Домашнее задание по русскому языку «Синтаксис и пунктуация» (10 класс)
Синтаксис и пунктуация
Тема: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Словосочетание. Строение, виды связи слов в словосочетании.
Задания:
1.Определите, какое из односоставных предложений охарактеризовано неправильно:
У меня нет свободного времени. – Безличное предложение.
На небе ни облачка. – Назывное предложение.
Опять повышают цены на бензин. – Неопределенно-личное предложение.
Тебе звонили. – Неопределенно-личное предложение.
Что посеешь, то пожнешь. – Обобщенно-личное предложение.
2. Определите предложения с пунктуационными ошибками.
Вы читали роман Герцена «Кто виноват?»?
Почему ты говоришь: «Ни за что!»?
Он мне сказал: «На днях покупаю машину «Жигули»».
У него были три дочери: (он их даже специально так назвал) Вера, Надежда и Любовь.
Как хорошо ты вчера пел!...
Мои экзамены… но не будем о них говорить сегодня.
Почему ты мне не веришь!?
3. Составьте сочетания типа «имя прилагательное + имя существительное» со следующими словами: … кофе, … шампунь, … простыня, …кенгуру, …Сочи, …эскимо, …такси.
4. Выпишите словосочетания, в которых глагол употреблен в переносном значении:
играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подает надежды, сердце шепчет, подает пальто, проглотил язык, солнце светит.
5. Выделите словосочетания из приведенных пар слов:
ночь темная, костюм из шерсти, в весеннем лесу, сладкий сок, ушки на макушке, ходит тихонько, девочки сели отдохнуть, выстроил снежный.
6. Определите главные слова в словосочетаниях:
пушистый снег, под корой деревьев, около пруда дорожка, ходить в лес, блеснула молния.
всего ___ час 20 мин.
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
Тема: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Исследовательское задание
Задания:
1.Работа в группах. Рассмотрите картину В. Маковского «Первый фрак». Подумайте, какие реплики могли бы произносить герои картины. Составьте рассказ по картине. Придумайте и введите в рассказ диалог.
2группа: расставьте знаки препинания при диалоге:
__Добрый вечер_, _ _сказал на всякой случай Маленький принц.
__Добрый вечер_, _ _тветила змея.
__На какую это планету я попал?_
__На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.
__Вот как. А разве на Земле нет людей?_
__Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
3группа: исправьте диалог и оформите его как косвенную речь:
_Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.
_Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?
_Администратор Варьете Варенуха.
_Иван Савельевич? _ _адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
_Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?
_Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
(Булгаков)
4 группа: готовит теоретические сведения на тему: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста, его структура и анализ. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Задания:
1.Определите вид синтаксической связи в предложениях:
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (Пауст.)
а) параллельная; б) цепная.
2. Определите вид синтаксической связи в предложениях:
Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.).
а) параллельная; б) цепная.
3. Укажите, в каком предложении назван абзацный зачин: 1.Погода мучила. 2.С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами, насыщенными водою, легшими на землю. 3.С утра Аверкий, порою покидавший свою телегу и добредавший до избы, обещал старухе, что опогодится. 4.Но к обедам опять заходили тучи, казавшиеся еще чернее от блеска солнца, меняли облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный дождь (Бун.).
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
4. Определите тип ведущей связи в предложении:
Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение (Пауст.).
а) бессоюзная; б) сочинительная; в) подчинительная.
5. Определите тип ведущей связи в предложении:
С давних пор велось так: если по дороге на Миллерово ехал казак один, без товарищей, то стоило ему при встрече с украинцами... не уступить дорогу, украинцы избивали его (Шол.).
а) бессоюзная; б) сочинительная; в) подчинительная.
6. Укажите число частей сложного предложения:
Не могу судить, много ли он знал, но он постоянно обнаруживал свои знания, так как хотел, чтобы и другие также знали. (А.Ч.)
а) 3; б) 4; в) 5.
7. Укажите правильные варианты расстановки запятых: Когда вспомню (1) что это случилось на моём веку (2) и, что ныне я дожил до короткого царствования императора Александра (3) не могу не дивиться быстрым успехам просвещения (4) и распространению правил человеколюбия. (А.П.)
А – 1, 2, 3, 4
Б – 1, 3
В – 1, 2, 3
Г – 1, 2
Лексика и фразеология
Тема: Лексические нормы. Лексические и фразеологические ошибки и их исправление.
