Глобальная информатизация всех сфер деятельности современного общества, постоянное развитие и усложнение информационно-коммуникационных технологий ведет к необходимости их раннего изучения и применения как эффективного средства обучения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусматривает реализацию мероприятий для развития единого образовательного пространства, обеспечивающего поэтапный переход к новому уровню и качеству образования на основе новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Только при систематическом методически обоснованном использовании ИКТ (от урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения) возможно повысит качества школьного образования и обеспечить развитие единого открытого образовательного пространства с ориентацией на индивидуальные особенности и потребности учащихся [1].
Дистанционное обучение – это одна из современных методик обучения с использованием ИКТ. Дистанционное обучение (или – ДО) – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [2, с. 130].
А. А. Андреев выделяет следующие ключевые особенности дистанционного обучения:
- гибкость – график занятий, их длительность и особенности полностью определяются самими учащимися, которые уделяют предмету столько времени, сколько им необходимо для усвоения материала;
- модульность – способность формировать учебный план в соответствии с индивидуальными или групповыми потребностями обучающихся;
- параллельность – ДО может быть совмещено с процессом основной учебной деятельности;
- дальнодействие – значительная территориальная удаленность учащихся не является проблемой;
- асинхронность – учитель и студент могут работать по удобному для каждого графику, причем обратная связь не обязательно налаживается в процессе реального времени;
- охват – количество учащихся практически не ограничено;
- акцент на преподавателя – роль преподавателя существенно изменена;
- акцент на обучающегося – к учащимся предъявляются несколько иные требования, нежели при стандартной схеме обучения;
- использование ИКТ – ИКТ являются не просто вспомогательным, но основным инструментом ДО;
- социальность – в некоторой степени снимается социальная напряженность, так как все учащиеся получают одинаковые возможности;
- интернациональность – возможность импорта и экспорта образовательных услуг [2].
Все перечисленные ключевые особенности можно отнести к плюсам использования дистанционного обучения.
Однако активное применение дистанционного обучения в школе является затруднительным. К дистанционному изучению предметов пока не готовы учителя, учащиеся и их родители. Следовательно, внедрение ИКТ и дистанционных технологий может дополнять, а не заменять основное обучение. Дистанционное обучение поможет в организации индивидуально ориентированного образования, которое может быть представлено дополнительными занятиями, консультациями, что повысит мотивацию и навыки самостоятельной работы.
При обучении иностранному языку в школе можно использовать дистанционное обучение, что повысит мотивацию к изучению предмета и ведет к овладению иноязычной компетенцией.
Для создания дистанционных уроков в своей работе учитель может использовать следующие сервисы: EDpuzzle, PlayPosit, Wizer.Me, Hapyak.
За основу можно брать видео с YouTube, Vimeo, ТЭД-Ed, и др., а также загружать со своего ПК. На основе одного видео можно создать интерактивную викторину с открытыми вопросами или с выбором одного ответа из нескольких, дать голосовые комментарии и пояснения к видеосюжету или целиком его озвучить. Есть возможность создавать классы и отслеживать, кто из учеников просмотрел видео и как справился с предложенными заданиями. Можно работать с интерактивным учебным видео в режиме тренажера, без регистрации в сервисе. Интерактивными видео можно делиться. Все это дает возможность организовать групповую работу в сервисе, как в урочное, так и во внеурочное время.
Необычным способом реализации дистанционного обучения является веб-квест, в котором учащиеся ищут решение определенной проблемы или задачи, используя ссылки на веб-ресурсы, учебники и книги. Веб-квест можно создать на платформах jimdo.com и google.
Для организации совместной работы учеников в сети Интернет, возможно использование сервиса WikiWall. Данный сервис помогает создать современную образовательную стенгазету по любой теме.
При использовании всех этих форм ученики оказываются максимально вовлеченным в учебный процесс. Вместе с этим, осуществляются образовательные возможности, а именно с помощью сервисов можно создавать обучающие видеоролики различной тематики, организовать опрос и тестирование учащихся.