Статья «Дизартрия у детей с интеллектуальными нарушениями: коррекционная работа»

1
0
Материал опубликован 27 February

Табатчикова Елена Сергеевна

Tabatchikova Elena Sergeevna

Учитель-логопед Нижнетагильской школы-интернат № 2, реализующей основные адаптированные общеобразовательные программы

 

Дизартрия у детей с интеллектуальными нарушениями: коррекционная работа

 

Dysarthria in children with intellectual disabilities: correctional work

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности дизартрии у детей с интеллектуальными нарушениями. Представлены причины возникновения, клинические проявления и основные направления коррекционной работы. Обосновывается необходимость комплексного подхода, включающего логопедическую коррекцию, медицинское сопровождение и психолого-педагогическую поддержку. Подчеркивается важность индивидуализации коррекционной программы, учитывающей степень интеллектуального дефекта, характер речевых нарушений и сопутствующие проблемы.

Ключевые слова: логопед, коррекция, дизартрия, профилактика, обучение.

Abstract: The article discusses the features of dysarthria in children with intellectual disabilities. The causes, clinical manifestations and main directions of correctional work are presented. The necessity of an integrated approach, including speech therapy correction, medical support and psychological and pedagogical support, is substantiated. The importance of individualizing the correctional program is emphasized, taking into account the degree of intellectual disability, the nature of speech disorders and related problems.

Keywords: speech therapist, correction, dysarthria, prevention, training.

Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной или периферической нервной системы. У детей с интеллектуальными нарушениями дизартрия встречается значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Это связано с тем, что интеллектуальный дефект часто сочетается с поражением структур головного мозга, отвечающих за регуляцию речевой моторики. Наличие дизартрии существенно затрудняет процесс обучения, социальной адаптации и интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество.

Причины и патогенез дизартрии у детей с интеллектуальными нарушениями:

Причины дизартрии у детей с интеллектуальными нарушениями разнообразны. К ним относятся:

Внутриутробные повреждения головного мозга: гипоксия, инфекции, токсические воздействия.

Родовые травмы: кровоизлияния в мозг, асфиксия.

Перенесенные в раннем детстве нейроинфекции: менингит, энцефалит.

Черепно-мозговые травмы.

Генетические синдромы, сопровождающиеся интеллектуальным дефектом и неврологическими нарушениями: синдром Дауна, синдром Ретта и др.

Патогенез дизартрии связан с нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата, что приводит к расстройству тонуса, ограничению объема движений, нарушению координации и переключаемости.

Клинические проявления дизартрии у детей с интеллектуальными нарушениями:

Клинические проявления дизартрии у детей с интеллектуальными нарушениями отличаются большим разнообразием и зависят от степени поражения нервной системы, тяжести интеллектуального дефекта и возраста ребенка. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

Нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата: спастичность, гипотония, дистония.

Ограничение объема движений артикуляционных органов: языка, губ, мягкого неба.

Нарушение координации движений: неловкость, замедленность, неточность артикуляционных движений.

Нарушение переключаемости артикуляционных органов: затруднения при переходе от одного звука к другому.

Нарушение дыхания: поверхностное, прерывистое, неритмичное дыхание.

Нарушение голосообразования: слабый, назальный, хриплый голос.

Нарушение звукопроизношения: искажения, пропуски, замены звуков.

Нарушение просодической стороны речи: монотонность, замедленный или ускоренный темп, нечеткая интонация.

Слюнотечение.

У детей с выраженным интеллектуальным дефектом дизартрия может проявляться в виде полной неспособности к членораздельной речи (анартрии).

Направления коррекционной работы:

Коррекционная работа при дизартрии у детей с интеллектуальными нарушениями должна быть комплексной и включать:

Медицинское сопровождение: консультации невролога, физиотерапия, медикаментозное лечение (по показаниям).

Логопедическую коррекцию:

Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности и координации артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика, направленная на нормализацию речевого дыхания.

Фонетическая ритмика, направленная на развитие просодической стороны речи.

Логопедический массаж, направленный на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Постановка звуков, автоматизация и дифференциация.

Развитие фонематического слуха.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Психолого-педагогическую поддержку:

Развитие познавательной деятельности.

Формирование мотивации к занятиям.

Развитие коммуникативных навыков.

Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы.

Особенности логопедической работы:

Логопедическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями, страдающими дизартрией, имеет ряд особенностей:

Индивидуализация коррекционной программы: необходимо учитывать степень интеллектуального дефекта, характер речевых нарушений, сопутствующие проблемы и индивидуальные особенности ребенка.

Доступность и наглядность материала: необходимо использовать простые и понятные инструкции, наглядные пособия, игровые приемы.

Постепенное усложнение заданий: необходимо начинать с простых заданий, постепенно переходя к более сложным.

Регулярность и систематичность занятий: занятия должны проводиться регулярно и систематически, чтобы обеспечить стойкий положительный эффект.

Создание положительного эмоционального фона: занятия должны проходить в доброжелательной и поддерживающей атмосфере, чтобы у ребенка не возникало чувства страха и неуверенности.

Сотрудничество с родителями: необходимо привлекать родителей к участию в коррекционной работе, обучать их приемам и методам, которые они могут использовать дома.

В заключение:

Дизартрия у детей с интеллектуальными нарушениями представляет собой сложную и многоаспектную проблему, требующую комплексного подхода к коррекции. Ранняя диагностика, своевременное начало коррекционной работы и тесное сотрудничество всех специалистов, участвующих в процессе реабилитации, являются залогом успешной социальной адаптации и интеграции этих детей в общество.

Список используемых источников

Архипова, Е. Ф. (2006). Стертая дизартрия у детей. АСТ. (Классическая работа по стертой дизартрии, содержит много полезной информации о диагностике и коррекции.)

Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2009. – 703 с. (Раздел, посвященный дизартрии, дает общие сведения о причинах, симптомах и методах коррекции.)

Ипполитова, М.В., Мастюкова, Е.М., Бадалян, Л.О. (1985). Детская церебральная паралич. Медицина. (В этой книге содержится информация о дизартрии при ДЦП, но многие аспекты применимы и к дизартрии при других интеллектуальных нарушениях.)

Мастюкова, Е.М. (1997). Детский церебральный паралич: медицинские и психолого-педагогические аспекты. Терос. (Аналогично предыдущей книге, содержит полезную информацию о дизартрии и общих принципах реабилитации детей с нарушениями развития.)

Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. (2005). Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. АРКТИ. (Общие принципы работы с детьми с нарушениями развития.)

Шевченко С.Г. (2001). Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. Владос. (Методологические основы коррекционной работы, важные при планировании занятий.)

Выготский Л.С. (1983). Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. Педагогика. (Классический труд по дефектологии, важный для понимания общих закономерностей развития детей с ОВЗ.)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации