Домашнее задание по русскому языку «Синтаксис и пунктуация» (10 класс)

5
0
Материал опубликован 16 December 2019 в группе

Синтаксис и пунктуация

Тема: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Словосочетание. Строение, виды связи слов в словосочетании.


Задания:

1.Определите, какое из односоставных предложений охарактеризовано неправильно:

У меня нет свободного времени. – Безличное предложение.

На небе ни облачка. – Назывное предложение.

Опять повышают цены на бензин. – Неопределенно-личное предложение.

Тебе звонили. – Неопределенно-личное предложение.

Что посеешь, то пожнешь. – Обобщенно-личное предложение.

2. Определите предложения с пунктуационными ошибками.

Вы читали роман Герцена «Кто виноват?»?

Почему ты говоришь: «Ни за что!»?

Он мне сказал: «На днях покупаю машину «Жигули»».

У него были три дочери: (он их даже специально так назвал) Вера, Надежда и Любовь.

Как хорошо ты вчера пел!...

Мои экзамены… но не будем о них говорить сегодня.

Почему ты мне не веришь!?

3. Составьте сочетания типа «имя прилагательное + имя существительное» со следующими словами: … кофе, … шампунь, … простыня, …кенгуру, …Сочи, …эскимо, …такси.

4. Выпишите словосочетания, в которых глагол употреблен в переносном значении:

играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подает надежды, сердце шепчет, подает пальто, проглотил язык, солнце светит.

5. Выделите словосочетания из приведенных пар слов:

ночь темная, костюм из шерсти, в весеннем лесу, сладкий сок, ушки на макушке, ходит тихонько, девочки сели отдохнуть, выстроил снежный.

6. Определите главные слова в словосочетаниях:

пушистый снег, под корой деревьев, около пруда дорожка, ходить в лес, блеснула молния.


всего ___ час 20 мин.


Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Исследовательское задание

Задания:

1.Работа в группах. Рассмотрите картину В. Маковского «Первый фрак». Подумайте, какие реплики могли бы произносить герои картины. Составьте рассказ по картине. Придумайте и введите в рассказ диалог.



t1576490967aa.jpg

2группа: расставьте знаки препинания при диалоге:

__Добрый вечер_, _ _сказал на всякой случай Маленький принц.

__Добрый вечер_, _ _тветила змея.

__На какую это планету я попал?_

__На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.

__Вот как. А разве на Земле нет людей?_

__Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

3группа: исправьте диалог и оформите его как косвенную речь:


_Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.

_Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?

_Администратор Варьете Варенуха.

_Иван Савельевич? _ _адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?

_Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?

_Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

(Булгаков)

4 группа: готовит теоретические сведения на тему: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.


Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста, его структура и анализ. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.


Задания:

1.Определите вид синтаксической связи в предложениях:

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (Пауст.)

а) параллельная; б) цепная.

2. Определите вид синтаксической связи в предложениях:

Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.).

а) параллельная; б) цепная.

3. Укажите, в каком предложении назван абзацный зачин: 1.Погода мучила. 2.С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами, насыщенными водою, легшими на землю. 3.С утра Аверкий, порою покидавший свою телегу и добредавший до избы, обещал старухе, что опогодится. 4.Но к обедам опять заходили тучи, казавшиеся еще чернее от блеска солнца, меняли облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный дождь (Бун.).

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

4. Определите тип ведущей связи в предложении:

Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение (Пауст.).

а) бессоюзная; б) сочинительная; в) подчинительная.

5. Определите тип ведущей связи в предложении:

С давних пор велось так: если по дороге на Миллерово ехал казак один, без товарищей, то стоило ему при встрече с украинцами... не уступить дорогу, украинцы избивали его (Шол.).

а) бессоюзная; б) сочинительная; в) подчинительная.

6. Укажите число частей сложного предложения:

Не могу судить, много ли он знал, но он постоянно обнаруживал свои знания, так как хотел, чтобы и другие также знали. (А.Ч.)

а) 3; б) 4; в) 5.

7. Укажите правильные варианты расстановки запятых: Когда вспомню (1) что это случилось на моём веку (2) и, что ныне я дожил до короткого царствования императора Александра (3) не могу не дивиться быстрым успехам просвещения (4) и распространению правил человеколюбия. (А.П.)

А – 1, 2, 3, 4

Б – 1, 3

В – 1, 2, 3

Г – 1, 2


Лексика и фразеология

Тема: Лексические нормы. Лексические и фразеологические ошибки и их исправление.


