Статья «Социализация детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида»

5
0
Материал опубликован 11 April 2021

Социализация детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида.

   В современном мире проблема социального развития подрас­тающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сде­лать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, сча­стливым, умным, добрым и, конечно же, успешным.

   В этом сложном процессе становления человека немало зави­сит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потен­циал.

    Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

    Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «…врастание в человеческую культуру».

    Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

- трудовых навыков;

- знаний;

- норм, ценностей, традиций, правил;

- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей;

- толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимости к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способности к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Особое место среди дошкольников занимают дети с нарушениями в развитии, а именно дети с задержкой психического развития (ЗПР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми.

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

В нашем дошкольном учреждении функционирует 24 группы, из них 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и 2 группы для детей с задержкой психического развития.

Вся работа в нашем учреждении по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Для развития социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка и формирования его позитивных личностных качеств в нашем дошкольном учреждении создана коррекционно-развивающая среда, проводятся специализированные занятия с учителем-дефектологом, воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

Для реализации задач социального развития в подготовительной группе компенсирующей направленности «Божья коровка» и МБДОУ «Детский сад № 86 «Брусничка» созданы необходимые условия: оформлены игровые уголки «Страна неприкосновенности», «Уютный диванчик», подобраны атрибуты для полноценной сюжетно-ролевой игры «Семейная гостиная», «Лечебница Пилюлькина», «Супермаркет 777», «Автомастерская». Регулярно обновляются уголки для детей по формированию социальной компетентности и ОБЖ. Организовываются выставки детских рисунков, посвященные праздничным и значимым датам, пожарной безопасности и основам безопасности жизни, природе и семейным традициям.

Задачи развития социальной компетентности реализуются мною и воспитателями группы ЗПР через проведение разнообразных праздников, в том числе фольклорных: «Во саду ли, в огороде», развлечений «В гости в деревню», «Бабушкин сундук», досугов для детей «Остров Дружбы», «Путешествие в космос», спектаклей на противопожарную тематику и ОБЖ «Волк и семеро козлят на новый лад», «Приключения искорки».

Проводится большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников ЗПР. Знакомить детей с родной страной помогает патриотический уголок «России – необъятная страна», в котором собран большой материал о нашей Родине.

Мною разработан проект «Мой удивительный мир», целью которого является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного гражданина России. Проект состоит из трёх тематических блоков: «Родная семья», «Родной город», «Родная страна и её культура».

Формируя представления о России, городе Норильске, использую разные методы: познавательные беседы «Путешествие по России», рассказы, совместную празднично-игровую и трудовую деятельность. По итогам работы над проектом мною совместно с родителями был оформлен центр гражданско-патриотического воспитания, в котором представлены материалы: фотоальбомы «Дружная семья», «Мы живём на Севере», широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, страны, столицы, снимки достопримечательностей и многое другое.

Знакомить детей с родным краем мне помогают сотрудники музеев: Музея истории освоения и развития НПР (Талнахский филиал музея) и Государственного природного заповедника «Большой Арктический». Работники музеев знакомят детей с разнообразием растительного и животного мира родного края «Мхи и лишайники», «Лемминги», предоставляют воспитанникам разнообразные музейные экспонаты.

Формирование у детей социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений осуществляю совместно с воспитателями через сюжетно-ролевую игру. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению». Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы-заместители, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.

Дети группы принимают активное участие в выставках дошкольного учреждения, на которых представляют экспонаты, сделанные руками детей и их родителей.

Сформировать у ребенка представление о себе, воспитать в юном гражданине чувство собственного достоинства и уважение к людям, ввести его в социальный мир, невозможно без помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Эффективное социальное развитие ребенка дошкольного возраста – это результат содружества детского сада с семьями воспитанников. Поэтому родители являются активными участниками спортивных соревнований и досугов, утренников и развлечений. Традиционно ко Дню защитника Отечества, работая в тесном контакте с инструктором по физической культуре, проводим спортивные соревнования, в которых вместе с детьми активное участие принимают и их родители. Такие соревнования воспитывают у детей взаимовыручку, дружелюбие, стремление к победе и, несомненно, сближают всех участников состязаний.

В целях повышения компетентности родителей регулярно обновляется консультационный материал по развитию социальных качеств личности «Игры и игрушки для детей», «Безопасность дома и на улице», «Игры на кухне».

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы с семьями воспитанников способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, обогащает социальный опыт детей, формирует их социальную компетентность.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашей страны, способствовало развитию и становлению всесторонне развитой личности ребенка. Необходимо помочь детям ЗПР обрести опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества. Ощутимую помощь в этом, по нашему мнению, оказывает Благотворительный фонд «69 параллель» в город Норильске.

Фонд занимается созданием и внедрением социальных программ и проектов, социальной поддержкой и оказанием материальной и иной помощи всем категориям социально незащищенных лиц, способствует развитию творчества и ремесленничества, а также добровольчества, здорового, активного и экологичного образа жизни среди жителей г. Норильска

Благотворительный фонд «69 параллель» — автор трёх проектов, ставших победителями конкурса Фонда президентских грантов и направленных на реабилитацию детей–инвалидов и ребятишек с ОВЗ. Благодаря этим программам в Норильске появились новые методы социализации и реабилитации и возможность получать помощь тем, кому это необходимо, не выезжая за пределы заполярного города.

Проект «Безграничные возможности» реализовывался по четырём направлениям: «Лыжи мечты», «Ролики», «Гидрореабилитация», «Грудничковое плавание», а также праздники и творческие занятия для детей с ОВЗ и инвалидностью. В какой–то степени фонд стал первооткрывателем на территории новых методов реабилитации.

Таким образом, вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению, а в конечном итоге - на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Ведь помочь ребенку раскрыть окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в современном обществе – это одна из базовых задач, стоящих перед дошкольными педагогическими коллективами.

Литература

1. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. №2.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений. СПб: Речь, 2004. 272 с.

3. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79

4. Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 3, с.15-22

5. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997. 96 с.

6. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб: Питер, 2008. 192 с.

7. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1- М.: Школьная Пресса, 2003. – 96 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации