12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Любина147
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Дистанционные формы обучения как средство реализации образовательных программ

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Пактико-ориетированный семинар предназначен для учителей-предметников образовательной организации. Участники семинара должны иметь мобильное устройство, со свободным выходом в Интерент (или подключаться к Интернету по Wi-Fi), до начала мастер-класса установить на свое мобильное устройство приложение Mentimetr.

Вопросы:

1. Доклад «Дистанционные формы обучения как средство реализации образовательных программ».

2. Мастер-классы:

- Работа в ДО Moodle;

- Работа с Plickers;

- Работа с Nearpod;

- Работа в Quizziz.

3. Круглый стол. Рефлексия.

Мы живем в эру информационных технологий, и зачастую мы считаем, что центральное место сегодня занимает компьютер и информационно-компьютерные технологии, однако это не так. Сегодня в центре внимания оказывается человек. Именно мобильность пользователя, его гибкость, динамичность имеют решающее значение, а ее мобильность устройств.

Школа должна учитывать интересы и возможности ребёнка и обеспечить развитие его способностей, получая информацию в нужный момент, в нужном виде, форме, объёме. Роль преподавателя в классе меняется – от источника знаний к роли исследователя, воспитателя, консультанта, помощника. Вместе с тем меняются и формы организации работы в классе от пассивно-фронтальной формы к активной групповой, самостоятельной, творческой, деятельной.

Для реализации новаций в образовании, для уверенного владения инструментарием, предоставляемым современными технологиями, преподаватель должен постоянно учиться. И каждый из нас это прекрасно осознаёт и ощущает.

Введение ФГОС предъявляет новые требования к современному учителю, от каждого педагога теперь требуется быть не только учителем-предметником, но и немного учителем информатики. Ни только разбираться в ИКТ-технологиях, но и уверенно их применять в своей деятельности.

Думаю, Вы согласитесь с тем, что школьная среда сегодня – это ни только школьные классы, но и пространство за пределами школы, реальные и виртуальные мастерские. Сегодня школа должна обеспечивать возможность учиться в любое время и в любом месте.

Обратимся к нормативно-правовой базе, во-первых, это Федеральный закон «Об образовании» ФЗ-273 от 29.12.2012. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. Пункт 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Во-вторых, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"; в-третьих, пофстандарт педагога РФ утвержден Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н. Именно, приложение 1 указанного профстандарта, направлено на ИКТ-компетентность педагога.

В статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий  ФЗ-273» дается определение электронного обучения и дистанционного обучения.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Задачи дистанционного обучения:

обеспечение образования в условиях его территориальной недоступности;

обучение часто болеющих детей;

обучение детей, обучающихся на дому;

обучение детей на семейном или заочном обучении;

обучение в условиях карантина или при низких температурах;

индивидуальное обучение (работа со слабоуспевающими или одарёнными детьми), репетиторство;

образовательные ресурсы: медиатека, библиотека, конструктор тестов, домашние задания, приложения;

занимательные задания с целью повторения (например, в предметные недели);

виртуальные олимпиады, тестирования, в том числе и в формате ЕГЭ, партнерство с ВУЗами.

Система ДО Moodle

Moodle – это инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн-курсов, так и образовательных веб-сайтов.

Moodle бесплатно распространяемый программный комплекс по своим функциональным возможностям, простоте освоения и удобству использования удовлетворяет большинству требований, предъявляемых пользователями к системам электронного обучения. Moodle используют для обучения многие школы и крупнейшие университеты мира.

Преподаватели (тьюторы) в дистанционном обучении являются организаторами учебного процесса, консультантами учащихся.

В частности, думаю многим из Вас известно, что Институт развития образования Иркутской области использует площадку Moodle для обучения преподавателей в заочной или очно-заочной форме. Это полноценный инструмент для реализации дистанционного обучения в образовательной организации.

В городе Иркутске реализуется проект «Внедрение модели Центра творческого проектирования как инновационного кластера развития сетевых образовательных систем», реализуемый в рамках работы педагогической площадки ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области.

Другим средством реализации дистанционного обучения выступает мобильное обучение.

Именно сотовый телефон всегда под рукой.

Так что же значит мобильный телефон для современного человека? Конкретно для каждого из вас?

Действительно, забыв, сотовый телефон дома каждый из нас ощущает себя не комфортно. Отсутствие возможности позвонить родственникам, друзьям, коллегам, что придает ощущение оторванности от общества, мира. Если разрядился сотовый телефон или его забыли дома или на работе, то – «был человек и нет человека».