Задания:

1. Речевые ошибки следующих выражений однотипны. Определите, какое явление лежит в их основе. Приведите собственные примеры подобных ошибок.


Свободная вакансия, кардиостимулятор сердца, внутренний интерьер, памятные сувениры, хвалебные дифирамбы.


2. Начните или закончите фразеологизм. Объясните значение и происхождение одного из восьми фразеологизмов. Определите вид ошибки, который допускают люди:

ахиллесова …

беречь как …

преткновения

кущи

в Лету

ложь во …

крокодиловы …

сор из избы


3. Разъясните значение словосочетаний:

белая зависть –

белый танец –

белое безмолвие –

белые воротнички –

белая Олимпиада –

белый континент –

4. Эти слова, кроме одного, объединены общим значение иноязычной основы порт- . Найдите лишнее.

портупея

портфель

портмоне

портвейн

портсигар

5. Даны пары синонимов. Укажите, в какой из пар отношения между синонимами не такие, как в остальных. Ответ аргументируйте.


вывоз – экспорт

словарь – лексикон

подъемник – лифт

сражение – битва

промышленность – индустрия


6. Подберите антонимы к словам:


освобождать - …

настоящий - …

гладко - …

возвышенность -…


7. Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения: птичий базар и птичий рынок. Приведите примеры.


8. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:


красивый, миловидный, хорошенький, неказистый, пригожий.


9. Составьте предложения или словосочетания, в каждом из которых был бы один из синонимов. Объясните разницу в их употреблении.


Интересный, забавный, занимательный.


10. Сравните по смыслу глаголы в каждой сроке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки:


Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовет – окликает, думает – соображает, теряет- находит.



Задания:

Выпишите из толкового словаря 4 слова с пометами «книж.», «спец.», «разг.», «прост.»; найдите 2 многозначных слова, 2 омонимических слова. Составьте с ними предложения.

Используя словарь иностранных слов, дайте определения иноязычным словам: брокер, дисплей, консенсус, панацея, конфронтация, инфантильный, деструкция, инцидент.


-Назовите основные уровни языка, охарактеризуйте их.

-Перечислите языковые дисциплины, изучающие различные уровни языка.

-В чем проявляется системность языка?


-Что изучает фонетика?

-Охарактеризуйте звуковой и фонемный состав русского языка.

-Что такое транскрипция? Назовите основные правила транскрибирования слов.


Задание:

Затранскрибируйте слова: сбить, лётчик, весть, сердце, лёгкий, увлекаться, редкость, доносчик, двенадцать, объявление, нянчить, расчёт, съестной, интервью.


-Перечислите основные фонетические средства выразительности речи.

-Что такое благозвучие речи?

-Что такое звукопись? Назовите основные приёмы звукописи.

Задания:

Проведите анализ стихотворений с точки зрения фонетических средств выразительности (Лермонтов «Русалка», Пушкин «Эхо», Тютчев «Весенняя гроза», «Слезы людские», Пастернак «Зимняя ночь»).

Отредактируйте предложения, чтобы устранить неблагозвучия:

Он был удостоен приза за завоёванную победу.

Краю крайне необходимы финансовые средства.

Число отчисленных в этом году увеличилось.

Мы направили документацию на реставрацию музея.

Гол голландцев в ворота французов решил исход матча.

Большинство жителей этого города вежливы в отношении друг к другу.


-Что изучает графика?

-Охарактеризуйте русский алфавит.

-Назовите основные принципы русской орфографии, охарактеризуйте их.

Задания:

Определите звуковое значение согласных букв:

с

сырой

просьба

сшить

сжать

с честью

серый

з

коза

взять

вяз

разжать

без шерсти

без числа

Произведите графический разбор слов «бульон», «лётчик».


-Что изучает лексика?

-Что такое прямое и переносное значения слова?

-Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения её происхождения. Какова причина появления в русском языке заимствованных слов?

-Что такое активный и пассивный запас языка? Что такое архаизмы, историзмы, неологизмы?

-Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы её употребления. Что такое диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы?

Задания:

Употребите слова в прямом и переносном значении: зерно, тепло, ветер, звезда, болото, луч, высокий, легкий.

Дайте русские синонимы иноязычным словам: аргумент, актуальный, доминировать, инертность, абстрактный, игнорировать, резолюция, позитивный,

Определите, какие из слов являются историзмами, а какие архаизмами: уезд, чело, выя, кольчуга, аршин, лепота, опричник, младой, внемлет, ярмо, десница, глаголить, ведать, льзя.


