Статья «Дистанционный конкурс как одна из возможностей дополнительного образования»
Дистанционный конкурс как одна из возможностей дополнительного образования.
В современной жизни информационные технологи приобретают все большее значение в жизнедеятельности человеческого общества. Пандемия коронавируса 2020 года не только подтвердила это, но и ясно показала огромную значимость компьютерных технологий для образовательной среды. Из-за режима самоизоляции общество было вынуждено подстраиваться к новым условиям существования, а профессиональная и общественная жизнь, пусть и с ограничениями, должна была продолжиться, приняв другие формы.
Ежегодно с целью выявления и поддержки талантливых обучающихся области в области технологии конструирования и моделирования одежды отдел «Образовательный комплекс «Галатея» ООДТДМ им. В. П. Поляничко проводит областной конкурс допрофессионального мастерства «Храбрый портняжка» (далее – Конкурс).
В новых условиях было решено организовать его не в очном, а в заочном формате. По условиям Конкурса личное присутствие участников не требовалось. Любой из них, независимо от места проживания, мог с помощью Интернета отправить организаторам видеозапись или фото своей творческой работы. Главное, чтобы она соответствовала всем требованиям Конкурса.
В 2021 году участниками Конкурса стали 82 учащихся 12 – 17 лет образовательных организаций из 11 территорий Оренбургской области: Кувандыкского, Соль-Илецкого, Сорочинского городских округов; Новоорского, Оренбургского, Саракташского, Тоцкого, Тюльганского районов; гг. Оренбурга, Орска, Бузулука, развивающих направления деятельности «детские театры моды», «студии костюма», «детские объединения по пошиву, конструированию и моделированию» (одежды, головных уборов, аксессуаров и т. д.). Конкурс проходил по следующим номинациям: «Золотой наперсток», «Макетирование», «Юный художник – модельер», «Бал шляпок», «Защита проекта «От идеи до модели».
Участникам Конкурса предлагалось самостоятельно (без помощи взрослых) выполнить задание, сделать фото или презентацию выполненной работы, разместить в социальных сетях и прислать организаторам на электронную почту ссылку. Конкурс оценивало компетентное жюри. По результатам просмотра жюри оценивало творческие работы. Все полученные от членов жюри таблицы обрабатывались и обобщались. Затем выстраивался рейтинг участников в соответствии с выставленными баллами.
В номинации «Золотой наперсток» учащимся предлагалось выполнить элемент (фрагмент) изделия по теме:
- обработка втачного вотротника - стойки для возрастной категории 12-14 лет;
- обработка отложного воротника с цельнокройной стойкой для возрастной категории 15-17 лет.
Для выполнения задания они получили технологическую карту. Обязательное условие – выполнение задания самостоятельно (без помощи взрослых). По окончании работы участники выслали организатором презентацию (5-6 фото) с поэтапным выполнением задания и ссылку на видео, подтверждающее самостоятельное выполнение задания участником.
Во время проведения состязаний в номинации «Макетирование» (муляжный метод) учащимся было предложено выполнить модель на манекене из ткани (ткань при необходимости разрешалось кроить и накалывать на манекен с использованием булавок). После выполнения задания участники высылали организаторам: презентацию (4 фото) готового макета с четырех разных ракурсов (полочка, спинка, левая сторона макета, правая сторона макета) и ссылку на видео, подтверждающее самостоятельность выполнения задания.
В номинации «Защита проекта «От идеи до модели» участники представляли исследовательский проект по теме «Технология и эстетика» (стремление к красоте и научному прогрессу: создание инновационных форм, применение новых методов при моделировании и проектировании одежды, использование нетрадиционных материалов, формообразование костюмов на основе новых инновационных решений) по направленностям «Проектирование и изготовление аксессуара гардероба» и «Проектирование и изготовление изделия».
При оценивании исследовательских проектов жюри не могло в полной мере рассмотреть творческий продукт проекта (при очном проведении готовый продукт проекта демонстрировался членам жюри).
В номинации «Юный художник – модельер» участниками выполнялся эскиз костюма на листе формата А4 в любой технике на тему «Технология и эстетика», ссылка на фото или сканированное изображение эскиза высылались организаторам. Надо отметить, что при оценивании некоторых работ у членов жюри возникло сомнение в достоверности самостоятельного выполнения задания конкурсантами.
В номинации «Бал шляпок» участники представляли ссылку на фото головного убора с разных ракурсов и концепцию конкурсной работы.
По итогам Конкурса состоялся вебинар «Итоги областного конкурса допрофессионального мастерства «Храбрый портняжка». В ходе вебинара члены жюри поделились своими впечатлениями, дали рекомендации о выполнении и техническом исполнении конкурсных работ, рассказали о перспективах победителей – участие в проекте «Билет в будущее» в рамках Национального чемпионата WoldSkills Russia, компетенция «Технология моды».
Анализ проведения Конкурса в заочном формате показал, с одной стороны, преимущества:
- увеличение временных рамок конкурса, что позволяет членам жюри более детально оценить творческие работы конкурсантов;
- отсутствие финансовых затрат на транспортные расходы.
Но, с другой стороны, при дистанционном формате выявлены следующие трудности:
- отсутствие возможности у членов жюри наблюдать процесс работы в режиме реального времени;
- определение степени самостоятельности выполнения задания;
- детальное рассмотрение полученной модели;
- недостаток непосредственного общения членов жюри с конкурсантами;
- выбор подходящего времени для всех членов жюри для коллективного выставления оценок конкурсантам;
- отсутствие технических возможностей (доступ к Интернету, компьютер).
Однако скорость изменения мира огромна. И она требует от человека своевременной и адекватной реакции на изменения. Дистанционные конкурсы являются одной из эффективных возможностей дополнительного образования, способствующей воспитанию креативного и мобильного поколения будущего.