Доклад «Выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодежи»

3
2
Материал опубликован 20 September 2020



t1600593965aa.gif


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Ардона Ардонского района РСО-Алания

363334, РСО-Алания, Ардонский район, г. Ардон, ул. Ленина, 57а,

тел(факс): (86732) 3-05-48






ДОКЛАД

на тему:


Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой

молодежи (в том числе через систему организации

предметных конкурсов, олимпиад, форумов и т.д.)











Выполнила: Дзебоева Илона Олеговна







Человечество всегда было заинтересовано поиском выявления одаренных и талантливых детей и созданием для них оптимальных условий воспитания и обучения. Эти цели должны стать приоритетными и рассматриваться в качестве дальнейших стратегических, общенациональных задач. Уже мало кто сомневается в положительном социальном эффекте данной деятельности. Достижения в науке и технике, конкурентоспособность во всех областях напрямую связаны с успешным решением национальной экономики целой страны. Да, поиск талантливых детей относится к важнейшим стратегическим, общенациональным задачам. Люди, обладающие талантом в той или иной мере, всегда принадлежали к элите общества, играли большую роль в развитии этого общества и страны. Согласно закону прогрессивного развития общества, наука должна развиваться быстрее экономики, а образование «быстрее» науки. Многие страны осознали, что только с высоким уровнем образования они способны обеспечить условия для развития национальной экономики, техники и культуры. Считается, что и Россия в лице ее президента и правительства также осознала это.

Я провела исследования на современном уровне и попыталась разработать концепцию работы с одаренными детьми, а также необходимо изучила аналогичные исследования за рубежом и в России. После изучения соответствующих материалов, могу привести свои выводы. Одаренные дети нуждаются в помощи и в специальных учебных программах.

Должен быть отбор одаренных детей, с которыми будет вестись:

-дополнительная работа и дальнейшие выступления на различных конкурсах ;

-изучение методов работы с одаренными детьми;

-совершенствование практических работ.

У нас в школе есть материально-техническая база( «Точка Роста»), которая пополнилась современным оборудованием, что также позволяет работать на новом современном уровне с одаренными детьми. Появилась возможность открыть творческие группы для таких детей, которые в дальнейшем с успехом могут представлять свои работы на Окружных, Всероссийских и Международных конкурсах.

Талантливые дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и сделать вклад в развитие общества. Талантливые дети могут и не сразу демонстрировать свои дарования, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей

-общие интеллектуальные способности;

-конкретные академические способности;

- творческое или продуктивное мышление;

- лидерские способности; художественные способности;

-психомоторные способности.

Большое внимание надо уделять выявлению способностей учащихся и осуществлять дифференциацию обучения в различных ее видах. Работа с учетом способностей и наклонностей обучаемых сосредоточена именно в школах.

Обучение должно строиться с учетом критического мышления, креативности, самостоятельности, творческого подхода решения задач.

Значительно возрос интерес психологов и педагогов к проблеме детской одаренности с 1989 г. и по сей день. Была создана государственная программа помощи одаренным и талантливым детям. Стали активно проводиться международные конференции, семинары, публиковаться материалы исследований, рассматривающих различные аспекты данной проблемы. На современном этапе, несмотря на «кризис», действует программа награждения одаренной молодежи и молодых ученых России Президентскими премиями.

В России поддержки и развития одаренной молодежи есть и это надо изучать, исследовать и развивать.

Мы должны установить основные понятия одаренности, которые характеризуется следующими тремя признаками:

1) под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями следует считать лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешному выполнению каждой конкретной деятельности;

3) понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Главная задача психологии одаренности состоит в разработке способов оценки качественных особенностей одаренных и способных детей.

Основные положения развития способностей:

1. Способности человека не являются врожденными. «Врожденными могут быть лишь анатомофизиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития».

2. Способности существуют только в развитии, а поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то отсюда следует, что «Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности»

3. Основными детерминирующими факторами развития способностей является воспитание и обучение. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, и пределы развития способностей немедленно повысятся».

Исходя из этого, считаю, что одаренность детей можно и надо выявлять в учебной деятельности, которую следует для этой цели правильно организовать, что для меня принципиально.