Задания:
1. Речевые ошибки следующих выражений однотипны. Определите, какое явление лежит в их основе. Приведите собственные примеры подобных ошибок.
Свободная вакансия, кардиостимулятор сердца, внутренний интерьер, памятные сувениры, хвалебные дифирамбы.
2. Начните или закончите фразеологизм. Объясните значение и происхождение одного из восьми фразеологизмов. Определите вид ошибки, который допускают люди:
ахиллесова …
беречь как …
… преткновения
…кущи
… в Лету
ложь во …
крокодиловы …
… сор из избы
3. Разъясните значение словосочетаний:
белая зависть –
белый танец –
белое безмолвие –
белые воротнички –
белая Олимпиада –
белый континент –
4. Эти слова, кроме одного, объединены общим значение иноязычной основы порт- . Найдите лишнее.
портупея
портфель
портмоне
портвейн
портсигар
5. Даны пары синонимов. Укажите, в какой из пар отношения между синонимами не такие, как в остальных. Ответ аргументируйте.
вывоз – экспорт
словарь – лексикон
подъемник – лифт
сражение – битва
промышленность – индустрия
6. Подберите антонимы к словам:
освобождать - …
настоящий - …
гладко - …
возвышенность -…
7. Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения: птичий базар и птичий рынок. Приведите примеры.
8. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
красивый, миловидный, хорошенький, неказистый, пригожий.
9. Составьте предложения или словосочетания, в каждом из которых был бы один из синонимов. Объясните разницу в их употреблении.
Интересный, забавный, занимательный.
10. Сравните по смыслу глаголы в каждой сроке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки:
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовет – окликает, думает – соображает, теряет- находит.
Задания:
Выпишите из толкового словаря 4 слова с пометами «книж.», «спец.», «разг.», «прост.»; найдите 2 многозначных слова, 2 омонимических слова. Составьте с ними предложения.
Используя словарь иностранных слов, дайте определения иноязычным словам: брокер, дисплей, консенсус, панацея, конфронтация, инфантильный, деструкция, инцидент.
-Назовите основные уровни языка, охарактеризуйте их.
-Перечислите языковые дисциплины, изучающие различные уровни языка.
-В чем проявляется системность языка?
-Что изучает фонетика?
-Охарактеризуйте звуковой и фонемный состав русского языка.
-Что такое транскрипция? Назовите основные правила транскрибирования слов.
Задание:
Затранскрибируйте слова: сбить, лётчик, весть, сердце, лёгкий, увлекаться, редкость, доносчик, двенадцать, объявление, нянчить, расчёт, съестной, интервью.
-Перечислите основные фонетические средства выразительности речи.
-Что такое благозвучие речи?
-Что такое звукопись? Назовите основные приёмы звукописи.
Задания:
Проведите анализ стихотворений с точки зрения фонетических средств выразительности (Лермонтов «Русалка», Пушкин «Эхо», Тютчев «Весенняя гроза», «Слезы людские», Пастернак «Зимняя ночь»).
Отредактируйте предложения, чтобы устранить неблагозвучия:
Он был удостоен приза за завоёванную победу.
Краю крайне необходимы финансовые средства.
Число отчисленных в этом году увеличилось.
Мы направили документацию на реставрацию музея.
Гол голландцев в ворота французов решил исход матча.
Большинство жителей этого города вежливы в отношении друг к другу.
-Что изучает графика?
-Охарактеризуйте русский алфавит.
-Назовите основные принципы русской орфографии, охарактеризуйте их.
Задания:
Определите звуковое значение согласных букв:
„с” сырой просьба сшить сжать с честью серый | „з” коза взять вяз разжать без шерсти без числа |
Произведите графический разбор слов «бульон», «лётчик».
-Что изучает лексика?
-Что такое прямое и переносное значения слова?
-Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения её происхождения. Какова причина появления в русском языке заимствованных слов?
-Что такое активный и пассивный запас языка? Что такое архаизмы, историзмы, неологизмы?
-Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы её употребления. Что такое диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы?
Задания:
Употребите слова в прямом и переносном значении: зерно, тепло, ветер, звезда, болото, луч, высокий, легкий.
