Теория и практика дистанционного обучения

5
2
Материал опубликован 21 July 2021 в группе


Система дистанционного образования на платформе MOODLE.
PDF / 1.02 Мб

Знакомство с системой ДО гимназии 104Теория и практика дистанционного обучения учащихся



Аннотация


В данной работе представлен опыт дистанционного обучения (ДО) учащихся общеобразовательной гимназии на платформе MOODLE. Описаны ключевые моменты обучения в школьной системе ДО. Приведен анализ личного опыта удаленного обучения в период карантина

Ключевые слова: дистанционное обучение (далее ДО), образование, дистанционные технологии, платформа ДО, MOODLE

Понятие Дистанционного обучения в его современном понимании появилось в начале 1990-х гг., когда дистанционная форма обучения делала лишь первые робкие шаги и многие сводили его к возможности использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью существующих на тот момент общедоступных электронных средств связи. В РФ дистанционное образование организационно появилось 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, который позволил официально проводить эксперименты в сфере онлайн образования. Но до весны 2020 года Дистанционное Образование можно было отнести к категории возможной организации образования «по желанию». В связи с объявлением Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) пандемии и всеобщего карантина как средства борьбы с ней, ДО стало единственно возможным вариантом обучения для огромной части населения всего мира. Опыт преподавателей и существующие на тот момент технологии пришлось в экстренном порядке адаптировать для использования в общеобразовательных школах, для тех, кого казалось вообще не мыслимо учить на расстоянии, для получения начального (малыши, которые только учатся учится писать и читать), основного общего (подростки, для которых четыре стены двадцать четыре часа в сутки - суровое испытание), среднего образования (молодые люди, выпускники, готовящиеся к поступлению в ВУЗы). Каждый регион, каждое муниципальное образование, школа, лично каждый педагог оказались перед огромной пропастью, разделившей их с любимыми учениками, и эту пропасть, в любом случае, нужно было преодолевать используя те средства, что были и начали срочно появляться «под рукой» общества. А что было общедоступно на тот момент? Несколько общероссийских порталов, которые в «мирное время», казалось, были апробированы и служили верой и правдой для сопровождения учебного процесса в школе, рекомендованные департаментами всех уровней и работающие во многих уже школах Дневник.ру, Якласс, Российская электронная школа, Яндекс.учебник, Учи.ру и др.), онлайн чаты мессенджеров, Google с его таблицами и формами, возникший, как мановению волшебной палочки и ставший выручалочкой бесплатный сервис проведения видеоконференций, ZOOM.

Мостики были возведены, учебный год во время пандемии удалось закончить, так или иначе. Знания были детям опосредованно переданы в личное пользование, выпускники реализовали свои планы, но грядущий учебный год 2020-2021 не обещал спокойной жизни и возврата к традиционным формам обучения. Полученный опыт проведения занятий во время весенней «удаленки» позволял понимать, что «продержаться» можно, но при этом, именно «продержаться» с огромными организационными издержками. Главная проблема состояла в том, что даже качественные инструменты Дистанционного обучения не дают целостности процесса, который обеспечивает система каждой отдельной школы, личная система каждого педагога на своем месте.

Решение было найдено - создание школьных систем Дистанционного обучения. Деловыми партнерами нашей гимназии, компанией «Тандем» была разработана внутришкольная система Дистанционного обучения на платформе Moodle.

Moodle — система управления курсами представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.

Использование в дизайне стартовой станицы Системы ДО логотипа и эмблемы гимназии уже обеспечивает психологический комфорт и дружественность интерфейса для учеников. Система ДО привлекательна, не только тем, что обеспечивает существенно более качественный результат работы за счет возможности объединения многих инструментов ДО в одном уроке, но и тем, что обучающиеся в рабочем порядке приобретают опыт и навыки работы в целостной и информационно-безопасной цифровой среде.

Что бы приступить к работе в школьной системе ДО любого пользователя системы необходимо авторизоваться. Для учителей и учеников гимназии для входа на платформу были сгенерированы персональные логины и пароли. Также можно было авторизовать родителей учеников для контроля за учебой детей.

Авторизацию на платформе можно сравнить с пересечением турникета на входе в школу, когда участник образовательного процесса оказывается в знакомом учебном пространстве, в данном случае, в личной информационной среде, представленной набором доступных ему курсов (уроков) и инструментов для обратной связи. Для учителя - это курсы, созданные им самим, и курсы, доступ на которые педагогу предоставлен коллегами или администраторами сайта, курсами для обучения пользования платформой, для взаимодействия с коллегами. Набор курсов для обучающихся – это предметы школьной программы по расписанию и курсы, соответствующие внеурочной деятельности. «Витрины» предметов обучения, изображения в области для входа в курсы соответствуют многочисленным дверям школьных кабинетов. После того как ученик выбирает необходимый ему курс, то есть, по сути, урок, соответствующий расписанию, он заходит в «кабинет предмета» и приступает к уроку, следуя указанным в его шапке инструкциям.

