Домашнее задание по истории средних веков «Из жизни рыцарей» (6 класс)
Тиунова Лидия Юрьевна
Учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 42»
Г.Пермь
Тема урока «В рыцарском замке». История средних веков. 6 класс.
Домашнее задание «Из жизни рыцарей»
Пояснительная записка
На данном уроке обучающие представляли групповые домашние задания. Особенностью данного домашнего задания являлось то, что это было опережающее задание (без изучения данной темы на уроке). В учебнике тема «В рыцарском замке» представлена довольно интересно и наглядно. В конце параграфа авторами предлагается выполнить репродуктивное домашнее задание (фото из учебника Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской ; под ред. А.А.Сванидзе. – М.: Просвещение, 2014)
При ответе на вопрос № 1 у обучающихся формируются навыки только пересказа и описания иллюстраций.
В основу выполнения опережающего домашнего задания к этому уроку мною был положен деятельностный подход, ориентированный на формирование личности ученика, его способностей и компетентностей через активную познавательную деятельность. Также при подготовке домашнего задания использованы другие подходы, предусмотренные ФГОС. А именно: компетентностный подход, который предполагает формирование комплекса общеучебных умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств у учащихся; дифференцированный подход, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся; личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта; проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают изучению поисковый и исследовательский характер.
Домашнее задание «Из жизни рыцарей» звучало следующим образом: каждой группе в произвольной форме представить одну из заданных исторических ситуаций (тем), связанных с жизнью рыцарей или с жизнью в замке. Группы были сформированы самими учащимися с учетом их интересов, личных предпочтений, способностей. В каждом классе были образованы 6 групп в количестве 4-5 человек в группе.
По степени сложности это домашнее задание нельзя охарактеризовать, т.к. для некоторых учеников просто выйти перед классом и что-то сказать – уже большая проблема. А для кого-то это задание показалось простое, потому что информацией (хотя бы частично) про рыцарей многие уже владели. Работа в группах способствовала тому, что ученики сами выбирали себе роли и выполняли посильную и интересную для них работу.
Для выполнения данного домашнего задания материала школьного учебника недостаточно. Поэтому ученикам была предоставлена возможность самостоятельного поиска информации в разных источниках: энциклопедиях, справочниках, научно-популярных сборниках, журналах, а также в интернете. Печатные издания можно было взять в библиотеке и в кабинете истории.
В частности в кабинете истории дети воспользовались следующими изданиями:
Пайп Д. Тайны средневекового замка / Пер. с англ. А.Кружилина. - СПб.: ОАО «Иван Федоров», 1997.
Тарновски В. Рыцари. Энциклопедия / Пер. с нем. Е.Ю.Жирновой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.
Шокарев Ю.В. Военная энциклопедия / Науч.- поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
Цель для каждой группы учеников: представить (выступить перед классом) в произвольной форме историческую ситуацию, связанную с жизнью рыцарей или с жизнью в замке.
Темы (исторические ситуации) для групп:
«Железный» человек (Вооружение и доспехи средневековых рыцарей).
На стенах замка (Защитные сооружения замка)
Донжон – сердце замка (Главная башня замка)
Эта крепость будет наша! (Осада и штурм замка)
Все на стены! (Оборона замка)
Я – настоящий рыцарь! (Будни рыцаря: воспитание, кодекс, развлечения)
Задачи (инструкция) для обучающихся при работе в группах:
Определить форму презентации (выступления) для своей группы
Распределить роли при подготовке домашнего задания (художник, экскурсовод, архитектор, диктор, артист, статист, режиссер, эврист (специалист по поиску информации), оформитель и т.д.)
Найти и отобрать информацию по заданной теме
Подготовить текст выступления
Создать презентационный продукт (интерактивный плакат, компьютерная презентация, макет, реконструкция, сценка и т.д.)
Подготовить выступление группы перед классом.
Представить свой продукт перед классом.
На выполнение домашнего задания отводилась неделя.
После презентации каждой группой своего домашнего задания в классе проходило обсуждение выступления. Ученики давали общий анализ выступления, отвечая на вопросы:
Интересно ли было слушать?
Что нового вы узнали из выступления данной группы?
Какую бы оценку поставили группе за выступление?
Также участники каждой группы давали оценку работы своей группы и лично каждого ученика. Ребята говорили о том, что было интересно делать, какие сложности были в работе, что получилось или не получилось и т.д. Можно было высказаться как одному участнику от группы, так и каждому члену группы.
При выставлении оценки за данное домашнее задание учитывались следующие критерии: историчность (соответствие историческим данным), наглядность, информативность, оригинальность, вклад каждого члена группы в общую работу, оценка класса за выступление группы.
В трех шестых классах были подготовлены следующие презентационные продукты: компьютерные презентации (нет фотографий), макеты (фото 3, 4), интерактивный плакат (нет фотографий), книга «Рыцарь Генри» (фото 6, 7), выступление с элементами реконструкции (фото 1, 2, 5)
Фото 1, 2. Домашнее задание по теме «Железный» человек» (Вооружение и доспехи средневековых рыцарей).
Фото 1. Фото 2.
Фото 3. Макет замка. Домашнее задание по теме «Донжон – сердце замка»
Фото 4. Макет замка. Домашнее задание по теме «На стенах замка» (укрепления, защитные сооружения замка).
Фото 5. Выступление учеников по теме «Все на стены!» (Оборона замка).
Фото 7, 8. Книга «Рыцарь Генри». (К теме «Я – настоящий рыцарь!»)
Фото 6.
Фото 7.
Все фотографии сделаны автором работы.