Доклад «Совершенствование работы педагогов по выявлению и поддержке детей с повышенным интеллектуальным уровнем»

6
0
Материал опубликован 4 February 2018 в группе

Совершенствование работы педагогов по выявлению и поддержке детей с повышенным интеллектуальным уровнем

(одарённых и талантливых детей)

В настоящее время растёт интерес к проблеме одаренности. Главными задачами в этом направлении стали: выявить, обучить и развить одаренных детей. Что же такое одарённость?

Советский психолог Борис Михайлович Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одарённость в данном случае выступает как новое качество, которое предполагает не обеспечение успеха в какой-либо деятельности, а только возможность его достижения. Недостаточно иметь одни лишь способности. Чтобы быть успешным в какой-то деятельности, человек должен обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. 

Любой талант, любое дарование наиболее проявляется в том случае, когда созданы условия для его развития. И вот здесь необходимо сотрудничество семьи и школы. Задача семьи - вовремя увидеть задатки ребенка, задача же школы - поддерживать ученика и развивать его способности, готовя почву для их реализации. К таким обучающимся необходим особый подход. Ведь им не хватает только работы с учебником: они читают дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно-популярную литературу), самостоятельно пополняют свои знания в разных областях. Именно поэтому учитель должен выступать и в роли  исследователя, и в роли руководителя проектов, и просто как человек с инновационным стилем мышления, который способен развиваться сам и помогать развиваться своим ученикам.

Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в разных видах деятельности.

Талант – высший уровень способностей человека, дающий возможность личности достигать значительных успехов в оригинальном выполнении той или иной деятельности.

Гениальность – высочайшая степень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, имеющем историческое значение для жизни общества.

Одаренность в общем виде можно определить как своеобразие способностей, индивидуальный, познавательный, мотивационный, организаторский и межличностный потенциал, позволяющий
ребенку развивать до высокого уровня свои способности и добиваться результатов в разных видах деятельности.

Работа с одаренными детьми должна быть направлена на создание условий для их оптимального развития. В то же время учитель не должен забывать и о тех обучающихся, чья одаренность ещё не проявилась, а также о просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.

При выявлении одаренных детей необходимо учитывать:

1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;

3) потенциальные возможности ребенка.

В связи с этим можно выделить несколько этапов работы по выявлению одаренных детей:

I этап. Предварительный поиск (сбор информации об учениках).

II этап. Оценочно-коррекционный (уточнение полученной информации).

III этап. Самостоятельная оценка (выбор дополнительных занятий).

IVэтап. Заключительный отбор (прогноз развития способностей ученика).

Для выявления одаренности желательно вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам.

Методами оценки реальных действий обучающихся в реальных ситуациях являются:

         анализ результатов деятельности, достижений в предметных олимпиадах, конкурсах;

         наблюдение;

         экспертные оценки педагогов, специалистов и т.п.

Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке: замечания и суждения педагогов, родителей, сверстников; результаты олимпиад, конкурсов и т.п.

В выявлении одаренных детей принимают участие все участники педагогического процесса, в том числе и родители.  Психолог Александр Ильич Савенков предложил методику оценки общей одаренности, которая может применяться как родителями, так и педагогами. С помощью этой методики можно оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей, таких как:

   любознательность (познавательная потребность) - стремление обучающегося к познанию нового, неизвестного;

   сверхчувствительность к проблемам - способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают;

   способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления;

   словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка;

   способность к оценке - возможность понимать как собственные мысли и поступки, так и действия других людей;

   изобретательность;

   способность рассуждать и мыслить логически;

   настойчивость (целеустремленность);

   требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Результатом такой методики является график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

Выявление одаренных детей не должно стать самоцелью учителя. Необходимо выстроить для одарённых обучающихся индивидуальные траектории обучения, в которых они нуждаются больше, чем другие ученики. И непременно нужно помнить о том, что неправильная диагностика может негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться (А. Бабель).

Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью учебных занятий (Ф. Бэкон).

Какие же способности и умения подлежат развитию у одарённых детей? К ним относятся:

1)    познавательные способности и навыки, такие как: владение большим объёмом информации, богатый лексикон, перенос усвоенного на новый материал, установление причинно-следственных связей, анализ ситуаций и умение делать выводы, участие в решении сложных проблем, умение замечать тонкие различия, чувствительность к противоречиям, умение оценивать и сам процесс, и результат, построение гипотез, критичность в мышлении, высокая любознательность);

2)    творческие способности: способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, богатое воображение, высокие эстетические ценности, развитая интуиция;

3)    особенности эмоциональной сферы: уважение и терпимость к другим людям, склонность к самоанализу, адекватное отношение к критике, настойчивость в выполнении задания, независимость в мышлении и поведении, чувство юмора.