Дайте русские синонимы иноязычным словам: аргумент, актуальный, доминировать, инертность, абстрактный, игнорировать, резолюция, позитивный,
Определите, какие из слов являются историзмами, а какие архаизмами: уезд, чело, выя, кольчуга, аршин, лепота, опричник, младой, внемлет, ярмо, десница, глаголить, ведать, льзя.
-Что такое синонимы, антонимы, омонимы?
-Какие художественные приёмы построены на синонимии? антонимии? омонимии?
Задания:
Составьте словосочетания со словами, докажите, что это омонимы: клуб, месяц, ключевой, бродить, печь, дробь, тушить, кран, вид, простой, долг, завод, побег, среда, брак, уход.
Подберите синонимы к словам: известный, смелый, кричать, смеяться, идти.
Подберите антонимы к словам в словосочетаниях:
хлеб | ноша | сон |
журнал | вопрос | обморок |
свежий – | легкий – | глубокий – |
ветер | аромат | озеро |
взгляд | характер | знания |
Найдите в текстах художественной литературы примеры градации, антитезы, оксюморона, каламбура.
-Что такое фразеологизм? Приведите пример фразеологизмов.
-Назовите основные признаки фразеологизма.
-Какова роль фразеологизмов в речи?
Задания:
Определите значения фразеологизмов: белая ворона, в два счета, валять дурака, как пить дать, язык без костей, ни зги не видно, рукой подать, засучить рукава, во весь дух, капля в море, взять себя в руки.
Подберите синонимы к фразеологизмам: куры не клюют, водить за нос, один на один, два сапога пара.
Подберите антонимы к фразеологизмам: кот наплакал, слова не вытянешь, жить душа в душу, чуть свет.
Исправьте ошибки в предложениях с фразеологизмами:
Это дело гроша выеденного не стоит.
У меня язык не поднимается сказать.
Это событие сыграло большое значение в его жизни.
Он не упал духом.
Все горят стремлением сделать как можно больше.
-Что изучает морфемика?
-Что изучает словообразование? Назовите основные способы словообразования.
-Приведите примеры словообразовательных средств выразительности речи. Для чего они используются в разговорной речи? в языке писателей? и публицистов?
Задания:
Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов: европейский, неисчислимый, антинаучный, беспрекословно, высокооплачиваемый, замдиректора, сердцебиение, перешёптываться.
Образуйте при помощи суффиксов формы с субъективной оценкой от слов: мать, дочь, брат, сестра, старик, город, дом, снег, комната.
-Что изучает морфология?
-Перечислите основные части речи русского языка.
-Что такое имя существительное? Назовите его основные грамматические категории.
-Что такое имя прилагательное? Его основные грамматические категории.
-Что такое имя числительное? Его основные грамматические категории.
-Какова стилистическая роль имен существительных, прилагательных и числительных?
Задания:
Определите род имен существительных: домишко, лебедь, прорубь, подмастерье, коллега, невежда, кенгуру, какаду, Тбилиси, Марокко, форель, пенальти, ООН, вуз, МХАТ, Сидоренко.
Поставьте существительные:
а) в форму именительного падежа множественного числа: директор, профессор, редактор, инженер, бухгалтер, торт, герб.
б) в форму родительного падежа множественного числа: грамм, носок, чулок, кочерга, ботинок, блюдце, грузин, валенок, сапог, крыльцо, платье, простыня, грабли, ясли.
3. Образуйте краткую форму прилагательных: хороший, светлый, умный, мудрый, мягкий, мужественный, бессмысленный, современный.
4. Запишите числительные словами:
Пароход с 468 пассажирами отошел от пристани.
Книга была иллюстрирована 34 рисунками и 29 чертежами.
Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль).
Стипендии были выплачены 1552 (студент).
Сделайте морфологический разбор выделенных слов:
Раздувая от нетерпения ноздри, старый конь подошел к лесничему.
-Что такое глагол? Его основные грамматические категории.
-Что такое причастие и деепричастие? Их основные грамматические категории.
-Что такое наречие? Его основные грамматические категории.
-Назовите служебные части речи. Для чего они служат?
-Какова стилистическая роль глагольных форм, наречий и служебных частей речи?
Задания:
Поставьте глаголы в форму второго лица множественного числа повелительного наклонения: ездить, нести, поить, мять, ставить, бить, лечь.
Образуйте от глаголов деепричастия: бежать, гаснуть, написать, сшить, быть, смотреть, сидеть.
