Доклад на тему: «Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ на уроках логопедии»

1
0
Материал опубликован 29 October

​​​​​​​t1730221609aa.png"Доска и мел – наши главные инструменты,

но хочется большего…..»

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является, в свою очередь, огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Однако, компьютер – не самоценен, он не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий.

Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме.

Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.

Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.

Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий:

Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.

Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.

Обучение детей навыкам самоконтроля.

Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи.

Образовательные возможности ИКТ для ребенка. Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.

Ребёнок сам видит результат своей работы.

Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.

Возникает стремление исправить увиденную ошибку.

Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.

Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.

Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером.

Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.

У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога:

Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы.

Сочетание системного и деятельностного подходов к коррекции.

Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания).

Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных.

Индивидуальный и образовательный маршрут – видно, как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы.

Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты).

Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Медиатека логопеда:

I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.

II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудиоазбука. Фото – и видеоматериалы.

Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

- звукопроизношение (артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв);

- просодические компоненты речи;

- обучение грамоте (фонематический анализ и синтез, фонематические представления);

- лексико-грамматические средства языка (словообразование, словоизменение);

- речевое дыхание;

- общая и мелкая моторика;

- формирование зрительно-пространственных отношений;

- связная речь (составление или пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок).

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной

ИКТ используется на разных этапах логопедической работы:

Подготовительный этап: При проведении артикуляционной гимнастики. Для развития речевого дыхания. Как зрительный тренажёр. При подготовке руки к письму. Для включения в занятие.

Этап автоматизации: Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации: Задания на классификацию слов с изучаемым звуком. Рекомендации для родителей. Презентация с речевыми заданиями

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для обучающихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

При организации совместной организованной деятельности (занятиях по обучению грамоте) ИКТ могут быть использованы в начале занятия для обозначения темы, создания проблемной ситуации. Презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты могут сопровождать объяснение учебного материала. ИКТ могут выступать как информационно-обучающее пособие, могут использоваться для контроля усвоения материала детьми.

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

www.logozavr.ru

www.solnet.ee

www.detiseti.ru

www.teremoc.ru

www.lohmatik.ru

www.nachalka.com

http://mersibo.ru

Вывод: использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации