Многофункциональное пособие для работы с детьми с ОВЗ «Домик веселого язычка»
Многофункциональное пособие для работы с детьми с ОВЗ
«Домик веселого язычка»
Название: Многофункциональное пособие «Домик веселого язычка»
Авторы: педагоги Рыськова Н.А., Мальцева О.С.
Образовательная область: «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность
Возрастная категория: дети с 3 до 7 лет
Актуальность
В последнее время заметно увеличилось число детей с речевыми нарушениями. Как следствие, появилась необходимость в поиске наиболее эффективного пути решения проблемы.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Поэтому в качестве нетрадиционного оборудования, способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде, нами было изготовлено многофункциональное пособие «Домик веселого язычка».
Актуальность данного методического пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает их заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, который можно использовать в соответствии с поставленной целью. Использование пособия зависит от задач педагога на конкретном занятии.
Цель: повышение эффективности логопедической работы, активизация речевых навыков, формирование у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления речевых трудностей.
Задачи:
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи, навыков связной речи;
- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
- развитие восприятия цвета, формы, размера;
- развитие внимания, восприятия, памяти, логического мышления.
Описание (инструкция по использованию пособия): Многофункциональное пособие «Домик веселого язычка» очень красочное, яркое; представляет из себя раскрывающийся чемодан с магнитной защелкой.
Пособие просто в использовании, одновременно им могут пользоваться 2-3 ребенка, также можно проводить индивидуальные занятия. Детям дается право самостоятельного выбора игры в данном пособии, где включены множество дидактических игр, учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка.
Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями, делая акцент на лексическую тему недели. Предметное зеркало снимается, моется, для артикуляционной гимнастики на липучки прикрепляются нужные картинки, их можно заменять. Процесс игры с данным пособием очень увлекательный, всегда будет проходить интересно, разнообразно и весело. «Домик» создает у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Пособие «Домик веселого язычка» мобильно, безопасно и с ним легко соблюдать гигиенические требования – для дезинфекции часть содержимого пособия можно мыть, рисунки, карточки можно кварцевать, для обработки пластмассовых предметов и рук есть одноразовые спиртовые салфетки.
Технологическая карта пособия
«Домик веселого язычка»
иллюстративный материал (артикуляционные, дыхательные упражнения, упражнения по лексическим темам).
«Лабиринт» (последовательное выполнение комплекса артикуляционной гимнастики)
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Материал: Карточки - схемы
Инструкция: Задача ребенка заключается в том, чтобы привести героя к финишу посредством выполнения комплекса артикуляционной гимнастики.
Зеркало для работы над развитием артикуляционной моторики, произносительной стороны речи.
Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики, автоматизация изолированных звуков и закрепление названий цветов, счета.
Материал: Игра представляет собой цветок с лепестками, внутри которых находятся разное количество бусин разного цвета.
Инструкция: Задача ребенка в данной игре-головоломке заключается в том, чтобы выбрать правильный лепесток и прокатить по нему бусинки. Одновременно можно отрабатывать изолированное произношение автоматизируемого звука.
«Дышалочка»
Цель: Развитие выработки более сильной, направленной, плавной воздушной струи; развитие речевого дыхания.
Материал: «Дышалочки» выполнены в виде трубочек с прикрепленными к ней ленточками, на концах которых привязаны маленькие колокольчики, а также в виде различных героев, окошка – для дыхательных упражнений.
Инструкция: Дети выполняют упражнения для выработки дифференцированного дыхания, для формирования длительного и плавного речевого выдоха, для формирования направленной воздушной струи, для развития физиологического дыхания, для развития речевого дыхания, для развития фонационного выдоха.
Игра-шнуровка «Башмачок»
Цель: развитие мелкой моторики рук детей через завязывание шнурков.
Материал: деревянный башмачок, шнурок
Инструкция: Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игрушки – скрепыши
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, быстроты реакции.
Инструкция: Детям за определенное количество времени предлагается соединить скрепышей в длинную цепь.
«Бусы для мамы»
Цель: развитие мелкой моторики рук детей через нанизывание колец на веревку.
Материал: пластмассовые колечки или бусины, веревка
Вязанный пальчиковый театр
Цель: развитие мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей
Инструкция: движения рук, связанные с включением деятельности пальцев, необходимы для развития ребенка. Они не только способствуют речевому развитию, но и оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, формируют навыки невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память.
Во время выполнения практических упражнений с различными играми из многофункционального логопедического пособия «Домик веселого язычка» в работу включаются различные группы мышц, происходит коррекция и развитие мелкой моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Дети воспринимают задания как увлекательную игру, которая вызывает у них положительные эмоции и помогает сформировать усидчивость, внимательность и умение точно выполнять инструкции взрослого, что в результате помогает улучшить усвоение необходимого материала