Открытое занятие в подготовительной группе на тему: «Лес – наш общий дом»
Открытое занятие в подготовительной группе
на тему: «Лес – наш общий дом»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как единой экосистеме, о его обитателях, с акцентом на природу Краснодарского края.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о деревьях (хвойных, лиственных), лесных растениях (ягоды, грибы, травы), диких животных и птицах, их особенностях и взаимосвязях. Познакомить с некоторыми видами, характерными для лесов Краснодарского края (кавказские виды).
Развивающие: Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, умение делать выводы. Развивать экологическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, чувство ответственности за все живое.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация / или большие иллюстрации с изображением леса (смешанный, горный), деревьев (дуб, бук, каштан, сосна, пихта кавказская), растений (папоротник, земляника, лесная герань, волчье лыко), животных (кавказский олень, зубр, косуля, бурый медведь, рысь, енот-полоскун, заяц-русак, лиса), птиц (дятлы, синицы, сойка, кавказский тетерев, филин).
Аудиозаписи: «Звуки леса», голоса птиц.
Дидактическая игра «Чей домик?» (карточки с животными и их жилищами: нора, дупло, берлога, гнездо).
Карта-схема Краснодарского края с условным изображением лесов (гористая часть).
Материалы для творчества: заготовки из бумаги в форме листьев (дубовый, кленовый, березовый) или силуэты животных, карандаши, клей.
Игрушка-помощник (Старичок-Лесовичок или Белка).

Ход занятия:
I. Организационный момент (3-4 минуты)
Цель: Создать эмоциональный настрой, мотивацию, обозначить тему.
Педагог собирает детей вокруг себя.
Педагог: Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо. (Показывает конверт, на котором нарисованы деревья и животные). От кого же оно? Давайте прочитаем!
«Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас в гости, на свою зеленую опушку. Но чтобы добраться до меня, нужно назвать мой дом. Он большой, зеленый, полный тайн и чудес. В нем шумят высокие деревья, растут душистые травы, живут звери и птицы. Что это?
Ваш друг, Старичок-Лесовичок.»
Педагог: Ребята, вы догадались, куда нас приглашают в гости? (Ответы детей: в лес). Правильно! Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по лесу, вспомним все, что знаем о нем, и узнаем новое о наших кубанских лесах и их обитателях.
II. Основная часть (20-25 минут)
Цель: Обобщить и расширить знания по теме.
1. Введение в тему. «Что такое лес?» (Беседа)
Педагог: Давайте закроем глаза и представим, что мы уже в лесу. (Включается аудиозапись «Звуки леса»).
Что вы слышите? (Шум ветра, шелест листьев, пение птиц).
Что вы представляете? (Высокие деревья, прохладу, запах хвои и трав).
А как вы думаете, лес – это просто много деревьев? (Нет). Лес – это большой общий дом, где все друг с другом связаны: деревья, кустарники, травы, грибы, животные, птицы, насекомые.
2. Деревья — «Этажи» леса (Игра «Узнай дерево»)
Педагог: Самый главный «этаж» в лесу – это деревья. Давайте узнаем их!
(На экране или плакате появляются изображения деревьев).
Дуб – могучий, с резными листьями, желудями.
Бук – стройный, с гладкой корой.
Каштан – с крупными листьями и колючими плодами.
Сосна – хвойное дерево, с длинными иголками и шишками.
Пихта кавказская – важное дерево для нашего края, растет в горах, у нее мягкая хвоя и шишки, которые растут вверх.
Игра: Педагог показывает листья/шишки/плоды, дети называют дерево.
3. Растительный мир леса (Рассказ с элементами загадок)
Педагог: Под деревьями растет «второй этаж» – кустарники (лещина, бузина) и «третий этаж» – травы, цветы, ягоды, грибы.
(Показ изображений).
Ягоды: земляника, черника, ежевика (обратить внимание, что не все можно есть незнакомые ягоды!).
Растения: папоротник (про древнее растение), лесные колокольчики.
Грибы: съедобные (подберезовик, лисичка) и несъедобные (мухомор – красив, но опасен!). Правило: Не трогай незнакомые грибы и ягоды!
4. Дикие животные Краснодарского края (Презентация/беседа с картой)
Педагог: А теперь давайте познакомимся с хозяевами этого дома – дикими животными. Посмотрите на карту нашего края. Леса, особенно густые, находятся в горах и предгорьях. Там живут удивительные звери.
(Показ изображений животных с кратким описанием):
Кавказский олень / Косуля – грациозные, питаются травой и молодыми побегами.
Зубр – могучее, редкое животное, занесенное в Красную книгу.
Бурый медведь – хозяин леса, всеядный, на зиму впадает в спячку.
Рысь – дикая кошка с кисточками на ушах, отличный охотник.
Енот-полоскун – любитель воды, живет у рек, узнаваем по полосатому хвосту.
Заяц-русак, Лиса, Волк – наши хорошо известные, но не менее важные обитатели.
Дидактическая игра «Чей домик?» (Дети соединяют животное с его жилищем).
5. Птицы – голоса леса (Слушание и угадывание)
Педагог: А без кого лес будет тихим и грустным? Без птиц! Они санитары леса и музыканты.
(Включаются записи голосов птиц, показываются изображения):
Дятел – лесной доктор, долбит кору.
Синица, поползень – насекомоядные, живут в дуплах.
Сойка – шумная, запасает желуди.
Кавказский тетерев – горная птица, самец очень красив.
Филин / Сова – ночные хищники.
Физкультминутка «На лесной полянке»
Мы пришли в лесок, (Шагаем на месте)
Поднимается росток. (Потягивания — руки вверх)
К небу тянется цветок. (Потягивания — руки вверх)
Дует ветерок, (Качаем поднятыми руками)
Качается лепесток. (Наклоны в стороны)
Ветерок утих совсем, (Присели)
Опустился каждый стебель. (Встали, опустили руки)
6. Взаимосвязи в лесу (Обобщение)
Педагог: Давайте подумаем, как все в лесу связано? (Наводящие вопросы).
Кто ест желуди? (Кабан, сойка).
Кто строит дом в дупле? (Белка, птицы, куница).
Зачем лесу волк? (Он санитар, ловит слабых и больных животных).
Что будет, если исчезнут все дятлы? (Расплодятся вредные жуки).
Вывод: В лесу все нужны друг другу, и человек должен быть не хозяином, а мудрым другом леса.
III. Рефлексия. Заключительная часть (6-8 минут)
Цель: Закрепить полученные впечатления, оценить активность детей.
1. Творческое задание «Подарок Лесовичку»
Педагог: Наше путешествие подходит к концу. Давайте сделаем для Старичка-Лесовичка общую картину «Наш Кубанский лес». Дети делятся на 2-3 группы:
Одна группа обводит и вырезает листья деревьев нашего края.
Другая — раскрашивает силуэты животных.
Третья — приклеивает все на общий ватман (заготовку с контурами деревьев).
Получается коллективная аппликация.
2. Итоговая беседа и рефлексия настроения
Педагог: Молодцы! Какой замечательный лес у нас получился!
Что нового вы сегодня узнали о лесах нашего края?
Какое животное или птица тебе запомнились больше всего?
Как мы должны вести себя в лесу? (Повторяем правила: не шуметь, не мусорить, не ломать, не разорять гнезда, не трогать детенышей, осторожно с огнем).
3. Метод «Цветные ладошки»
На мольберте или столе – три плаката с смайликами:
Зеленая ладошка – «Мне было интересно, я много узнал!»
Желтая ладошка – «Мне было хорошо, но кое-что осталось непонятным».
Красная ладошка – «Мне было скучно, ничего нового».
Дети подходят и приклеивают (или рисуют) свою ладонь выбранного цвета вокруг смайлика. Педагог анализирует результат.
Педагог: Спасибо вам за работу! Вы были настоящими знатоками природы. Давайте беречь наш удивительный кубанский лес – наш общий дом! А наше занятие окончено.

Домашнее задание (по желанию): Нарисовать с родителями рисунок «Мое любимое лесное животное» или сделать поделку из природного материала.