Статья «Доказательный подход к проектированию и оценке результатов программ в сфере детства»
Участие в Международной конференции
20-22 сентября 2016г в г. Москва проходила Международная научно- практическая конференция «Доказательный подход к проектированию и оценке результатов программ в сфере детства». Специалист Центра постинтернатного сопровождения в составе Тамбовской делегации приняла участие в работе конференции.
Миссия конференции заключалась в повышении качества и развитии программ, реализуемых для детей, обеспечении позитивных изменений в жизни благополучателей проектов и программ в сфере детства.
Организаторами конференции, генеральными партнерами выступали:
-Благотворительный детский фонд «Виктория»,
-Фонд Тимченко;
-Фонд « Об оценке просто»;
-Фонд « Культура детства»;
-Региональная общественная организация социальных проектов в сфере благополучия населения и др.
В ходе конференции были выделены приоритетные направления развития оценки программ, проектов и услуг в сфере детства. Это:
1.Развитие проектной культуры и институционализация оценки в пространстве социальных практик. Результаты программных направлений в решении социальных проблем нуждаются в осмыслении с позиций различных научных дисциплин и подходов. Оценка должна стать неотъемлемым инструментом рефлексии деятельности, встроенным в управление программой, в программный менеджмент. Перед российскими специалистами в области социального проектирования и оценки программ стоит задача внедрения оценочной деятельности в социально ориентированную проектную деятельность государственных, некоммерческих и коммерческих организаций и институтов. В перспективе необходим переход от точечного воздействия к системным изменениям, от оценки отдельных проектов к повсеместному распространению оценки программ и проектов в ходе реализации социальной политики.
2.Развитие профессионального сообщества в области оценки программ. В настоящее время российское профессиональное сообщество в области оценки программ находится в стадии становления. Происходит постепенная институционализация существующих профессиональных групп, развивается экспертное сообщество, появляются прецеденты обучающих программ в рамках отдельных учреждений высшего профессионального образования. Важно придать процессу развития профессионального сообщества направленный характер, формировать единый глоссарий.
3.Реализация гуманистического подхода к оценке программ, реализуемых для детей. Конечные благополучатели целевых проектов и программ – дети и семьи –должны рассматриваться как полноправные партнеры, иметь возможность принимать активное участие в разработке, реализации и оценке программ. Ребенок в процессе оценки программы имеет право выразить свое мнение и быть услышанным. Оценка должна проводиться открыто, ориентироваться на интересы детей, обеспечивать безопасность ребенка. Специалисты по оценке учитывают национальные особенности, семейное окружение и специфику возрастного и индивидуального развития детей.
4. Международное сотрудничество и обмен опытом в области оценки программ. 2015 год был объявлен Международным годом оценки. Важность оценки как инструмента повышения эффективности программ и проектов социальной направленности отмечена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 12 декабря 2014 года. Международное профессиональное сообщество разрабатывает Глобальную повестку развития оценки на 2016- 2020 гг.Объединения специалистов по оценке программ, направленных на достижение результатов в социальной сфере, действуют во многих странах.
Все это показывает, что темы, поднятые на конференции, актуальны во всем мире, и создает предпосылки для интеграции российского профессионального сообщества специалистов в области оценки в мировое путем обмена опытом и идеями. А темы, представленные на конференции, были разнообразны. Вот некоторые из них:
- «Учет результатов макромасштабных исследований при планировании структурных изменений на государственном уровне. Мнения и опыт детей находящихся под замещающей опекой в 1937-1983 годах. Опыт Финляндии».
- «Стратегия развития государственной политики в интересах семей и детей: подходы к оценке»;
- «Реформа системы детских домов в оценках экспертов»;
- «Опрос семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, об услугах, которые получают дети, как метод сбора информации при разработке и планировании новых направлений работы благотворительного фонда «ДаунсайдАп»;
- «Реабилитационный подход в психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ: поиск критериев эффективности»
- «Оценка программ в области детства в православных социально ориентированных НКО»;
- «Оценка эффективности образовательных программ в сфере отдыха и оздоровления детей» и другие.
Конференция прошла на высоком уровне. В заключении были выработаны рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ.
Н.А.Романова
участница конференции, педагог-психолог ЦПС.