Доклад «Исследовательская работа по литературе с одаренными детьми»
Исследовательская работа по литературе с одаренными детьми.
Современный этап развития средней общеобразовательной школы связан с необходимостью решения проблемы повышения интеллектуального уровня, познавательного и творческого потенциала учащихся. Данная перемена в образовательной системе была вызвана новым государственным запросом. Сейчас российское государство нуждается в людях с новым типом мышления и новыми способами преобразования действительности. Эта задача ставится и как конечный результат школьного образования, и как средство усиления эффективности учебного процесса. Поиск средств для развития познавательных и творческих способностей школьников в процессе обучения является важнейшей международной тенденцией. Жизнь ставит современного человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения все новых и новых задач, например:
- открытость новому опыту;
- готовность к социальным переменам;
- понимание разнообразия мнений и установок окружающих, готовность формировать и отстаивать своё мнение;
- энергичный поиск фактов и информации, на которых можно основывать своё мнение;
- ориентация во времени на настоящее и будущее, а не на прошлое;
- чувство влиятельности, т.е. убеждение в том, что человек может влиять на свое окружение и т. д.
Эффективное решение этих задач невозможно без определенного опыта деятельности по поиску новых подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов. Характерными чертами свободной творческой личности является самостоятельность мышления и критичность отношения к получаемой информации, стремление к максимальной реализации своих возможностей, открытость для восприятия нового опыта, способность на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Для формирования этих качеств необходимо знакомить учащихся не только с научными данными, но и с тем, как они были получены. Иначе говоря, школьники должны освоить в самых общих чертах современную теорию познания.
Идея о том, что деятельность учащихся должна имитировать деятельность ученых, не нова. Наиболее широко она освещена в работах по проблемному обучению. Исследовательский подход в обучении направлен на развитие критического и творческого мышления. В современной культуре данное мышление представляет собой одну из общепризнанных ценностей. Его формирование и развитие являются одной из часто провозглашаемых задач современной общеобразовательной школы в разных странах мира. В мировой практике известны многочисленные педагогические поиски, направленные именно на развитие мышления, творческих возможностей учащихся. Сложность же заключается в том, что получено недостаточно результатов при осуществлении исследовательского подхода на уроках, а также в том, что творческая деятельность с трудом поддаётся определению и оценке.
В ходе работы с одаренными детьми появляется возможность осуществления исследовательской деятельности вне рамок урочной системы, что снимает часть проблем, связанных, например, с необходимостью разбивать исследовательский процесс на несколько этапов соответствующих уроку, теме или разделу. Работа ведется индивидуально, в отличие от коллективной работы на уроке, и это позволяет контролировать познавательный процесс, вовремя вносить нужные коррективы. И если на исследовательских уроках большинство учащихся все-таки являются пассивными наблюдателями работы наиболее успешных соклассников, то написание собственного исследования предполагает полную ответственность за конечный результат. В ходе работы учащиеся выполняют ряд действий, которые позволяют им развивать как логическое, так и абстрактное мышление: они строят гипотезы, ставят перед собой проблемные задачи, самостоятельно определяют способы их решения, учатся обобщать, делать выводы. В ходе теоретического исследования одна познавательная задача следует из другой. Это заставляет искать недостающий материал, учит логике. Во время поиска необходимой для исследования информации учащиеся приобретают дополнительные знания не только по предмету, но и в области теории познания, привлекают необходимую информацию из других наук. Они учатся анализировать полученную информацию, относиться к ней критически и выделять главное, оценивать полезность или ограниченность знаний, отбрасывая ненужные сведения, отличать научные знания от псевдонаучных. Написание собственной исследовательской работы расширяет кругозор учащихся, у них появляется интерес к исследованиям, самостоятельному поиску и открытиям, исчезает неуверенность в своих силах.
В самом начале, когда мы определяем творчеством какого писателя или поэта хотел бы заниматься учащийся, тему реферата, проблему над которой будем работать, никаких вопросов не возникает. Но когда начинается поиск материала, учащийся сталкивается с тем, что готовой информации, готовых ответов не существует. Возникает необходимость не только собрать весь доступный материал по данному вопросу, но и найти дополнительную информацию касающуюся, например, философии, мифологии, культурологи, методологии исследований. Это требует терпения, умения работать с каталогами, навыков работы с книгой, умения конспектировать, оформлять заимствованные сведения. Вся информация должна быть проанализирована, и уже на основе этого создана гипотеза будущего исследования, которая требует доказательств. В литературе модель познаваемого объекта очень сложна, а научные выводы экспериментально трудно проверяемы, поэтому необходимо очень тщательное изучение текста, знание методов научного анализа, умение точно излагать свои мысли и суждения, доказывать их правильность. На начальном этапе создания гипотезы, учащиеся обычно теряются, им сложно высказать собственную догадку, потому, что это не соответствует ранее слышанному или прочитанному в книгах. Приходится объяснять, что информация в какой - либо критической статье не всегда является аксиомой, что при таком подходе в науке никогда не было бы новых открытий. Это говорит о том, что у учащихся отсутствует критическое мышление. Одним из следствий этого является неспособность отличить научную информацию от псевдонаучной, и часто бывают попытки использовать в работе сомнительную информацию из Интернета или «желтой» прессы. Поэтому в ходе работы над рефератом мы используем материалы научных изданий вузов, специализированных газет и журналов, опираемся на научные исследования последних лет в области филологии.
Любая новая гипотеза требует подтверждения и обоснования. На этом этапе работы учащиеся приобретают навыки научного анализа текста, оформления собственных и заимствованных мыслей, учатся логически мыслить и распределять собранный материал, делать необходимые выводы, отстаивать свою точку зрения, учитывая достижения в этой области, сделанные другими исследователями.
Содержание такой работы направлено на удовлетворение экзистенциальных потребностей ученика, т.е. потребностей его бытия, личностного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиции, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации, самоопределения и творчества.
1. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. - №3. – С. 3-10.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Н. И. Одинцова. Организация уроков теоретических исследований.
4. В. Г. Разумовский Обучение и научное познание.
Галина