Доклад на тему «Игровые методы обучения в педагогической практике»
Доклад на тему
«Игровые методы обучения в педагогической практике»
Учитель-логопед Лиходедова Т.В
Игра – один из основных видов деятельности обучающихся. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психологических процессов обучающегося, формирование его личности.
Игра – решает следующие коррекционно - воспитательные задачи:
-Развитие познавательной деятельности ;
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
-диалогическое взаимодействие;
-Обогащение представлений об окружающем мире;
-Формирование коммуникативных навыков;
-Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
-Преодоление страхов и отрицательных эмоций.
В процессе выполнения игр главными задачами при работе с детьми с нарушением речи являются:
- совершенствование функции дыхания;
-формирование четкости артикуляции и правильного звукопроизношения;
- формирование и развитие фонематического слуха;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие устной речи;
Игра является эффективным методом одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Дети овладевают в игре навыками языкового анализа и синтеза, учатся оценивать свои ответы и решения. У учащихся активизируется внимание, мыслительная и речевая деятельность. Игровые ситуации помогают закрепить учебный материал, снимают усталость, напряжение.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Логопед специальными методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей.
В своей практике использую :
1. Игры на развитие речевого слуха
Игра «Угадай, что звучит».
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Педагог показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом устанавливаю ширму и за ней воспроизвожу звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашиваю детей. Дети отвечают, и снова звеню колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он слежу за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. Если ребенок не говорит, прошу его показать инструмент, который звучал.
Игра «Запомни слова»
Цель. Развитие речевого слуха и памяти. Накопление словаря.
Называю пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем. В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности.
Игра «Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»
Цель. Развитие речевого слуха. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.
В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием.
2.Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Эхо»
Цель: упражнять в точности звукового восприятия; развивать умение чётко повторить услышанный звук или сочетание гласных звуков, изменив его акустические свойства.
Ход игры: педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок – «эхо», тихо его повторяет.
Игра «Скажи по-разному»
Цель: учить произносить звуки и слова, изменяя их характер, тембр и эмоциональный окрас; развивать фонематическое восприятие.
Ход игры: педагог объясняет, что один и тот же звук может звучать по-разному, показывает это, а потом ребёнок самостоятельно выполняет упражнение.
А – плачет малыш
А – показывают горло врачу
А – мама качает малыша
А – девочка укололась иголкой
О – удивляется мама
О – стонет бабушка
О – поёт певица
О – потягивается папа
О – кричит охотник в лесу
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
У – плачет мальчик
Усложнение: изменять небольшое слово по высоте и силе
МЯУ – голодный кот просит есть
МЯУ – кот просится домой
МЯУ – маленький котенок
МЯУ – старый кот
МЯУ – мама кошка ищет котят
Аналогично: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ
Игра «Договорилки»
Цель: развивать фонематическое восприятие; формировать умение выделять из нескольких слов одно, сходное по звучанию с заданным.
Ход игры: логопед читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные…(перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
От грязнули даже стол
Поздним вечером…(сбежал, ушёл, ускакал)
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то…(спички, щётку, ножик)
Игра «Хлоп – хлоп»
Цель: развивать фонематическое восприятие, мышление; учить делить слова на слоги; чётко выполнять инструкцию.
Педагог раздаёт детям игровые карточки. На карточках изображены пары ладошки: 1 пара (1 слог), 2 пары (2 слога), 3 пары (3 слога) и предметные картинки. Ребёнок должен маркером соединить картинки с нужным количеством ладошек.
Игра «Поймай звук»
Цель: развивать внимание, слуховое восприятие, быстроту реакции; закреплять умение выделять звук из звукового ряда.
Ход игры: педагог показывает детям определённый символ звука. Затем он произносит ряд звуков с многократным повторением заданного звука, а дети, услышав нужный, «ловят» его хлопком в ладоши.
Игра «Собери чемодан»
Цель: развивать умение определять наличие заданного звука в словах, развивать фонематическое восприятие
Ход игры: педагог сообщает «Мы отправляемся в путешествие. Возьмём с собой только те предметы, в названии которых есть звук ____».
Игра проводится словесно или со зрительной опорой.
3.Игры для формирования правильного звукопроизношения
Игра «Насос»
Цель. Автоматизация звука с.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.
Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
Игра «Мяч»
Цель. Дифференциация звуков ц – ч в тексте.
Описание игры. Педагог бросает ребенку мяч, говорит слово на звук ц. Ребенок повторяет это слово и бросает мяч педагогу.
Игра «Лес шумит»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: логопед напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
Игра «Помоги Маше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: логопед говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки, называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
Активно использую систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием на всех этапах логопедической работы. Нейроигры и нейроупражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей.
Упражнение «Пальчики поздоровались»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном
Изменении положений рук, автоматизация звуков.
Ребенок синхронно и ритмично соединяет каждый пальчик правой и левой
руки начиная с мизинца с большим пальцем и произносит заданный слог(звук или слова).
Варианты: ребенку предлагаются звуки в изолированном произношении, звуки для автоматизации в слогах, в словах.
Упражнение «Ладошки»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном изменении положений рук, автоматизация, дифференциация звуков.
деятельности при ритмичном изменении положений рук.
Руки лежат на столе, одна рука вверх ладонью, другая вниз ладонью, ребенок синхронно и ритмично переворачивает руки и произносит заданный слог(сы-сы-сы) (сы-ши-сы-ши).
Широкое применение игровых технологий в практике логопеда позволяет сформировать у ребёнка положительное отношение к образовательному процессу и добиться высоких результатов в работе.
Елена Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна