Теория и практика дистанционного обучения
«Теория и практика дистанционного обучения учащихся».
Выполнила Краутер Ирина Юрьевна – учитель начальных классов МКОУ Палецкой СОШ
В настоящее время школьное образование предполагает большой выбор форм и видов дистанционного обучения:
1)индивидуальные электронные курсы;
2)коллективные видеоконференции, чат – классы в рамках учебного онлайн – процесса;
3)асинхронные формы, когда обучающиеся на общих образовательных платформах в различное время оставляют свои вопросы и ожидают обратной связи.
«Минусы» дистанционного обучения:
1.Информация, предоставляемая обучающимся, требует от них самостоятельного осмысления.
2.Большая для учителя трудозатратность, чем при традиционной форме обучения.
3.Жесткий временной режим: дети должны получать задания и быстро отправлять их выполненными, чтобы успеть уложиться в рамки урока.
4.Низкая мотивация некоторых учащихся; как следствие дети часто отвлекаются, иногда теряют нити хода урока и сбивают темп занятия, что плохо сказывается на их знаниях и успеваемости.
Работаю учителем начальных классов. В обучении с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) я использовала различные организационные формы учебной деятельности: видеолекции, аудиофайлы, консультации, формативные работы, суммативное оценивание за раздел и четверть. Самостоятельная работа обучающихся может включать такие формы (элементы) ДО: работа с электронным учебником, просмотр видеолекций, прослушивание аудиофайлов, компьютерное тестирование, изучение учебных и методических материалов, которые отправляет обучающимся учитель. Консультации учителя учащиеся получает по электронной почте, в отправляемых аудиофайлах или видеофайлах. Из способов проведения занятий могу выделить те, которые в основном применяла: онлайн – занятия, кейс – технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием чатов WhatsApp. В начале урока проводила приветствие, перекличку. Затем краткий анализ выполненных учащимся самостоятельных заданий, приготовленных к данному уроку. Для активности обычно применяла видеофайл, презентацию, аудиофайл или проблемные вопросы. Новую тему изучали при помощи презентаций, интерактивных заданий. Для более углубленного изучения темы давала ссылки на задания для самостоятельной работы. Обратная связь в форме рефлексии, творческих заданий.
Кейс – технологии, которые разработала к каждому уроку, построила следующим образом: теоретический, практический материал, итоговое задание, инструкция по работе с кейсом, рефлексия. В отведенное время мы вполне укладывались. Трудности заключались в том, что учащиеся фотографировали и отправляли учителю каждое выполненное ими задание в тетради (и на занятии, и дома). Качество этих фотографий оставляет желать лучшего. И большой объем проверки этих заданий учителем. Поэтому основную часть заданий отправляла учащимся в текстовом документе Word (например, вставить буквы, расставить знаки препинания и т.д.). Затем обратная связь: дети отправляли мне этот же текстовый документ Word с выполненными заданиями.Наши занятия проходили активно, я видела, что детям нравятся мои кейсы с заданиями, они старались быстро их выполнить и тут же отправить мне. В обязательном порядке давалась обратная связь. В качестве рефлексии использовала синквейн, хокку, диаманту, трехминутное эссе, выбор афоризма, лестницу успеха и др. Надо отметить, что дети, которые учились в основном на «3», раскрылись в процессе ДО с лучшей стороны: они старательно выполняли задания, творческие работы, проекты и повысили свое качество знаний.
На мой взгляд, чтобы добиться хороших результатов при дистанционном обучении:
1.Должна быть организована единая электронная образовательная среда, которая будет обеспечивать взаимодействие всех пользователей; регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов; поддержку участников учебной деятельности с помощью дистанционных технологий; мониторинг дистанционного учебного процесса.
2.Учебный процесс при ДО должен проходить в разных режимах: а)online, когда урок проводится в реальном времени с использованием ИКТ; б)в асинхронном формате, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время.