Сотовый телефон уже давно перестал быть предметом роскоши и простом средством общения. Обыкновенный разговор по телефону уходит на второй план, пропадая в огромном наборе функций, реализуемых мобильным телефоном. Фото и видеосъёмка, общение в социальных сетях, прослушивание музыки, игры… Этот список можно продолжать. Мобильный телефон стал многофункциональным устройством, позволяющим человеку пользоваться практически всеми современными технологиями.

В связи с чем, появилось такое понятие как мобильное обучение.

Мобильное обучение (Mobile Learning) – это любая учебная активность, в которой преимущественно используются портативные устройства (телефоны, смартфоны, планшеты, ноутбуки), что позволяет расширить образовательное пространство, выйти за рамки традиционных форм обучения, который становятся слишком тесными для современных школьников.

Школьники получают возможность использовать свои любимые гаджеты, смартфоны и планшеты на уроке, что обычно не позволительно делать. Учитель же в свою очередь получают безграничные возможности для применения ИКТ-технологий без необходимости привязки к компьютерному классу. Любой этап урока можно сделать мотивирующим и ярким, для этого нужно технически – наличие мобильных телефонов или планшетов у учеников и один компьютер, в некоторых случаях – планшет или смартфон только у учителя.

Преимущества мобильного обучения очевидны

Доступность. Бесплатное обеспечение доступа к образовательному контенту. Современные технологии, а именно системы облачного хранения данных, позволяют осуществлять обучение без привязки к конкретным устройствам. Ученик может поменять сотовый телефон, но при этом все его учебные материалы будут ему доступны.

Непрерывность. Мобильные устройства всегда находятся с человеком, что называется под рукой, и принадлежат лично ему, делают процесс образования непрерывным, так как ученики могут выполнять задания в любое время и в любом месте.

Измеримость. Возможность измерения понимания, усвоения и презентации полученных знания.

Персонализация. Возможность реализации личностно ориентированного обучения.

Геймификация учебного процесса. По самому слову понятно, что это динамическое получение новых знаний с игровым наполнением. Ребята выполнение заданий, тестов, викторин с первых уроков начинают называть подобную деятельность – игра. И это справедливо. Играя дети учатся.

Деятельностный подход. Мобильное обучение позволяет организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Взаимосвязь между участниками образовательного процесса. Осуществление совместной деятельности и познавательной рефлексии через мобильные устройства, которые позволяют выстраивать быструю и качественную коммуникацию между учителем и учениками.

Разнообразие. На сегодняшний день существует достаточно широкий выбор мобильных приложений или серверов для выбора учителя в разных педагогических ситуациях.

При апробации некоторых мобильных приложений мной были выявлены некоторые недостатки. Но сразу оговорюсь, что, на мой взгляд, они не такие уж и существенные. При желании разнообразить свою деятельность, смотивировать учащихся, увлечь их, эти недостатки можно прекрасно устранить.

Недостатки мобильного обучения:

бесперебойный доступ к Интернет посредствам Wi-Fi, либо с мобильных устройств учащихся. Как вариант решения данной проблемы – организация групповой работы;

при большом количестве скачивания тех или иных мобильных приложений возможна ситуация – ограничена flash-карты памяти мобильного телефона учащегося. Как решение – использование каких-то определенных конкретных приложений;

зарядка сотового телефон, есть сотовые телефоны, которые быстро разряжаются при подобной эксплуатации;

Далее, на слайде я привожу классификацию мобильных технологий, позаимствованную мной из творческой разработки "Школьная мобилизация. Навигатор по мобильному обучению" Ольги Алексеевны Пивненко и её творческой группы. Из таблицы видно, что те или иные мобильные технологии применимы на любом этапе урока: при рефлексии; при контроле усвоения знаний, коррекции; для самостоятельной работы учащихся; как творческий проект и самостоятельное получение знаний; при закреплении, обобщении, систематизации знаний; при применении знаний в новой ситуации; актуализация знаний; мотивация учебной деятельности учащихся; проверка домашнего задания.

Проведем небольшой обзор мобильных приложений и сервисов.