Наблюдается два вида одаренности:

специальная одаренность, которая понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в некоторой деятельности;

общая одаренность, которая, в отличие от специальной, рассматривается применительно к широкому кругу деятельности.

Критерии одаренности по результату деятельности, изложенные Г. Гореловой и В. Степановым, формулируются так: «Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успех в деятельности». По величине успеха они различают три уровня одаренности: способности, талант, гениальность. Способный, блестяще копирует то, что уже создано, талантливый создает новое, а гениальный рождает оригинальные идеи.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что способности, одаренность и талант выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность ребенка что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем и способности и одаренность реализуются (проявляются) в успешной деятельности.

В своем исследовании я не буду выделять отдельно способных, талантливых или гениальных, так как это вряд ли решит все задачи. Моя цель - одаренность детей, а здесь есть и способные, и талантливые, и гениальные. Последних - единицы, или вообще может не оказаться.

Одаренным детям (по A. M. Матюшкину) присущи следующие признаки:

-лидерство, эгоцентризм,

-гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, отличная память, высокая концентрация внимания, любопытство, способность к оценке, а также, соревновательность, широта интересов.

В качестве природной основы одаренности выступают задатки, которые являются уникальными свойствами нервной системы человека, лежащие в основе индивидуальных психофизиологических различий людей.

Анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом, от которого также зависит возможность успеха в дальнейшей деятельности. Задатки рассматриваются как врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей, поэтому вне деятельности никакие способности развиваться не могут (ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью).

Рассматривая педагогическую деятельность в процессе выявления, поддержки и развития одаренной молодежи, нам необходимо оперировать в первую очередь тремя терминами: «знание», «умение» и «навык».

«Знание» практически всеми педагогами, психологами и методистами понимается одинаково и здесь расхождения в трактовке данного термина нет. «Советский энциклопедический словарь» 1980 года: «Знание, проверенный практикой результат познания действительности, вернее ее отражение в мышлении человека».

Под термином «знание» в педагогике и психологии понимается система представлений, теорий, законов. Под «умением» понимается владение способом решения конкретных заданий, умение пользоваться полученными знаниями. Навык - высшая степень умения.

Ю. К. Бабанский отмечает, что для овладения навыками и умениями необходимы соответствующие способности. Формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений.

Поэтому под одаренностью мы будем понимать качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности и этой точки зрения я и придерживаюсь.

В настоящее время существует два подхода к выявлению одаренности, в основе первого лежит количественная оценка коэффициента интеллекта (1Q), которая определяется по результатам специальных тестов. Значения IQ могут быть получены при помощи разных тестов, то существует вероятность их несовпадения, в связи с чем обычно указывают название шкалы, для вычисления коэффициента интеллекта (шкала Стэнфорд-Бинэ, шкала Зекслера и др.). Ребенок считается одаренным, если коэффициент его интеллекта превышает некоторое предельное значение, величина которого неодинакова с точки разных психологов. Второй подход предполагает комплексную оценку, включающую множество процедур (тестирование, опрос учителей, родителей, наблюдение и др.). Я в своем исследовании принимаю второй подход. Большая роль в выявлении и профессиональной ориентации талантливых детей лежит на преподавателе. Также я буду придерживаться принципов.

Принципы необходимо соблюсти для эффективного выявления одаренной молодежи

Я хочу привести эти принципы, которые соблюдаются для эффективного выявления одаренной молодежи:

Принцип открытости, где обучающийся может принять участие во всех интересующих его занятиях, в частности в конкурсах всех низовых уровней, в том числе и районных. Любой обучающийся может принять участие в таком конкурсе. Такая практика демократизма позволяет провести выявление лучших обучающихся для окружных конкурсов на более широкой базе и исключить ошибки первичного выявления на местах, связанные отсутствием ученика на занятиях или с его болезнью.

Этот принцип означает, что ученик должен понимать полностью, что от него требуют, и что он может самостоятельно и вовремя оценить результаты своего труда. Система оценивания результатов самостоятельной работы для него полностью прозрачна. Этот принцип должен быть поставлен во главу угла. Все должно быть известно обучающемуся до занятий, все открыто!

