Доклад по теме «Задания по формированию функциональной грамотности для обучающихся.(плюсы и минусы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Роговская основная общеобразовательная школа с. Рогов Злынковского района Брянской области
Доклад по теме
«Задания по формированию функциональной грамотности для обучающихся.(плюсы и минусы»
Подготовила:
Бохан Ольга Сергеевна,
учитель истории и обществознания
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества.
Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный мир.
Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся. Наиболее важными эмпирическими показателями из них являются:
Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
Функциональное чтение. 5 класс. Урок ИДМ. Тема: «Жизнь египетского вельможи».
Задание для учащихся: в учебнике (§ 8, с. 44) прочитайте и выпишите в тетрадь в виде кластера поручения, которые давал фараон своим вельможам.
Пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
Задание для учащихся: от первого лица рассказать о событиях, описанных в материалах §§ учебника.
5 класс. Урок ИДМ. Расскажи от имени фараона Тутмоса, за что ты так любишь военные походы.
9 класс. Урок истории Отечества. Тема «Начало Первой мировой войны». Учащиеся работают в группах, а затем от первого лица озвучивают интересы «своего» государства – участника войны.
Ролевые игры, уроки-дебаты, уроки-конференции развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
Ролевые игры. 6 класс. Урок обществознания. Тема «Общение». Задание для учащихся: работая в парах, разыграть в лицах диалоги, демонстрирующие разные стили общения:
- деловое общение;
- общение родителей и детей;
- дружеское общение и т. п.
9 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».
Задание для учащихся: работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).
Уроки-дебаты. 9 класс. Урок истории. Тема « отечественная война 1812 года».
Задание для учащихся: работая с документами в группах, подготовиться к дебатам по проблеме: « Кто виновен в развязывании войны?»
9 класс. Урок истории. Тема « Отечественная война 1812 года».( читательская, математическая и др. виды грамотности)
Задание №1. Каково было соотношение сил противников на Бородинском поле? Найдите необходимую информацию в тексте и заполните таблицу «Бородинское сражение в цифрах». Проанализируйте состав наполеоновской и русской армий. Какая из сторон имела, по Вашему мнению, больше шансов на победу? Ответ объясните.
Бородинское сражение в цифрах
| Русские | Французы |
Главнокомандующий | | |
Численность войск в строю (тыс. чел.) | | |
из них регулярные (кадровые) войска (тыс. чел.) | | |
Пушки | | |
Ответ:
Бородинское сражение в цифрах
| Русские | Французы |
Главнокомандующий | Кутузов | Наполеон |
Численность войск в строю (тыс. чел.) | 120,0 | 130,0 -135,0 |
из них регулярные (кадровые) войска (тыс. чел.) | 115,3 | 134,0 |
Пушки | 640 | 587 |
Задание №2. Поясните, какие цели ставили перед собой Кутузов и Наполеон, начиная сражение? Ответ оформите в виде таблицы.
Цели Кутузова и Наполеона в Бородинском сражении | |
Цели Кутузова | Цели Наполеона |
| |
Ответ:
Цели Кутузова и Наполеона в Бородинском сражении | |
Цели Кутузова | Цели Наполеона |
Кутузов дал сражение, во-первых, потому что этого желала отступавшая армия. Во-вторых, возбужденное общественное мнение не простило бы Кутузову, если бы он без решительной схватки с неприятелем отступил до самой Москвы. Кроме того, принимая решение о Бородинском сражении, Кутузов с полным на то обоснованием, рассчитывал обескровить врага, лишить его надежды на легкую победу и этим положить начало позорному изгнанию оккупантов за пределы России. | Учитывая свое временное превосходство в силах, Наполеон надеялся в генеральном сражении разгромить русскую армию, принудить Александра I к вынужденному миру и с блеском закончить очередную кампанию. |
Задание №3. С помощью текста и схемы Бородинского сражения определите последовательность событий.
Рейд казаков Платова и кавалеристов Уварова в тыл к французам.
Атака французами левого фланга русских войск.
Атака французами Багратионовых флешей.
Атака французами батареи Раевского.
Отход русских войск от Багратионовых флешей.
Отступление французов и возвращение русских войск на исходные позиции.
Ответ: 3-2-4-1-5-6
Задание №4. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Кто изображен на марке? Какой событие Отечественной войны 1812 года мы будем отмечать в 2022 году? Решите задачу, используя информацию на марке.
Ответ: Барклай-де-Толли, Кутузов, Багратион.
Вычисления:
2022 - 1962 = 60
150 + 60 = 210
В 2022 году отмечалось 210 лет со времени Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года.
Исторические и обществоведческие диктанты и эссе, очерки и репортажи с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся (например, мы проводим урок-конференцию по проблемам молодежи или др. и домашнее задание дети получают в виде репортажа с места событий);
Очерки и репортажи. После дебатов, «круглых» столов, конференций можно дать задание написать репортаж с места событий.
Изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, самостоятельное составление подобных документов позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю (например, мы пишем обращения в органы власти по актуальным проблемам социума, пишем исковые заявления в суд, составляем трудовые контракты и т. п.);
9 класс. Урок обществознания. Тема «Трудовое право».
Задание для учащихся: предварительно на дом было задано подготовить свое резюме для потенциального работодателя. На уроке нужно составить трудовой контракт, используя имеющиеся резюме.
7 класс. Урок обществознания. Тема «Виды и формы бизнеса»
Задание для учащихся: изучив документы, подготовить бизнес-план по открытию собственной фирмы. Обосновать выбор продукта и избранную организационно правовую форму.
Исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов - учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали.
Все полученные на уроках истории и обществознания навыки очень востребованы при выполнении заданий ОГЭ и не только по заявленным предметам. Но наиболее важная функция уроков истории и обществознания, конечно же, социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми.
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.
Список использованной литературы
Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе-М.: Просвещение, 2005
Сырымбетова Л.С., Садыкова А.Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт//Молодой ученый- 2019- № 23.
Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-
методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев;
науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019 — 160 с. —
(Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
Е. Камзеева (начальник отдела МЦКО): «Функциональная грамотность
школьников – важный показатель качества образования»
https://mcko.ru/articles/2264
Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель»
https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-
yandeksa