интерес к физике на начальном этапе обучения (в 7-8 классах). Этот возраст выбран не случайно: именно на этом этапе развития, по мнению психологов, ребенок наиболее активно участвует в творческом процессе, учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. В 7-8 классах закладываются основные понятия предмета, терминология, работа с технической литературой и познавательный интерес. Таким образом, начало обучения физике является ключевым моментом.

Для выявления познавательного интереса к предмету на начальном этапе изучения физики (7 класс) можно применять следую тесты, в которых задания имеют разноуровневый характер: репродуктивные задания (1,2), проблемные задания (3,4) и задания творческого характера (5):

Тест по теме «Первоначальные сведения о строении вещества

1. (1балл) Мельчайшая частица данного вещества называется …

1) атомом 2) молекулой

2. (1балл) Отличаются ли молекулы воды и водяного пара?

1) отличаются формой

2) отличаются размерами

3) отличаются числом атомов

4) не отличаются

3. (1балл) Равен ли объем воды сумме объемов отдельных молекул воды?

1) объем воды равен сумме объемов ее отдельных молекул

2) нет, т.к. между молекулами воды есть промежутки

4. (2балла) Может ли молекула состоять из одного атома?

1) может

2) не может

5. (3балла) Отличаются ли объемы воды при температуре 10 0С и 50 0С?

1) воды при температуре 10 0С больше чем при 50 0С, т.к. чем холоднее тело, тем его молекулы больше

2) объем воды при температуре 10 0С больше чем при 50 0С, т.к. чем холоднее тело, тем расстояние между его молекулами больше

3) объем воды при температуре 500 С больше чем при 10 0С, т.к. чем горячее тело, тем его молекулы больше

4)объем воды при температуре 500 С больше чем при 10 0С, т.к. при увеличении температуры тела расстояние между его молекулами становится больше.

В течении учебного года, (в разных классах и в разное время) можно проводить анкетирование учащихся с целью определения и развития интереса к предмету, изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, а также выявления затруднений, возникающих при изучений по предмету.

Анкета для учащегося.

Нравится ли вам физика?

Если да, то почему? (Если нет, то почему?):

интересно или нет;

много опытов или мало;

учитель объясняет хорошо или плохо;

трудно или легко.

Хотите ли Вы посещать факультатив? Физический кружок?

Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по физике?

Помогает ли Вам физика в жизни? В чем?

Почему я затрудняюсь в решении задач по физике?

Не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях.

Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл описываемых в ней процессов и явлений.

Не знаю, какие закономерности, формулы необходимо использовать при решении задач.

Не умею делать чертежи, графики и образно представить условие задачи.

Затрудняюсь делать проверку единиц.

Каждый год необходимо открывать классы физико- математического профиля. Чтобы выделить более высокие уровни познавательного интереса к предмету, в конце учебного года можно проводить анкетирование учащихся 9 классов. За основу можно взять динамику развития познавательного интереса, предложенную И.Я.Ланиной (любопытство - любознательность - учебный интерес), в которой выделяются критерии: 1) отношение к физике, 2) обоснование этого отношения; 3) реализация своего интереса на основе участия в практической деятельности.

Анкета для учащегося.

Физика Ваш любимый предмет?

Почему предпочитаете физику другим учебным предметам?

Интересуется ли отдельными вопросами физики, мотивируя свой интерес тем, что нравится слушать объяснение учителя?

У Вас есть желание пополнять свои знания по физике?

У Вас есть желание участвовать в подготовке и демонстрации опытов?

У вас есть желание выполнять самостоятельные исследования?

Читать дополнительную литературу по предмету?

Анкетирование помогает более четко конструировать и проводить уроки при сохранении интереса учащихся к предмету, выявить школьников проявляющих интерес к предмету, уделять особое внимание активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в активную работу.



3.2 Развитие познавательных интересов учащихся на начальном этапе обучения физике при решении качественных задач.

Одним из эффективных средств и методов развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на начальном этапе обучения физике, является решение качественных задач (внимание акцентируется на качественной стороне физических явлений, свойств тел, вещества, процессов). Такие задачи вызывают больший интерес, если в них предлагается дать объяснение тем или иным явлениям природы или фактам, с которыми школьники сталкиваются в жизни. Связанные с конкретными предметами, они легко воспринимаются учащимися 7, 8 классов и те их решают охотнее, чем количественные. Качественные задачи позволяют учителю оживить урок эмоционально, увлечь уча­щихся, активизировать их мыслительную деятельность, разнообразить методы из­ложения. В процессе решения этих задач прививаются навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту, технике, развивается смекалка, сообразительность, творческая фантазия.

Методическая ценность качественных задач проявляется особенно при изуче­нии таких разделов курса физики, в ко­торых нет физических формул, и явле­ния рассматриваются лишь с качествен­ной стороны (первоначальные сведения о строении вещества, закон инерции, электромагнетизм).

Большую роль играют качественные задачи во внеклассной работе (вечерах занимательной физики, олимпиадах, в конкурсах, КВН и др.). На первой ступени изучения деть­ми физики качественные задачи в пре­подавании играют большую роль, чем ко­личественные. Обратимся к примерам качественных задач, которые можно предложить учащимся в 7 классе:

1. Детские воздушные шарики обыч­но наполняют гелием. Почему они уже через сутки теряют упругость, сморщи­ваются и перестают подниматься?

