Доклад "Система методов проблемного обучения"

2
0
Материал опубликован 29 May в группе

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодонский горный колледж»









Доклад

на тему:

«Система методов проблемного обучения»

















Подготовила:

Преподаватель высшей категории,

старший преподаватель Илюхина Т.В.












Структура проблемного занятия

Структурными элементами проблемного занятия являются:

- актуализация прежних знаний обучающихся;

- усвоение новых знаний и способов действия;

- формирование умений и навыков.

Внутреннюю часть структуры проблемного занятия представляют этапы поисковой деятельности:

- возникновение интеллектуального затруднения, проблемной ситуации и осознание, постановка проблемы, вскрытие в ней заложенных противоречий, нахождение несоответствия в цепочке причинно-следственных связей;

- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблемы.

Структура проблемного занятия, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью обучающегося.

Система методов проблемного обучения

Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала преподавателем:

- монологический;

- рассуждающий;

- диалогический;

и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:

- эвристический;

- исследовательский;

- метод программированных заданий.

Метод монологического изложения

При монологическом методе преподаватель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации. Форма изложения рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения

Первый вариант: создав проблемную ситуацию, преподаватель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант: излагая тему, преподаватель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма изложения беседа лекция.

Метод диалогического изложения

Представляет диалог преподавателя с коллективом обучающихся. Преподаватель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы, в выдвижении предположений и доказательств гипотез. Деятельности обучающихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основные формы преподавания поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не преподавателем при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью преподавателя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий

Организуется преподавателем путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Обучающийся совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий

Это метод, при котором обучающиеся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения

Методы преподавания

Методы учения

а) сообщающий

а) исполнительный

б) объяснительный

б) репродуктивный

в) инструктивный

в) практический

г) объяснительно-побуждающий

г) частично-поисковый

д) побуждающий

д) поисковый.

Преимуществами проблемного метода обучения являются:

1. Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

2. Высокий интерес к учебному труду;

3. Развитие продуктивного мышления;

4. Прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного метода обучения:

1. Слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся;

2. Большие затраты времени на достижение запроектированных целей;

3. Недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;

4. Нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы;

5. Непривычность подобной формы работы;

6. Трудность вовлечения обучающихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;

7. Риск трансформации дискуссии в спор между отдельными обучающимися.

Тем не менее, проблемный метод обучения развивает творческую активность обучающихся. Следующие умения традиционно относят к творческим:

- вести дискуссию;

- слушать и слышать собеседника;

- отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

- находить компромисс с собеседником;

- лаконично излагать свою мысль;

- находить не одно, а много вариантов решения проблемы.

Использование проблемного метода также способствует развитию самостоятельности обучающихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, формированию познавательного интереса, поисковых навыков и умений. Данный метод открывает возможности творческого сотрудничества преподавателя и обучающегося, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.

Я считаю, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармониче­ски развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Литература:

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы [Текст]: книга для учителя/ В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе [Текст]: методическое пособие по спецкурсу/ В.Н. Максимова. Л.: М-во просвещения РСФСР, Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1973. 82 с.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 2014.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения/ М.И. Махмутов.  М.: Педагогика, 1977.

4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики/ М.Н.Скаткин. М.: Педагогика, 2014.

5. Снопкова Е.И. Педагогические системы и технологии [Текст]: учебное пособие, 2-е изд. испр. / Е.И.Снопкова. Могилёв: Могилёв. гос. ун-т им. А.А.Кулешова, 2013. 416 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.