Модель одарённого ребёнка

 

 

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где существуют общественные условия, благоприятные для их развития (Г. В. Плеханов).

Считается, что одаренные дети учатся легко и быстро. Действительно, легкая обучаемость - характеристика одаренности, но это лишь одна из множества характеристик (далеко не самая продуктивная во взрослой жизни). Великий Эйнштейн в детстве не был утешением и надеждой родителей, гордостью учителей. Многие педагоги считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из школы, хотя поведение его было хорошим.

Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается (Морис Мартен дю Гар)

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. В обучении интеллектуально одаренных учащихся необходимы методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов, одаренных учащихся. Они очень эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Следует отметить исследовательский метод, который направлен на освоение учащимися всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности. Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Частично-поисковый метод – метод обучения, направленный на освоение учащимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, а часть - Ученик.

Проблемное изложение – метод обучения, направленный на постановку проблемной ситуации, ее анализ и решение.

Цель проектного обучения состоит в создании условий, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Проектный метод представляет такой способ обучения, когда ученик включается в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися.        Незаменимой формой работы с одарёнными детьми стало участие в викторинах и олимпиадах. Не случайно конкурсы и конференции различного уровня для школьников называют «стартом в науку, в жизнь».

Чтобы поддерживать интерес к предмету и развивать природные задатки обучающихся, на уроках учителями используются творческие задания, занимательные опыты, проводятся интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блицтурниры». Также используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый ученик  может проявить свои способности.

Формы работы с одаренными детьми:

         индивидуальный подход, использование на уроках элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

         дополнительные занятия, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

         участие олимпиадах по предметам;

         конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

         посещение факультативов, элективных курсов;

         использование современных средств информации (Интернет, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

         исследовательская и проектная деятельность.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение со стороны старших не только в школе, но и дома. Неправда, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в их внимании и руководстве. В силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Ребенок - это загадка, его можно сравнить с яркой звездой, холодный внутренний блеск которой разогреет Солнце. От всех нас, уважаемые коллеги, зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей. «Своевременно найти, воспитать и развить задатки и способности у своих воспитанников, своевременно распознать в каждом его призвание – это задание становится теперь главнейшим в системе учебного процесса» (В.А. Сухомлинский).

Создание условий для развития одаренных детей является одним из главных направлений работы нашей школы. Наши ученики в течение многих лет неоднократно выступали со своими научными проектами на различных олимпиадах, конкурсах и т. д. Многие ученические работы были высоко оценены. Какие вопросы интересуют ребят?  Направления исследований самые разнообразные: экология, физика, филология, астрономия и т.д. Участие школьников в научно-исследовательской деятельности открывает большие возможности  для дальнейшей учебы. Наши выпускники продолжают заниматься научной деятельностью и в высших учебных заведениях.

А  за каждой победой ученика стоит самоотверженный труд учителя, который соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Фундаментальное знание предмета, широкая эрудиция, интерес педагога к другим наукам, к гражданской и политической жизни и прекрасное владение методикой обучения – вот в чём секрет высокой результативности труда учителя.

Не существует новой или старой методики. Есть «авторская» методика конкретного учителя. Методика, пропущенная через индивидуальность учителя, выстраданная им за годы педагогического труда. Каждый педагог имеет свою профессиональную траекторию. И только от нас зависит, куда будет направлено движение: вверх или вниз…

Нам выпало жить в очень непростое время. Каждое государство  должно заботиться о культурном, научном и техническом развитии общества. Кто будет заниматься наукой в ближайшем будущем? Это зависит и от нас с вами.  Именно учитель вносит свой вклад в развитие науки, прививая детям стремление к открытиям и познанию мира. Именно учитель зажигает будущих звезд в науке, ведь он пробуждает у ребенка  интерес и желание узнать, разобраться, проверить.  И я думаю, что эффективной будет та модель работы с одаренными учениками, где они будут давать результаты и смогут потом реализовать себя в будущем! Желаю всем успехов!!!

 

Использованные источники

http://edu.znate.ru/docs/5608/index-3598.html Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы 

http://journalpro.ru/articles/vyyavlenie-odarennykh-detey-v-obrazovatelnom-protsesse/ Шаталина В.А. Выявление одаренных детей в образовательном процессе

https://eyrena-singing.livejournal.com/5094.html Работа с одарёнными детьми

 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/01/23/formy-i-metody-raboty-s-odarennymi  Андриевская Н.И. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Комментарии
Комментариев пока нет.