-Принцип доступности. Под этим принципом понимается то, что информация обо всех мероприятиях различных уровней и методических материалах может быть доступна любому обучающемуся. В связи с оснащением объединения компьютерами и подсоединением их к сети Интернета эта проблема решается на принципиально новом уровне. Для этого создается информационный электронный банк знаний. Банк знаний аккумулирует всю информацию о проведенных и проводимых в будущем конференциях, конкурсах, выставок технического творчества и др. Над созданием такого банка сейчас проводится работа. Создание подобной системы весьма трудоемко.

-Принцип реалистичности. Этот принцип означает на всех видах мероприятий безусловную посильность выполнения планируемого результата обучающимся. Особенно важно такое требование по отношению к содержанию заданий, т.е. задания даются такие, которые смогут выполнить большинство учеников. Важно, что невыполнение задания не интерпретируется обучающимся его большой трудностью, так как подобная возможность надолго отбивает охоту у ученика выполнять задания.

-Принцип постепенности. Этот принцип означает переход в занятиях от простого к сложному в каждом разделе, в каждом задании. Принцип постепенности не означает, что не должны выполняться сложные задания и не изучаться сложные темы. Наоборот, решающее значение уделяется трудным темам с ориентацией обучающихся на типичные задания, раскрывающие содержание этих разделов.

-Принцип конкретности. Под принципом конкретности понимается то, что задания формулируются на языке, который понятен каждому обучающемуся.

-Принцип селективности. Этот принцип означает, что на проводимых мероприятиях учеников часто разбивают на группы по результатам обучения: одаренный ученик, сильный, средний и слабый. Одаренные ученики имеют нестандартное мышление и для их выявления применяются специальные педагогические приемы. Однако такой способ выявления не может охватить всех одаренных и сильных учеников, так как этому препятствуют различные факторы: временные, психологические и даже материальные.

-Принцип замкнутости. Система образования фактически является замкнутой системой. Система дополнительного образования предполагает подготовку не только обучающихся, как можно было предположить из названия системы, но и преподавателей. Преподаватель раз в 5 лет проходит дополнительное обучение на курсах повышения квалификации. Этот принцип несет с собой как положительное, так и отрицательное.

-Принцип цикличности. Принцип означает циклическое повторение тем каждый раз на более высоком уровне. Особенно этот принцип касается «сильных» и одаренных обучающихся. Наиболее плодотворно принцип цикличности работает при индивидуальной работе с обучающимися.

-Принцип ориентированности. Каждый обучающийся должен быть профессионально сориентирован, должен понимать, кем он станет после учебы, что его ждет в большой жизни, куда он пойдет учиться или работать. Всякого рода недоговоренности недопустимы.

-Принцип демократичности

На мой взгляд, этот принцип самый важный, т.к. это принцип бесплатности мероприятий. Принцип является, по существу, развитием принципа демократизма: «развитие таланта молодого человека не должно зависеть от толщины кошелька его родителей».

Если рассматривать проблему одаренности молодежи в целом, то для её успешного решения необходимо решить четыре частных по отношению к ней проблемы:

концепция одаренности;

идентификация одаренных;

прогнозирование развития;

концепция развития, воспитания и обучения.

С точки зрения формальной логики, каждая последующая проблема не может быть решена без предыдущей. Первая проблема - чисто психологическая, последняя - практически полностью педагогическая, вторая и третья - принадлежат и к психологии и к педагогике.

Спектр проблем, связанных с обучением одаренных детей, чрезвычайно широк, при этом многие отечественные и зарубежные ученые, а также собственная исследовательская практика свидетельствуют о том, что основной генеральной характеристикой одаренного ребенка, качественно отличающей его от «нормальных» сверстников, является особое сочетание высоких уровней развития дивергентного и конвергентного видов продуктивного мышления.

Создание условий для развития продуктивного мышления в учебной деятельности - одна из важнейших проблем теории и практики обучения одаренных детей.

Так каковы же необходимые условия создания концепции выявления и поддержки одаренной молодежи?