Nearpod (https://nearpod.com) – это онлайн-платформа, которая позволяет учителям создавать презентации, интерактивные задания и делиться этим с учениками во время урока. Результаты тестирования и опросов сохраняются и могут анализироваться в дальнейшем. Использование открытых вопросов в презентации призывают учеников глубже вникать в тему и высказывать своё мнение. Учащиеся могут оформлять свой ответ не только выбором одного из предложенных вариантов, но и собственным рисунком. Все это может быть поводом для насыщенных дискуссий и средством самовыражения.

Nearpod можно применять как для традиционных уроков в классе, так и для дистанционного обучения. Nearpod актуален для проверки полученных знаний и получения обратной связи.

Для применения есть приложение, доступное для скачивания бесплатно и регистрация в личном кабинете.

Quizizz (https://quizizz.com/) Позволяет пользователям максимально просто создавать интерактивные викторины за кратчайшие сроки.

Приложение Quizizz можно использовать на любом этапе урока. По итогам игры выводятся статистические материалы в формате *.xls. Можно организовать работу в группах. Такой вид работы можно организовать в конце изучения темы, использовать на внеклассном мероприятии.

Установка ограничения по времени и рейтинговая таблица у учащихся вызывает неподдельный интерес. Если в настройках вопросов включить показывать верный ответ, то учащиеся играя учится. И как правило просят еще раз пройти викторину.

Для применения нужна регистрация в личном кабинете. Ученикам в браузере перейти на сайт Quizizz.

Plickers (https://www.plickers.com/) – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Работает с применением QR-кодов, Plickers используется учителем на планшете или смартфоне совместно с компьютером. Камерой мобильного телефона учитель сканирует поднятые детьми карточки с QR-кодами по их мнению правильными ответами. Отвечая на вопрос, ученики поднимают карточку с выбором ответа. Учитель сканирует карточки мобильным устройством. На телефон и компьютер учителя передаются результаты. При этом сразу видно верно и неверно отвечающих учащихся (однако для детей это скрыто, но возможно проанализировать ответы каждого).

Приложение Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь. Приложение Plickers так же позволяет узнать рейтинг учащихся в классе (по убыванию или возрастанию).

Сам механизм использования Plickers настолько удобен, что позволяет учителю обеспечить немедленную обратную связь на любом этапе урока. Для проведения работы не нужен компьютерный класс или любая другая техника для учеников - только учительский планшет или смартфон.

Для верного сканирования карточек нужно заранее определить положение мобильного телефона учителя вертикально или горизонтально для верного прочтения карточек. Если телефон учителя располагается горизонтально, то карточка должна располагаться так, чтобы верный ответ был справа для учителя (слева для ученика). Для целого класса (не подгруппы) потребуется сканирование разных групп класс (по рядам), поэтому удобнее если в вопросах один верный ответ. Если Plickers применяется на уроке, а не на внеурочном мероприятии, то достаточно 10 вопросов.

Такая система годится для обзорного или итогового тестирования, для проведения формирующего оценивания. Это даёт возможность узнать о прогрессе всего класса.

Для применения есть приложение, доступное для скачивания бесплатно и регистрация в личном кабинете, карточки, скаченные с официального сайта с QR-кодами.

Mentimetr (https://www.mentimeter.com/) – сервис быстрых опросов во время уроков, лекций, семинаров. Достаточно дать код и учащиеся с помощью мобильных устройств смогут быстро ответить на поставленный вопрос, выскажут свое мнение, дадут оценку.

Результаты голосования могут отображаться в разном виде. Картинка на экране изменяется с добавлением каждого нового голоса, и эта динамика привлекает учеников. Сервис не персонифицированный, нельзя определить, какой ответ дал каждый ученик.

Данное приложение может быть полезно на этапе мозгового штурма, позволит провести содержательную и эмоциональную рефлексию.

Для применения есть приложение, доступное для скачивания бесплатно и регистрация в личном кабинете.

Рефлексию по сегодняшнему мероприятию мы проведем с помощью данного приложения.

Используемые источники:

О.А. Пивненко и др. Мобильные технологии. [http://inf548.blogspot.ru/2015/11/blog-post_16.html] / О.А. Пивненко и др.

О.А. Пивненкои др. "Школьная мобилизация". Навигатор по мобильному обучению. [http://inf548.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html] / О.А. Пивненкои др.

Сайт «Интерактивности. Webсервисы для образования» [https://sites.google.com/site/badanovweb2/home]

Сайт ГБОУ СОШ №548с углубленным изучением английского языка[http://sc548.ru/innov.html]/ Инновационная деятельность.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.