-Что такое синонимы, антонимы, омонимы?

-Какие художественные приёмы построены на синонимии? антонимии? омонимии?

Задания:

Составьте словосочетания со словами, докажите, что это омонимы: клуб, месяц, ключевой, бродить, печь, дробь, тушить, кран, вид, простой, долг, завод, побег, среда, брак, уход.

Подберите синонимы к словам: известный, смелый, кричать, смеяться, идти.

Подберите антонимы к словам в словосочетаниях:

t1576490967ab.gift1576490967ab.gif

хлеб

t1576490967ab.gif

ноша

сон

t1576490967ac.gift1576490967ac.gif

журнал

t1576490967ad.gif

вопрос

обморок

t1576490967ae.gift1576490967af.gift1576490967ae.gift1576490967af.gifсвежий –

t1576490967ae.gift1576490967af.gif

легкий –

глубокий –

ветер

аромат

озеро

взгляд

характер

знания

Найдите в текстах художественной литературы примеры градации, антитезы, оксюморона, каламбура.


-Что такое фразеологизм? Приведите пример фразеологизмов.

-Назовите основные признаки фразеологизма.

-Какова роль фразеологизмов в речи?

Задания:

Определите значения фразеологизмов: белая ворона, в два счета, валять дурака, как пить дать, язык без костей, ни зги не видно, рукой подать, засучить рукава, во весь дух, капля в море, взять себя в руки.

Подберите синонимы к фразеологизмам: куры не клюют, водить за нос, один на один, два сапога пара.

Подберите антонимы к фразеологизмам: кот наплакал, слова не вытянешь, жить душа в душу, чуть свет.

Исправьте ошибки в предложениях с фразеологизмами:

Это дело гроша выеденного не стоит.

У меня язык не поднимается сказать.

Это событие сыграло большое значение в его жизни.

Он не упал духом.

Все горят стремлением сделать как можно больше.


-Что изучает морфемика?

-Что изучает словообразование? Назовите основные способы словообразования.

-Приведите примеры словообразовательных средств выразительности речи. Для чего они используются в разговорной речи? в языке писателей? и публицистов?

Задания:

Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов: европейский, неисчислимый, антинаучный, беспрекословно, высокооплачиваемый, замдиректора, сердцебиение, перешёптываться.

Образуйте при помощи суффиксов формы с субъективной оценкой от слов: мать, дочь, брат, сестра, старик, город, дом, снег, комната.


-Что изучает морфология?

-Перечислите основные части речи русского языка.

-Что такое имя существительное? Назовите его основные грамматические категории.

-Что такое имя прилагательное? Его основные грамматические категории.

-Что такое имя числительное? Его основные грамматические категории.

-Какова стилистическая роль имен существительных, прилагательных и числительных?

Задания:

Определите род имен существительных: домишко, лебедь, прорубь, подмастерье, коллега, невежда, кенгуру, какаду, Тбилиси, Марокко, форель, пенальти, ООН, вуз, МХАТ, Сидоренко.

Поставьте существительные:

а) в форму именительного падежа множественного числа: директор, профессор, редактор, инженер, бухгалтер, торт, герб.

б) в форму родительного падежа множественного числа: грамм, носок, чулок, кочерга, ботинок, блюдце, грузин, валенок, сапог, крыльцо, платье, простыня, грабли, ясли.

3. Образуйте краткую форму прилагательных: хороший, светлый, умный, мудрый, мягкий, мужественный, бессмысленный, современный.

4. Запишите числительные словами:

Пароход с 468 пассажирами отошел от пристани.

Книга была иллюстрирована 34 рисунками и 29 чертежами.

Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль).

Стипендии были выплачены 1552 (студент).

Сделайте морфологический разбор выделенных слов:

Раздувая от нетерпения ноздри, старый конь подошел к лесничему.


-Что такое глагол? Его основные грамматические категории.

-Что такое причастие и деепричастие? Их основные грамматические категории.

-Что такое наречие? Его основные грамматические категории.

-Назовите служебные части речи. Для чего они служат?

-Какова стилистическая роль глагольных форм, наречий и служебных частей речи?

Задания:

Поставьте глаголы в форму второго лица множественного числа повелительного наклонения: ездить, нести, поить, мять, ставить, бить, лечь.