Основная задача в концепции выявления, поддержки и развитии одаренных детей заключается в моделировании развивающей образовательной среды, направленной на создание атмосферы интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Это создание материально-технического обеспечения, которое постоянно пополняется современной комплектующей базой и современными электронными приборами. Также обязательным условием является учащимися усвоение минимума учебного материала. В первую очередь обучающийся должен усвоить то, что входит в обязательный уровень подготовки. Задания обязательного уровня должны быть достаточно просты. Увеличивать объем и усложнять информацию можно лишь до какого-то определенного момента, в противном случае, это приведет к перегрузке обучающегося. В идеале, развитие способностей обучающегося должно проходить в рамках вовлечения субъекта в исследовательскую работу, так как формирование творческих способностей может осуществляться только через включение ребенка в интересный ему творческий процесс. В ходе учебного процесса я придерживаюсь методики обучения, при которой усвоение теоретического материала даётся с постепенным переходом от простых заданий к более сложным.

Формой обучения одаренных детей должны стать факультативы по свободному выбору. Такая форма предполагает занятия в малых группах, что дает возможность осуществить дифференциацию обучения, которая предполагает использование различных способов учебной деятельность. Факультативные занятия помогают учитывать способности каждого талантливого ребенка. Такого рода курсы дают возможность создавать объединения или секции, которые, в свою очередь, предоставляют обучающимся самостоятельно выбирать линию своей исследовательской работы. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь тем не менее в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей.

Если все эти концепции и условия поддержки не выполнены, то и говорить о дальнейшем развитии одаренной молодежи нельзя.

Первая стратегия - «раздельно - совместное обучение», которое предполагает наличие групп на одной параллели с разным характером обучения, выраженном в первую очередь в особенностях, проявляемых на уровне содержания образования. Механизм выглядит довольно просто: на одной параллели одна из групп составлена из одаренных детей, а другая из детей со средним развитием. При таком варианте легче исправить ошибки, допущенные на этапах диагностики и прогнозирования. Вторая стратегия - «совместное обучение», предполагает обучение одаренных детей совместно с их «нормальными» сверстниками, не выделяя их в отдельные групп, но при этом много времени уделяется индивидуальной работе.

Ребенок и преподаватель при данном подходе не ограничены ни временем, ни жесткими программами, ни местом занятий. Но эта стратегия нуждается в ряде дополнительных мер. Первая - это уплотнение традиционного для массового обучения содержания и освоение предлагаемого в нем объема в более короткие сроки («ускорение»). Вторая предполагает сохранение традиционных сроков обучения, но значительно большее насыщение программ (по сравнению с традиционными) учебным материалом («дополнение»). На уровне содержания образования, в рамках этой стратегии, первое время разрабатывались оба варианта, ярко проявившихся в учебном планировании.

В мировой образовательной практике оба этих подхода продолжают жить, несмотря на то, что на переднем крае педагогической теории уже несколько десятилетий доминирует другое представление об обучении одаренных и талантливых детей, которое и используется мною на современном этапе (третья стратегия).

Третья стратегия, согласно которой одаренные дети имеют ряд качественных отличий от своих «нормальных» сверстников, и поэтому программы и методики обучения и развития одаренных детей принципиально отличаются от традиционных программ и методик. Она предполагает создание групп для обучения одаренных детей (творческих групп) по специальным программам. Их обучение имеет ряд качественных отличий, а не просто иные количественные параметры такие, как больший объем, или более сжатые временные рамки. При этом опережение требований, предусмотренных данным содержанием, значительно превышает возрастной барьер, рассчитанный на среднего ученика.

Но, по моему мнению, должна существовать (на федеральном уровне еще одна стратегия), идеальная, которую можно назвать «стратегией обучения одаренной молодежи в специализированных технических учебных заведениях дополнительного образования для одаренных детей». В её основе очень простая идея - качественные отличия одаренных детей от их условно нормальных сверстников так же велики, как отличия между последними и умственно отсталыми, и, поскольку существуют заведения для умственно отсталых, должны существовать учебные заведения для одаренных.

