ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ


Глобальная информатизация всех сфер деятельности современного общества, постоянное развитие и усложнение информационно-коммуникационных технологий ведет к необходимости их раннего изучения и применения как эффективного средства обучения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусматривает реализацию мероприятий для развития единого образовательного пространства, обеспечивающего поэтапный переход к новому уровню и качеству образования на основе новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Только при систематическом методически обоснованном использовании ИКТ (от урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения) возможно повысит качества школьного образования и обеспечить развитие единого открытого образовательного пространства с ориентацией на индивидуальные особенности и потребности учащихся [1].      

Дистанционное обучение – это одна из современных методик обучения с использованием ИКТ. Дистанционное обучение (или – ДО) – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [2, с. 130].

А. А. Андреев выделяет следующие ключевые особенности дистанционного обучения:

- гибкость – график занятий, их длительность и особенности полностью определяются самими учащимися, которые уделяют предмету столько времени, сколько им необходимо для усвоения материала;

- модульность – способность формировать учебный план в соответствии с индивидуальными или групповыми потребностями обучающихся;

- параллельность – ДО может быть совмещено с процессом основной учебной деятельности;

- дальнодействие – значительная территориальная удаленность учащихся не является проблемой;

- асинхронность – учитель и студент могут работать по удобному для каждого графику, причем обратная связь не обязательно налаживается в процессе реального времени;

- охват – количество учащихся практически не ограничено;

- рентабельность – доказанная экономическая эффективность ДО;

- акцент на преподавателя – роль преподавателя существенно изменена;

- акцент на обучающегося – к учащимся предъявляются несколько иные требования, нежели при стандартной схеме обучения;

- использование ИКТ – ИКТ являются не просто вспомогательным, но основным инструментом ДО;

- социальность – в некоторой степени снимается социальная напряженность, так как все учащиеся получают одинаковые возможности;

- интернациональность – возможность импорта и экспорта образовательных услуг [2].

Все перечисленные ключевые особенности можно отнести к плюсам использования дистанционного обучения.

Однако активное применение дистанционного обучения в школе является затруднительным. К дистанционному изучению предметов пока не готовы учителя, учащиеся и их родители. Следовательно, внедрение ИКТ и дистанционных технологий может дополнять, а не заменять основное обучение. Дистанционное обучение поможет в организации индивидуально ориентированного образования, которое может быть представлено дополнительными занятиями, консультациями, что повысит мотивацию и навыки самостоятельной работы.

При обучении иностранному языку в школе можно использовать дистанционное обучение, что повысит мотивацию к изучению предмета и ведет к овладению иноязычной компетенцией.

Для создания дистанционных уроков в своей работе учитель может использовать следующие сервисы: EDpuzzle, PlayPosit, Wizer.Me, Hapyak.

За основу можно  брать видео с YouTube, Vimeo, ТЭД-Ed, и др., а также загружать со своего ПК. На основе одного видео можно создать интерактивную викторину с открытыми вопросами или с выбором одного ответа из нескольких, дать голосовые комментарии и пояснения к видеосюжету или целиком его озвучить. Есть возможность создавать классы и отслеживать, кто из учеников просмотрел видео и как справился с предложенными заданиями. Можно работать с интерактивным учебным видео в режиме тренажера, без регистрации в сервисе. Интерактивными видео можно делиться. Все это дает возможность организовать групповую работу в сервисе, как в урочное, так и во внеурочное время.

Необычным способом реализации дистанционного обучения является веб-квест, в котором учащиеся ищут решение определенной проблемы или задачи, используя ссылки на веб-ресурсы, учебники и книги. Веб-квест можно создать на платформах jimdo.com и google.

Для организации совместной работы учеников в сети Интернет, возможно использование сервиса WikiWall. Данный сервис помогает создать современную образовательную стенгазету по любой теме.

При использовании всех этих форм ученики оказываются максимально вовлеченным в учебный процесс. Вместе с этим, осуществляются образовательные возможности, а именно с помощью сервисов можно создавать обучающие видеоролики различной тематики, организовать опрос и тестирование учащихся.

Примеры использования сервисов автора статьи:

  • «День Благодарения» – https://edpuzzle.com/media/57e6c1aec84310d07e02b6c7
  •  «Рождество в Великобритании» – https://www.playposit.com/share/238845/477968
  • «Rudyard Kipling «If»» – https://app.wizer.me/preview/IWEFN
  • «Англоговорящие страны» – http://www.hapyak.com/portal/viewer/9b74e06be309b8bce
  • « Halloween» – https://ed.ted.com/on/l4zszxmA 
  • «Family» – http://webqest-languages.jimdo.com/introduction
  • « English is fun» – http://wikiwall.ru/wall/ce9f050c040477a6735ea87625d184b4

ЛИТЕРАТУРА

1. Зырянова, Е. В. Дистанционные технологии как средство обучения английскому языку одаренных школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Зырянова  // Электронный научный журнал «Наука и перспективы» № 1 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-obucheniya-angliyskomu-yazyku-odarennyh-shkolnikov, 2016, свободный.

2. Истомин А. А Роль дистанционного обучения в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс] / А. А. Истомин // Гуманитарные науки. Педагогика и психология, выпуск 9 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-distantsionnogo-obucheniya-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov, 2013, свободный. ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.