Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодонский горный колледж»
Доклад
на тему:
«Система методов проблемного обучения»
Подготовила:
Преподаватель высшей категории,
старший преподаватель Илюхина Т.В.
Структура проблемного занятия
Структурными элементами проблемного занятия являются:
- актуализация прежних знаний обучающихся;
- усвоение новых знаний и способов действия;
- формирование умений и навыков.
Внутреннюю часть структуры проблемного занятия представляют этапы поисковой деятельности:
- возникновение интеллектуального затруднения, проблемной ситуации и осознание, постановка проблемы, вскрытие в ней заложенных противоречий, нахождение несоответствия в цепочке причинно-следственных связей;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Структура проблемного занятия, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью обучающегося.
Система методов проблемного обучения
Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала преподавателем:
- монологический;
- рассуждающий;
- диалогический;
и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:
- эвристический;
- исследовательский;
- метод программированных заданий.
Метод монологического изложения
При монологическом методе преподаватель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации. Форма изложения рассказ, лекция.
Методы рассуждающего изложения
Первый вариант: создав проблемную ситуацию, преподаватель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.
Второй вариант: излагая тему, преподаватель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма изложения беседа лекция.
Метод диалогического изложения
Представляет диалог преподавателя с коллективом обучающихся. Преподаватель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы, в выдвижении предположений и доказательств гипотез. Деятельности обучающихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основные формы преподавания поисковая беседа, рассказ.
Метод эвристических заданий
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не преподавателем при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью преподавателя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий
Организуется преподавателем путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Обучающийся совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий
Это метод, при котором обучающиеся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.
Бинарные методы обучения
Методы преподавания | Методы учения |
а) сообщающий | а) исполнительный |
б) объяснительный | б) репродуктивный |
в) инструктивный | в) практический |
г) объяснительно-побуждающий | г) частично-поисковый |
д) побуждающий | д) поисковый. |
Преимуществами проблемного метода обучения являются:
1. Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
2. Высокий интерес к учебному труду;
3. Развитие продуктивного мышления;
4. Прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного метода обучения:
1. Слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся;
2. Большие затраты времени на достижение запроектированных целей;
3. Недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;
4. Нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы;
5. Непривычность подобной формы работы;
6. Трудность вовлечения обучающихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;
7. Риск трансформации дискуссии в спор между отдельными обучающимися.
Тем не менее, проблемный метод обучения развивает творческую активность обучающихся. Следующие умения традиционно относят к творческим:
- вести дискуссию;
- слушать и слышать собеседника;
- отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
- находить компромисс с собеседником;
- лаконично излагать свою мысль;
- находить не одно, а много вариантов решения проблемы.
Использование проблемного метода также способствует развитию самостоятельности обучающихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, формированию познавательного интереса, поисковых навыков и умений. Данный метод открывает возможности творческого сотрудничества преподавателя и обучающегося, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.
Я считаю, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Литература:
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы [Текст]: книга для учителя/ В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе [Текст]: методическое пособие по спецкурсу/ В.Н. Максимова. Л.: М-во просвещения РСФСР, Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1973. 82 с.
2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 2014.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения/ М.И. Махмутов. М.: Педагогика, 1977.
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики/ М.Н.Скаткин. М.: Педагогика, 2014.
5. Снопкова Е.И. Педагогические системы и технологии [Текст]: учебное пособие, 2-е изд. испр. / Е.И.Снопкова. Могилёв: Могилёв. гос. ун-т им. А.А.Кулешова, 2013. 416 с.