Учитывая все направления выявления и развития одаренной молодежи, считаю главным - это дополнительное обучение с одаренной молодежью в отдельных группах по особым программам, усложняющимся от этапа к этапу, содержащих элементы развития творчества, организованные специально, причем с применением проблемности в обучении. Все это дает возможность отобрать одаренных детей, поддерживать и развивать их, предлагая им оригинальные задания и творческие проекты.

Как же «увидеть» одаренных детей? Как выделить их способности, талант или гениальность?

Проблема состоит в том, что психологи и педагоги, в первую очередь, выделили те качества, которыми обладают эти одаренные дети. В процессе учебной деятельности учитель должен выявить одаренных детей, а далее их надо, развивать, что достигается усложнением проводимой учебной деятельности. Талантливых детей надо искать, находить и помогать им в их дальнейшем развитии. В моем случае, это выделение одаренности не вообще, а конкретно к биологии. Но это требует определенной деятельности, т.е. выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи в этой области.

Основными признаками интеллектуального развития личности обучающегося являются: способность мышления обучающегося к движению от абстрактного к конкретному и наоборот, теоретическое и практическое мышление.

Считаю, как минимум необходимо обратить внимание на следующее:

оригинальные вопросы обучающихся преподавателю;

оригинальные подходы к выполнению заданий, предлагаемых обучаемым;

успехи в различных конкурсах, начиная с самого первого этапа внутри образовательного учреждения;

самостоятельные выводы и предложения при изучении соответствующей литературы;

быстроту решения заданий и усвоения учебного материала, что какими-то способами выявляется преподавателями;

умения экспериментировать, собирать схемы и устройства для проведения опытов и экспериментов;

быстрота реакции на какие-то погрешности или ошибки в действиях преподавателей и др.

Для выявления одаренных детей в первую очередь я слежу, кто из учеников:

проявляет лидерство в работе;

показывает черты соревновательности, поиска вариантов решения проблемы;

показывает широту интересов и выходит за рамки обсуждаемого;

проявляет эмоциональность в поиске решения поставленного задания;

относится с любопытством к заданию, спрашивает дополнительно:

проявляет сверхчувствительность к решаемой проблеме, особую заинтересованность в ней;

показывает свою склонность к трудным и сложным заданиям, а не простым;

показывает гибкость мышления в своих рассуждениях;

способен с легкостью генерировать идеи для поиска результата;

характеризуется легкостью ассоциирования при коллективной работе;

демонстрирует отличную память, поиск аналогий, аналогичных заданий;

какими-то путями показывает высокую способность к прогнозированию;

проявляет умение концентрировать внимание;

показывает способность к оценке высказанных мыслей, идей, предложений и др.

И так из занятия в занятие, выделяю этих одаренных детей.

Конечно, есть и другие методы выделения одаренных детей: тестирование, предложение проблемных заданий и др. Но при этом «выделяются» единицы, а мне надо выявить достаточное число одаренных детей, работать с ними, воспитывать и развивать их. При этом число интересующих детей будет постепенно расти.

Современным детям приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность, пропуски любимых занятий. Тут уже не приходится говорить о развитии одаренности, творческого потенциала - нужно выяснить причины, проявить терпение и помочь.

Знания должны быть систематизированы, обобщены, тогда возможно их применение в практике.

Методика проведения занятий

Занятия должны решать две существенные задачи:

1) расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся по сравнению с тем, что они получили раннее;

2) выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи в процессе этих занятий, поэтому занятия все время усложняются.

Вторая задача не имеет разработанной и проверенной методики, есть только некоторый опыт ее решения. Мне ясно лишь одно - надо вести обязательно занятия с обучающимися, специальные как по содержанию, так и по методике. Эти занятия ведутся уже несколько лет и носят углубленный характер, и в процессе этих занятий выявляются те обучающиеся, которых я ищу, т.е. одаренные молодые люди.