2.Проделать опыт. Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?

3. Человек, сидящий на вращаю­щейся карусели, видит, что относитель­но нее он неподвижен, а окружающие его предметы и Земля движутся. Что является в данном случае телом отсче­та?

5. Кирпич кладут на ладонь и уда­ряют по нему молотком. Почему рука, держащая кирпич, не ощущает боли от ударов молотка?

6. Барон Мюнхгаузен, привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Зем­лю. В чем главная физическая несураз­ность такого передвижения?

7. Придумайте механический доза­тор — автомат для непрерывной погруз­ки сыпучих тел в железнодорожные ва­гоны, отмеривающий строго определен­ный вес. Автомат должен легко настра­иваться на различный вес.

8. Предложите спо­соб измерения силы, с которой игрушечный ав­томобиль (или танк) тя­нет по столу деревянный брусок.

9. Дайте физическое обоснование пословице «Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Почему при росе косить траву легче?

10. Почему осенью у трамвайных ли­ний, проходящих в районе парков, буль­варов, садов и т. п., вывешиваются над­писи «Осторожно, листопад!», «Берегись юза»?

11. По заявлению членов экипажа «Аполлона-12» по Луне ходить легко, но они часто теряли равновесие, так как даже при легком на­клоне вперед можно упасть. Объясните явление.

Очевидно, что решение качественных задач способствует создание проблемной ситуации для эмоционального восприятия темы, обновлению старых знаний, вовлекает учащихся в поиск, размышления. Такие задачи вызывают больший интерес и удивление, т.к. предлагается дать объяснение тем или иным явлениям природы или фактам, с которыми школьники сталкиваются в жизни. Их содержание может выходить за пределы школьной программы, они занимательны (демонстрационные эксперименты, использование пословиц, художественной литературы, отрывков из литературных произведений и др.).

Качественные задачи соответствуют критериям интересности содержания учебного материала, следовательно, способствуют развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся. Задачи и их количество выбираются учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и времени, отводимого для данного типа урока. Главное требование к задачам – быть привлекательными, творческими, позволяющими учащимся применить знания в новых условиях.





Заключение

Разработка проблемы познавательного интереса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения к активной жизнедеятельности. Эта проблема широко рассмотрена в психолого-педагогических исследованиях.

Физика, как учебный предмет формирует первичные представления о современной картине мира, способна развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е способствует воспитанию высоконравственной личности. Вот уже многие годы мы наблюдаем, что учащиеся, хорошо овладевшие физикой, успешно учатся как в технических, так и гуманитарных вузах, и тем и другим знание физики позволяют освоить профессию.

Главная идея данной работы: педагог должен поддерживать высокую мотивацию к предмету с первых уроков и в течение всего процесса обучения, вывести наиболее заинтересованных предметом учащихся на хороший конечный результат (не только на ЕГЭ), который принесет удовлетворение и учащимся, и родителям, и учителю, явится логическим завершением изучения предмета.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной работе, мы глубже изучили сущность и структуру познавательного интереса и выяснили уровни его развития у учащихся. Убедились, что проблеме познавательного интереса и его значению всегда уделялось большое внимание. Оценили внутренние возможности содержания школьного курса физики и пришли к выводу, что любая тема может быть источником формирования познавательного интереса учащихся.

В процессе работы рассмотрели методы, формы и технологии урочной и внеурочной работы учителя, способствующие развитию познавательных интересов и творческих способностей школьников по предмету. На конкретных примерах показали, что внеклассная работа по физике углубляет и расширяет полученные на уроке знания, вызывает интерес и активную творческую деятельность, если она проводится последовательно, систематически и на научной основе. Это работа не только с учащимися, уже проявившими повышенный интерес к изучению физики, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся.

В заключении отметим, что приемлемы любые методы преподавания, способствующие возбуждению у учащихся познавательного   интереса.

Материалы, представленные в данной работе, могут быть полезны студентам педагогических вузов, молодым преподавателям при подготовке и проведении уроков.



Список литературы

Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1957.-76 с.

2.Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики/Сост.; М.Ю. Демидова, В.А. Коровин.-М.:Мнемозина.2003.-229 с.

3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г. – 345 с.

4.Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения.-М.:Школа-Пресс,2000.-80 с.

5. Иванова Л.А. Активизация  познавательной  деятельности  учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

6.Карпова В. Н. Развитие познавательной активности учащихся при изучении физики.//Физика в школе – 1984. - № 5. –26 с.

7.Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1975.-221 с.

8.Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов  учащихся  на  уроках физики. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

9.Ланина, И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике /И.Я. Ланина. Ленинград, 1984 г. – 88 с.

10.Ланина, И.Я. Не уроком единым /И.Я. Ланина - М.: Просвещение, 1991 г. – 223 с.

11. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1987.- 160 с.

12.Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

13.Сухомлинский В.А. сто советов учителю.-М.,1986.-25с.

14.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983. – 175 с.

15.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988. – 383 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.

17. http://www.fcior.edu.ru /

18. Открытый урок РФ( http://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai /)

19. Инфоурок ( https://infourok.ru /)













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.