Основной элемент школьного ДО «дистанта» – это он-лайн уроки в реальном времени. Альтернативой освоенному и предпочитаемому большинству педагогов ZOOM в системе MOODLE можно использовать приложение «bbb». Каждое из этих вариантов приложений, реализующих видеоконференцсвязь, имеет свои достоинства и недостатки для проведения он-лайн уроков. Применение ZOOM вне школьной системы ДО требует всевозможных уловок во избежание несанкционированного доступа посторонних лиц во время сеанса, влекущих за собой неприятные моменты как для педагога, так и для учеников. Жесткие ограничения по времени сеанса тоже создают определенные неудобства, которые можно избежать в «bbb». Мой опыт использования видеоконференций этого приложения позволяет мне говорить о том, что фактически единственным его недостатком является «ограниченная пропускная способность» примененного оборудования, которое проявлялось в ухудшении качества двухстороннего видео при подключении более тридцати пяти человек: медиаконтент конференции перестает загружаться на личные устройства участников сеанса он-лайн. Таким образом, выбор инструмента для проведения он-лайн уроков, bbb или ZOOM остается за учителем, но вход на урок через платформу делает его невозможным для неавторизованных неизвестных лиц (без права доступа к уроку).

Дистанционные уроки могут и должны содержать другие различные элементы кроме он-лайн часов, потому что невероятно тяжело шесть и более уроков онлайн проводить учителю, и никак не соответствует гигиеническим нормам пребывания за компьютером для учеников. Такой вид работы, который называется самостоятельная работа, когда ученик приходит в класс и видит на доске задание, которое ему необходимо сделать во время урока, также прекрасно реализуется на уроке при использовании системы школьного ДО. Это могут быть конкретные задания для самостоятельного выполнения в рамках закрепления или контроля знаний, или указания к работе по ссылкам на какие-либо используемые учителем интернет-ресурсы, например, ЯКласс.ру.

Ценным и является то, что вся совокупность элементов конкретного урока: ссылка для доступа на он-лайн конференцию, указания к самостоятельной работе, видео или презентация по теме урока, раздел обратной связи находятся в одном информационном блоке, воспринимаемом как целостная структурная единица –УРОК.

Обратная связь в системе ДО на платформе MOODLE – это также один из кирпичиков конструкции урока, как и в обычной учебной деятельности предполагает обмен выполненными и проверенными заданиями непосредственно в «кабинете учителя». Обучающийся в разделе задания прикрепляет фото или файл своей работы, учитель получает его и тут же проверяет, как проверял бы задание в тетради, делая специальными графическими инструментами пометки, оставляя комментарии. Проверенную работу ученик получает в «реальном времени» и, если требуется, дорабатывает и исправляет ошибки. При этом не может быть никаких «затерявшихся» и случайно отправленных «не туда» работ поскольку обмен идет на единственном ресурсе с автоматическим протоколированием процессов.

Работу обучающегося на портале можно отслеживать с помощью автоматических журналов в котором осуществляется визуализация протоколов, в которые записываются все действия зашедшего в систему ученика. То есть, все спорные моменты о том, как добросовестно работал ребенок с материалом урока абсолютно прозрачны на всех этапах и могут контролироваться родителями или контролирующими инстанциями.

Мной лично система школьного ДО была использована для реализации учебных программ в параллелях с пятого по одиннадцатый класс. Опыт показал, что система очень благоприятна при использовании в образовательном процессе для всех его участников - обучающихся, педагогов, родителей. Основные сложности возникают на этапе знакомства с системой, но они равнозначны сложностям, как если человек попадает в новое для себя многоэтажное строение, с многими помещениями, в которых ему необходимо освоится, чтобы качественно выполнять свои обязанности, взаимодействовать с другими людьми, получая результат и удовлетворение от своей деятельности. Я использовала систему в течение трех месяцев дистанционного периода в нашей гимназии. За это время практически все мои ученики освоили школьную систему ДО, отработали механизмы обратной связи внутри СДО, научились использовать различные инструменты дистанционного обучения в рамках одного урока. Выставление оценок промежуточной аттестации не вызвало затруднений у меня и несогласий со стороны учеников, т.к. процесс обучения и выставления текущих оценок, благодаря системе был абсолютно прозрачен и подконтролен для всех.

Таким образом, подводя итог работе в системе ДО на основе MOODLE созданной для апробации нашей гимназией, я вижу, что внедрение в образовательный процесс именно специфицированных для школьного образования систем ДО, как целостного механизма, является насущной потребностью для всей образовательной системы на случай необходимости проведения удаленного обучения и как дополнительный инструмент при проведении уроков.

Список используемых источников информации:

Статья «История развития дистанционного образования положительные и отрицательные стороны» https://fishki.net/3433721-istorija-razvitija-distancionnogo-obrazovanija-polozhitelynye-i-otricatelynye-storony.html

Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-organizovat-shkolnoe-obuchenie-v-distantsionnom-rezhime/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle

Тандем – продукты и решения для бизнеса и бюджетных организаций. https://tandemservice.ru/products

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хочу заметить, коллега, ДО - это уже принято обозначение. ДО обозначает - дополнительное образование. А работа интересная

21 July 2021

Спасибо за комментарий, буду знать!

22 July 2021