В процессе преподавания обучающимся во всех видах занятий важно не накопление изолированных знаний, фактов, а выработка на их основе системы знаний, умений, навыков, т. е. стержня, на котором должен строиться весь процесс дополнительного обучения школьников. Знания отдельных разрозненных фактов, даже очень важных, еще не означает разносторонней образованности человека. Многие очень хорошо отгадывают кроссворды, но их нельзя назвать специалистами.. Важен не сам обширный набор фактов, а их строгая иерархия и хорошая систематизация, обобщение, позволяющие объединять разные частные объекты из разных разделов техники и исследовать их одними методами. Поэтому умственная деятельность обучающегося, заучившего огромное количество разрозненных фактов, оказывается весьма ограниченной. Ему трудно применять эти знания в тех ситуациях, которые не возникали у него до этого момента. Такой обучающийся мыслит прецедентами. Связать два разных факта или два разных подхода бывает зачастую для него непосильной задачей.

Таким образом, выскажу суждение, что в дополнительном обучении необходимы обобщения и систематизация знаний обучающихся.

Для эффективной умственной деятельности необходима ее автоматизированность, которая является основой умений и навыков. Автоматизированность -это динамический стереотип, который образуется при длительном воздействии одних и тех же раздражителей. Выработанный динамический стереотип позволяет обеспечить легкость и точность умственной деятельности школьника. Это позволяет отказаться от постоянного контроля за простейшими операциями и сконцентрировать внимание на главном, что увеличивает возможность для умственной деятельности.

Чтобы не потерять аудиторию, занятия должны быть не только содержательными, но и интересными. Для решения этой проблемы надо использовать красивые демонстрации и проводить исследования совместно с обучающимися. При этом в процессе изложения материала надо создавать проблемные ситуации, которые коллективно разрешать вместе с детьми.

Считаю, дополнительное обучение должно формировать у одаренных обучающихся теоретическое и исследовательское мышление, побуждать к самостоятельному творческому поиску, направленному на усвоение результатов научного познания, различных способов действия, учить их управлять как внешней, так и внутренней мыслительной деятельностью. Таких детей надо научить способности к движению от абстрактного к конкретному и обратно, выработать у него эмпирическое и теоретическое мышление. Обучение одаренных детей должно быть построено так, чтобы они действовали осознанно, ошибки исправляли в основном самостоятельно и, в крайнем случае, с помощью преподавателя. Они должны научиться правильно действовать, аргументировать свои действия. Такое управление их деятельностью позволяет реализовать не только новый путь (способ) усвоения знаний, но и другой подход в обучении, в ходе которого формирование знаний осуществляется в самостоятельной деятельности, организуемой преподавателем.

Самостоятельная работа талантливых детей должна поощряться. Ее объем должен быть очень большой.

Главным стержнем в проводимом теоретическом обучении является разработка системы заданий, посредством которой обучающиеся включаются в продуктивную учебно-познавательную деятельность, моделирующую работу исследователя, обеспечивающую дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Предпочтительными методами и формами выступают те, которые включают школьника в продуктивную учебную деятельность, и те, что направлены на реализацию индивидуализации, дифференциации обучения, обеспечения адекватности средств, методов и форм его организации, учитывают индивидуально-психологические особенности обучающихся. При этом обеспечивается развитие и саморазвитие ребенка, его самореализация, что позволяет научить изобретательности к формам, средствам и методам познания, изучаемого предметного материала.

Намеченная раньше и дополненная здесь методика теоретического обучения школьника опирается на концепцию личностно-ориентированного подхода. Она развивает индивидуальность обучаемого, создает предпосылки для ее развития и саморазвития. Приоритет в обучении отдается самостоятельной деятельности и организации копилки знаний. Таким образом, предлагается стать на точку зрения теории активной деятельности и осуществлять личностно-ориентированное преподавание.

