Дистанционное обучение иностранным языкам. Образовательная практика
Дистанционное обучение иностранным языкам
Образовательная практика
Исполнитель:
Евдакименко Виктория Викторовна,
Введение
Роль иностранного языка как средства межкультурной коммуникации возрастает в современном мире. В современном образовании интенсивнее применяются Интернет-ресурсы, дистанционное обучение, информационные технологии.
Глобальная информатизация всех сфер деятельности современного общества, постоянное развитие и усложнение информационно-коммуникационных технологий ведет к необходимости их раннего изучения и применения как эффективного средства обучения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» предусматривает реализацию мероприятий для развития единого образовательного пространства, обеспечивающего поэтапный переход к новому уровню и качеству образования на основе новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Только при систематическом методически обоснованном использовании ИКТ (от урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения) возможно повысит качества школьного образования и обеспечить развитие единого открытого образовательного пространства с ориентацией на индивидуальные особенности и потребности учащихся [1].
Дистанционное обучение – это одна из современных методик обучения с использованием ИКТ. Дистанционное обучение (или – ДО) – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [2, с. 130].
А. А. Андреев выделяет следующие ключевые особенности дистанционного обучения:
- гибкость – график занятий, их длительность и особенности полностью определяются самими учащимися, которые уделяют предмету столько времени, сколько им необходимо для усвоения материала;
- модульность – способность формировать учебный план в соответствии с индивидуальными или групповыми потребностями обучающихся;
- параллельность – ДО может быть совмещено с процессом основной учебной деятельности;
- дальнодействие – значительная территориальная удаленность учащихся не является проблемой;
- асинхронность – учитель и студент могут работать по удобному для каждого графику, причем обратная связь не обязательно налаживается в процессе реального времени;
- охват – количество учащихся практически не ограничено;
- рентабельность – доказанная экономическая эффективность ДО;
- акцент на преподавателя – роль преподавателя существенно изменена;
- акцент на обучающегося – к учащимся предъявляются несколько иные требования, нежели при стандартной схеме обучения;
- использование ИКТ – ИКТ являются не просто вспомогательным, но основным инструментом ДО;
- социальность – в некоторой степени снимается социальная напряженность, так как все учащиеся получают одинаковые возможности;
- интернациональность – возможность импорта и экспорта образовательных услуг [2].
Все перечисленные ключевые особенности можно отнести к плюсам использования дистанционного обучения.
Практическая часть – описание практики
Цель применения практики: способствовать эффективности усвоения образовательного материала на уроках английского языка с использованием дистанционного обучения.
Задачи:
усилить интенсивность урока с помощью использования ИКТ;
использовать ИКТ как средство повышения мотивации учащихся в изучении английского языка;
формировать навыки у учащихся в использовании ИКТ, развивать их творческий потенциал.
Целевая группа: обучающиеся
Содержание деятельности по реализации практики: При обучении иностранному языку в школе используются элементы технологии дистанционного обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета и ведет к овладению иноязычной компетенцией. Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Ресурсное обеспечение реализации практики:
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме учителю необходимо использовать: электронную почту, ресурсы мировой сети Интернет.
Для создания дистанционных уроков в своей работе учитель может использовать следующие сервисы: EDpuzzle, PlayPosit, Wizer.Me, Hapyak.
За основу можно брать видео с YouTube, Vimeo, ТЭД-Ed, и др., а также загружать со своего ПК. На основе одного видео можно создать интерактивную викторину с открытыми вопросами или с выбором одного ответа из нескольких, дать голосовые комментарии и пояснения к видеосюжету или целиком его озвучить. Есть возможность создавать классы и отслеживать, кто из учеников просмотрел видео и как справился с предложенными заданиями. Можно работать с интерактивным учебным видео в режиме тренажера, без регистрации в сервисе. Интерактивными видео можно делиться. Все это дает возможность организовать групповую работу в сервисе, как в урочное, так и во внеурочное время.
Необычным способом реализации дистанционного обучения является веб-квест, в котором учащиеся ищут решение определенной проблемы или задачи, используя ссылки на веб-ресурсы, учебники и книги. Веб-квест можно создать на платформах jimdo.com и google.
Для организации совместной работы учеников в сети Интернет, возможно использование сервиса WikiWall. Данный сервис помогает создать современную образовательную стенгазету по любой теме.
Во внеурочной деятельности кроме различных мероприятий (игр, викторин, предметных недель и др.), в реализации которых дистанционные технологии играют немаловажную роль, особое внимание можно уделить олимпиадной подготовке учащихся.
Опыт применения: Во время проведения уроков учитель может использовать отдельные элементы дистанционных технологий по различным темам.
Примеры использования сервисов автора практики:
«День Благодарения» – https://edpuzzle.com/media/57e6c1aec84310d07e02b6c7
«Рождество в Великобритании» – https://www.playposit.com/share/238845/477968
«Rudyard Kipling «If»» – https://app.wizer.me/preview/IWEFN
«Англоговорящие страны» – http://www.hapyak.com/portal/viewer/9b74e06be309b8bce
« Halloween» – https://ed.ted.com/on/l4zszxmA
«Family» – http://webqest- languages.jimdo.com/introduction
« English is fun» – http://wikiwall.ru/wall/ce9f050c040477a6735ea87625d184b4
«Christmas in Britain» - https://ed.ted.com/on/66X96KHu
Полученные результаты реализации практики: Дистанционное обучение в школе – идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у обучающихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления.
В связи с этим отмечаются:
Позитивная динамика уровня обученности обучающихся;
Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся;
Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней («Всероссийский интеллектуальный турнир по страноведению Великобритании», «Всероссийская онлайн-викторина «Some facts about Great Britain»», Интернет-викторина «It is all about England», «Открытая российская интернет-олимпиада по английскому языку», «Викторина «Jane Eyre Quiz», Международная олимпиада «Инфоурок» 2020-2021 по английскому языку».)
Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету (проектов, исследований, рефератов и др.).
Достижению высокой результативности как личной педагога, так и образовательной деятельности его обучающихся во многом способствует своевременное повышение квалификации педагога. В рамках подготовки и применения данной практики было пройдено обучение с целью повышения квалификации педагога: ««Дистанционное (электронное) обучение в общеобразовательной организации» (ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования МПРФ» г. Москва, 72 часа.)
Опыт работы представлен В сборнике материалов региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин в школе и вузе», «Дистанционное обучение ИЯ».
Перспективы использования: В настоящее время школы России проводят апробацию системы дистанционного обучения (СДО), целью которой является организация дистанционной формы обучения, дополнительной системы поддержки учебного процесса для создания электронных обучающих материалов, администрирования и оценки успеваемости в рамках изучаемой дисциплины, проведение консультаций. Актуальность применения дистанционных технологий кроется еще и в специфике региона, где обучающиеся достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится формой обучения для всех участников образовательного процесса.
Список использованной литературы:
1. Зырянова, Е. В. Дистанционные технологии как средство обучения английскому языку одаренных школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Зырянова // Электронный научный журнал «Наука и перспективы» № 1 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-obucheniya-angliyskomu-yazyku-odarennyh-shkolnikov, 2016, свободный.
2. Истомин А. А Роль дистанционного обучения в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс] / А. А. Истомин // Гуманитарные науки. Педагогика и психология, выпуск 9 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-distantsionnogo-obucheniya-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov, 2013, свободный.
2