Теория и практика дистанционного обучения
Лапко Ирина Валентиновна,
учитель математики,
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Школа № 80 города Донецка»
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению дистанционного обучения и практика его применения при преподавании математики в общеобразовательном учебном заведении.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, математика, интернет, компьютер
Существуют различные определения дистанционного обучения. «Дистанционное образование - это самостоятельная познавательная деятельность, отличающаяся открытым доступом к образовательным ресурсам, обеспечиваемым информационными технологиями и средствами телекоммуникаций». Здесь подменяется понятие дистанционного образования с самообразованием с использованием сети Интернет, что приводит к недооценке интерактивной образовательной коммуникации как компонента ДО.
К наиболее точным, можно отнести следующие определения ДО.
Дистанционное образование - это форма образования, при которой образовательная коммуникация осуществляется по преимуществу опосредованно на расстоянии на основе использования самых разнообразных видов связи и средств (Овсянников В.И. ).
Дистанционное образование - это форма образования, отличающаяся от других форм способом получения (предоставления) образования или характером образовательной коммуникации, осуществляемой в основном опосредованно на расстоянии (Чефранова А. О.).
Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, реализуемое всеми присущими учебному процессу компонентами (целями, содержанием, методами, организационными формами, средствами обучения), специфичными средствами Интернет-технологий или прочими, предусматривающими интерактивность (Моисеева М.В., Полат Е.С.).
Исходя из этих определений ДО, меняется и методика дистанционного обучения. В настоящее время многие государственные учебные заведения используют «Методику применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ» (методику ДОТ), утвержденную 18 декабря 2002 года. К основным дистанционным образовательным технологиям в методике ДОТ причисляются кейсовая технология, Интернет-технология, телекоммуникационная технология.
Реально на практике массово, т. е. обучение всех учащихся стало дистанционным в связи с карантинными мероприятиями в 2020 году. В связи с введением на территории Донецкой Народной Республики режима повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса с 14.03.2020 года возникла необходимость внести изменения и в образовательный процесс, и дистанционное обучение стало единственно возможным на определенных временных этапах. И тут возникли значительные проблемы, не только у учащихся, а и у их родителей, и у учителей. Одно дело, когда дистанционно можно поработать с одним учеником или с группой одаренных учащихся, выполняющих какую – либо исследовательскую работу. Другое - когда необходимо продолжить образовательный процесс не в ущерб здоровью детей и, конечно, не в ущерб выполнению рабочей программы по предмету.
Как показал опыт, на уроках математики с помощью компьютеров можно показать прикладную и практическую направленность предмета и осуществлять индивидуальный подход на качественно новом уровне. Но перед учителем возник и ряд проблем:
- как организовать обучение математике, чтобы повысить уровень усвоения учебного материала и уровень самостоятельности учащихся;
- по каким критериям необходимо осуществлять отбор содержания учебного материала;
- какую дистанционную технологию использовать для организации обучения, и какие средства;
- как организовать самостоятельную деятельность учащихся с учетом их умений и навыков, и с учетом технических возможностей.
Всему можно научиться, были бы созданы условия для этого. Не все общеобразовательные учреждения в достаточной степени оснащены такими техническими средствами как телекоммуникации, аудио и видеозаписи, учебное радио, локальные и глобальные компьютерные сети. Не каждый учитель подготовлен практически и психологически к такой работе. Безусловно, значительные проблемы имеют и учащиеся, у которых нет возможности пользоваться не только сетью Интернет, но и компьютером. Но опыт – великая сила, и он у нас уже есть.
На сегодняшний день важно и технически оснастить учебные заведения, и подготовить педагогов для работы с современными технологиями.
Дистанционные технологии результативно применимы и при организации очного обучения. Поэтому информатизация играет ведущую роль в современном образовательном процессе, она эффективно применяется не столько в передаче знаний, как в организации саморазвития ученика.
Таким образом, дистанционное обучение - это требование времени, и оно может сыграть свою положительную роль в повышении качества математического образования учащихся и в повышении квалификации педагогов.
Список литературы:
1.Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 315 с.
2. Мылова, И.Б. Методика организации работы с дистанционными ресурсами : метод. пособие / И. Б. Мылова, Т. М. Прокофьева ; науч. ред. И. Б. Мылова. - Санкт-Петербург : СПб АППО, 2010. - 41 с. : табл. 29.
3. Никуличева Н.В. Дистанционное обучение: организационные формы для работы с обучающимися // Справочник заместителя директора школы. – М., 2016. – № 4 – С. 52-57.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
..
Соколова Елена Борисовна
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА
Соколова Елена Борисовна