Предлагаемая методика позволяет организовать процесс обучения, обладающий целым набором педагогических приемов и компонент:

1) стимулирующих, мотивационных,

2) контрольно-регулировочных,

3) охватывающих все базовые формы деятельности школьника,

4) сориентированных на самостоятельную поисковую деятельность школьников,

5) ориентированных на один из способов самостоятельного получения новых знаний и навыков,

Основной вывод о методике проведения занятий автором, который можно сделать из вышесказанного, заключается в том, что:

1) учебные задания как бы сливаются с методикой обучения;

2) частные методики изложения конкретных углубленных тем способствуют продуктивному дальнейшему обучению;

3) изложение конкретных приемов по выполнению общих заданий способствует продуктивному изучению теоретического материала;

4) применение специальных методик для создания особых «ситуаций успеха» принуждают обучающегося действовать не по заранее известным стереотипам, а использовать нестандартные приемы и методы при выполнении заданий;

5) теоретическое обучение строится в активной форме, направленной на отработку элементарных знаний навыков и умений;

6) применяются методики выполнения заданий, в которых используются теоретические и практические материалы из разных областей.

Большинство занятий построено так, что одаренные обучающиеся должны проявлять творческий поиск при решении той или иной проблемы или выполнении практического задания. Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

реконструктивное творчество;

комбинаторное творчество; творчество через аналогии.

проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по пониманию и структурированию исходной информации;

постановке задачи;

поиску и конструированию решений;

прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Особое внимание в учебных программах для одаренной молодежи в творческих группах должно быть уделено выполнению экспериментальных и практических заданий, в том числе и творческих, которые занимают половину учебного времени. Суть экспериментальной работы - это опыты, эксперименты, практические работы, проводимые для обнаружения новых способностей и проверки известных. Материал учебного курса для одаренной молодежи немыслим без лабораторных занятий и творческих работ. Выполняя лабораторные работы, обучающийся имеет возможность сам проверить на практике теоретический материал, изученный ранее, приобретает навыки работы с измерительными приборами, знакомится с методами измерений, учится обрабатывать результаты измерений.

В лабораторных работах следует выделить два направления:

1) экспериментальная проверка известных теоретических сведений, нахождение при помощи эксперимента некоторых их числовых результатов;

2) выполнение некоторых технических заданий, подтверждающих изученный теоретический материал или по сборке электронной схемы и проверке ее работы. Причем, в конце выполненного задания обязательно должны проводиться исследования.

Современный лабораторный практикум должен обеспечивать интенсивное развивающее обучение. Для этого необходима реализация широкого набора экспериментов на каждом рабочем месте, быстрая организация эксперимента, глубокие и качественные исследования в каждом эксперименте, предметно характеризующие изучаемый эффект или явление.

Работу на компьютерах и работу в Интернете осваивают все обучающиеся, проходящие обучение по общей программе, но только в группах для одаренных детей проводится их более глубокое изучение, и выполняются виртуальные лабораторные работы.

Исходя из всего этого, я выяснила, что выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи имеет сложный многогранный характер, обнаружение и развитие которого возможно лишь при создании педагогом особых условий, гарантирующих умственное и личностное развитие ребенка. Помимо условий, учитель должен сделать правильный выбор определенных форм индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития.

На основе изложенного анализа, мы можем сделать вывод, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях конкретной школы, но прежде всего на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии дальнейшего развития.




Список используемой литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Блум Б. , Таксономия целей обучения-М: 2005.

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983.

4. Брунер Д.ж. Процесс обучения - М: 2007.

5. Гарднер Т. Одаренный ребенок. - М: 1982.

6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления: Сб. переводов; Под ред. A.M. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965.

7. Горелова Г., Степанов В. И вырастет талант...//Народное образование.-1996.-№8.

8. Дворянцева С.Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5.

9. Долинский В.С. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №2.

10. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

11. Краткое пособие для учителей по работе с одаренными детьми: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться /Под ред. Л.В.Пановой и В.И.Панова.-М.: Молодая гвардия, 1997.

12. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися /Под ред. Л.В. Пановой и В.И. Панова. -М., 1995.

13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.-М., 1969.

14. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.-1989.-№6.

15. Одаренные дети /Под ред. ГВ.Бурменской и В.М.Слуцкого. - М.:Прогресс, 1991.

16. Резнули Дж. Три вида обогащения учебной программы. -М. 2005.

17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.:Педагогика, 1973.

18. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

19. Сиденко А.С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №6.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за качественную работу!!!

20 September 2020

И Вам спасибо за приятный отзыв)

18 October 2020