Образуйте от глаголов деепричастия: бежать, гаснуть, написать, сшить, быть, смотреть, сидеть.

Сделайте морфологический разбор выделенных слов:

Мы долго шли по размытой дождями дороге, пока за деревьями не мелькнул огонек. Тогда мы ускорили шаги, радуясь близкому ночлегу.


-Расскажите о правописании ннн в прилагательных и причастиях.

-Расскажите о слитном и раздельном написании частицы не с различными частями речи.

-Расскажите о правописании личных глагольных окончаний.

-Расскажите о правописании наречий.

Задания:

В каких словах пишется одна буква н, а в каких – две н?

Оловя..ая пуговица, пря..ый аромат, шерстя..ое одеяло, перекраше..ый стол, кипячё..ое молоко, невида..ое бедствие, юбка отглаже..а, кова..ый сундук, жаре..ая в масле рыба, рассея..ые взоры.

В каких словах не пишется слитно, а в каких раздельно?

(Не)гладкая поверхность; далеко (не)приятный разговор; (не)согласен с доводами; (не)законченный вовремя эксперимент; торопится (не)куда; живет (не)далеко, а близко; ему (не)здоровится.

Раскройте скобки, запишите наречия:

(До)нельзя, (в)тихомолку, (без)спросу, (с)маху, (на)расхват, (по)памяти, (в)открытую, (мало)помалу, (на)тощак, (на)лету, (в)догонку, (по)одиночке, (на)зубок.


-Что изучает синтаксис?

-Что такое словосочетание?

-Назовите основные виды связи между словами в словосочетаниях.

Задания:


Определите вид связи в словосочетаниях: находиться неподалёку, мокрый от дождя, заячьи слёзы, три яблока, уборка урожая, лететь навстречу, крайне медлительный, проверить его, возможность отдохнуть.

Поставьте существительное в нужном падеже: обидеться (слова), превосходство (люди), удивлён (выносливость), уверенность (успех), обрадован (возвращение), рецензия (книга), отзыв (фильм).


-Что такое предложение?

-Какие предложения называются односоставными? Назовите их основные виды.

-расскажите о классификации сложного предложения.

Задания:

Выделите грамматическую основу в предложениях, определите тип сказуемых:

Я здесь один.

Мы с бабушкой пошли в парк.

Многие были против.

Раза два принимался накрапывать дождь.

Решить задачу оказалось делом трудным.

Определите тип односоставных предложений:

Снова хотелось спать.

Вечерело. Горы были уже в тени.

Жаркий полдень. Духота.

Вели затопить камин.

Сделайте синтаксический разбор предложения; составьте его схему; определите типы придаточных предложений:

Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок на крыльце, не сразу понял, кто звонит.


-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями.

-Расскажите о постановке знаков препинания при вводных словах и предложениях; при сравнительных и уточняющих оборотах.

-Расскажите о постановке знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Задание:

Расставьте знаки препинания в предложениях:

Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю. Батальон незамеченный противником ворвался в тыл. Ветер свистя в ушах обдавал прохладой. Было должно быть уже поздно. Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. Справа у подножья горы расстилалось поле. Некоторые казаки в том числе и Семён встали и вытянулись. Мы решили сказал он остаться здесь ночевать. Поведение Нагульного все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые помалкивали. Я не могу понять почему обстоятельства сложились так что в семье где были мать и отец воспитывала мен бабушка.


-Что такое текст? Назовите основные признаки текста.

-Какова структура текста?

-Что такое сложное синтаксическое целое?

-Расскажите о способах связи предложений в тексте.


-Что такое функциональные стили речи? Перечислите их.

-В чём отличие разговорного стиля от книжных стилей речи?

-Расскажите о публицистическом стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).

-Расскажите об официально–деловом стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).

Задания:

Напишите автобиографию в официально-деловом стиле.


-Расскажите о научном стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).

-Расскажите о разговорном стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).

-Расскажите о стиле художественной литературы (цель, форма реализации, языковые средства).

-Расскажите о стилистических фигурах и тропах, используемых в языке художественной литературы.

Задание:

Проанализируйте отрывок из рассказа И. Бунина „Заря всю ночь” (с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор передаёт душевное состояние героини).


-Расскажите об этических нормах общения людей, речевом этикете. Назовите формулы речевого этикета.

-Расскажите об обращении в русском речевом этикете.

Задание:

Написать сочинение – размышление на тему: „Речевая культура человека – зеркало его души”.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.