Статья «Дистанционное образование как способ самореализации педагога» (1–4 класс)
Дистанционное образование как способ самореализации педагога
Каждый человек имеет свое мнение на тему самореализации. Для кого-то «самореализация» означает материальный успех. Для других «самореализация» — это любить и быть любимым. Третьи же живут в относительной скромности и одиночестве, но чувствуют себя полностью реализовавшимися, потому что доказали теорию Пуанкаре.
Потребность в материальном достатке, в любви, в познании и признании – общеизвестные ступени популярной «пирамиды потребности» А. Маслоу. Все они бесконечно важны, так как отражают стадию развития личности человека в тот или иной момент жизни. Самореализация же, или желание человека раскрыть свой духовный потенциал, гордо занимает место на вершине пирамиды. Именно тот, кто смог найти себя, создать себя, реализовать свои таланты – по праву может считать себя истинно счастливым человеком.
Если я попрошу тебя, уважаемый читатель, рассказать о своем детстве, то, помимо родительского дома, ты непременно вспомнишь любимого школьного учителя. Того наставника и друга, который заложил в тебя все самое ценное, что у него было. Который любил тебя и свой предмет. Который верил в тебя. И ты своей детской душой знал, что это по-настоящему. Ты следовал за своим учителем и с годами сам раскрыл свой потенциал.
«Научить человеком быть счастливым нельзя, но воспитать человека так, чтобы он стал счастливым - можно». Это цитата всемирно известного педагога и писателя А. С. Макаренко передает весь глубокий смысл пути самореализации школьного учителя: истинный Педагог раскрывает свой духовный потенциал и обретает счастье тогда, когда раскрывает свой потенциал и обретают счастье его ученики.
Действительно, то, насколько успешен учитель отражают результаты его учеников. Здесь я имею в виду, совсем не отметки. Не баллы за ВПР, ГИА или ЕГЭ. Под «результатами» учеников я подразумеваю их целеустремленность, активность, амбициозность, трудолюбие, коммуникабельность, стойкость к неудачам, умение нести ответственность, общая эрудированность, самообладание, личный авторитет, умею сопереживать, уважать и любить. Именно в формировании всесторонней развитой личности и заключается миссия школьного учителя. «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», - сказал древнегреческий писатель и философ Плутарх.
Как же «зажечь факел»? Как помочь ученикам раскрыть свой потенциал? Может быть, нужно просто придерживаться ГОСС или других образовательных стандартов? Может быть, существует некая секретная «формула успеха», которую можно скопировать в свою педагогическую работу и воспитывать счастливых детей?
Очевидно, универсального инструментария не существует. У всех учителей разные подходы, но есть одна «вещь», которая выделяет по-настоящему Великих учителей. Независимо от методик. Основа основ. Эта «вещь» - отношение.
Нельзя скопировать отношение. Нельзя у коллеги «взять на вооружение» любовь к детям. Любовь либо есть, либо ее нет.
Дети очень чуткие создания. Дети «не идут» за педагогом, который просто что-то» бубнит себе под нос». Дети чувствуют неискренность. Они чувствуют, когда с ними разговаривают потому, что «так написано в регламентах». И понимают, когда им отдают душу. Мы привыкли об этом не говорить. Мы привыкли делать вид, что все нормально. Но дети это чувствуют.
Великий педагог начинается не с педагогического ВУЗа, не с книг и тестов. Великий педагог начинается с ответа на вопрос «ПОЧЕМУ?» где-то в глубине своей души.
Обобщая все вышесказанное и проецируя это на сегодняшнюю действительность, на современные технологии в образовании я, как учитель начальных классов, заявляю, что являюсь противником дистанционного образования. Формат взаимодействия «вот блок заданий – реши их до вторника и получишь новый блок заданий» не работает в начальной школе, т.к. противоречит самой природе педагогики. «Зажечь факел» по Skype невозможно, как невозможно и раскрыть потенциал учеников в личном кабинете платформы «ЯКласс». Когда я встречу учителя, который смог выразить свою любовь к детям через ZOOM – я обязательно уведомлю тебя, уважаемый читатель.
Безусловно, дистанционное образование имеет свою ценность, но не для детей, а для взрослых учеников. Студенты могут получать образование без отрыва трудовой деятельности. Нет необходимости выезжать в учебное заведение. Обучающиеся могут самостоятельно выбирать время и место для работы с учебным материалом. У студентов повышается уровень осознанного отношения к учебе, они начинают чувствовать личную ответственность за результат.
Очевидно, что все эти аргументы «ЗА» не имею никакого отношения к детям 6-12 лет. Ребенок в этом возрасте ощущает острую потребность в коллективе сверстников. Ему нужно найти выход своей безграничной энергии. Его нужно заинтриговать эмоциональной окраской голоса учителя. Ему нужно показать, как сильно учитель его любит.
В заключении я хочу сказать, что мысли, изложенные в этом эссе, имеют отношение не только к профессии учителя. Каждый человек в глубине своей души должен ответить на вопрос «ПОЧЕМУ? Почему я делаю то, что делаю?». Кому-то для ответа потребуется секунда, а кому-то и целого года будет мало. Так или иначе, ответы найдутся.
«Я не окна мою, я делаю так, чтобы люди улыбались солнцу сквозь чистые стекла», – скажет уборщик.
«Я не камни дроблю, я строю вон тот храм», – скажет рабочий.
«Я не урок математики веду, я воспитываю детей так, чтобы они были счастливы в жизни», – скажет Учитель.