Сделайте морфологический разбор выделенных слов:
Мы долго шли по размытой дождями дороге, пока за деревьями не мелькнул огонек. Тогда мы ускорили шаги, радуясь близкому ночлегу.
-Расскажите о правописании н – нн в прилагательных и причастиях.
-Расскажите о слитном и раздельном написании частицы не с различными частями речи.
-Расскажите о правописании личных глагольных окончаний.
-Расскажите о правописании наречий.
Задания:
В каких словах пишется одна буква н, а в каких – две н?
Оловя..ая пуговица, пря..ый аромат, шерстя..ое одеяло, перекраше..ый стол, кипячё..ое молоко, невида..ое бедствие, юбка отглаже..а, кова..ый сундук, жаре..ая в масле рыба, рассея..ые взоры.
В каких словах не пишется слитно, а в каких раздельно?
(Не)гладкая поверхность; далеко (не)приятный разговор; (не)согласен с доводами; (не)законченный вовремя эксперимент; торопится (не)куда; живет (не)далеко, а близко; ему (не)здоровится.
Раскройте скобки, запишите наречия:
(До)нельзя, (в)тихомолку, (без)спросу, (с)маху, (на)расхват, (по)памяти, (в)открытую, (мало)помалу, (на)тощак, (на)лету, (в)догонку, (по)одиночке, (на)зубок.
-Что изучает синтаксис?
-Что такое словосочетание?
-Назовите основные виды связи между словами в словосочетаниях.
Задания:
Определите вид связи в словосочетаниях: находиться неподалёку, мокрый от дождя, заячьи слёзы, три яблока, уборка урожая, лететь навстречу, крайне медлительный, проверить его, возможность отдохнуть.
Поставьте существительное в нужном падеже: обидеться (слова), превосходство (люди), удивлён (выносливость), уверенность (успех), обрадован (возвращение), рецензия (книга), отзыв (фильм).
-Что такое предложение?
-Какие предложения называются односоставными? Назовите их основные виды.
-расскажите о классификации сложного предложения.
Задания:
Выделите грамматическую основу в предложениях, определите тип сказуемых:
Я здесь один.
Мы с бабушкой пошли в парк.
Многие были против.
Раза два принимался накрапывать дождь.
Решить задачу оказалось делом трудным.
Определите тип односоставных предложений:
Снова хотелось спать.
Вечерело. Горы были уже в тени.
Жаркий полдень. Духота.
Вели затопить камин.
Сделайте синтаксический разбор предложения; составьте его схему; определите типы придаточных предложений:
Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок на крыльце, не сразу понял, кто звонит.
-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями.
-Расскажите о постановке знаков препинания при вводных словах и предложениях; при сравнительных и уточняющих оборотах.
-Расскажите о постановке знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.
-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Задание:
Расставьте знаки препинания в предложениях:
Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю. Батальон незамеченный противником ворвался в тыл. Ветер свистя в ушах обдавал прохладой. Было должно быть уже поздно. Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. Справа у подножья горы расстилалось поле. Некоторые казаки в том числе и Семён встали и вытянулись. Мы решили сказал он остаться здесь ночевать. Поведение Нагульного все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые помалкивали. Я не могу понять почему обстоятельства сложились так что в семье где были мать и отец воспитывала мен бабушка.
-Что такое текст? Назовите основные признаки текста.
-Какова структура текста?
-Что такое сложное синтаксическое целое?
-Расскажите о способах связи предложений в тексте.
-Что такое функциональные стили речи? Перечислите их.
-В чём отличие разговорного стиля от книжных стилей речи?
-Расскажите о публицистическом стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).
-Расскажите об официально–деловом стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).
Задания:
Напишите автобиографию в официально-деловом стиле.
-Расскажите о научном стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).
-Расскажите о разговорном стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).
-Расскажите о стиле художественной литературы (цель, форма реализации, языковые средства).
-Расскажите о стилистических фигурах и тропах, используемых в языке художественной литературы.
Задание:
Проанализируйте отрывок из рассказа И. Бунина „Заря всю ночь” (с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор передаёт душевное состояние героини).
-Расскажите об этических нормах общения людей, речевом этикете. Назовите формулы речевого этикета.
-Расскажите об обращении в русском речевом этикете.
Задание:
Написать сочинение – размышление на тему: „Речевая культура человека – зеркало его души”.