Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Речецветик»
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Речецветик»
Тип программы: модифицированный
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Составитель: Максимова Федора Марковна,
педагог дополнительного образования
Мирный, 2019
Пояснительная записка
Дополнительная коррекционная общеразвивающая программа студии «Речецветик» для детей дошкольного и младшего школьного возраста составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции развития дополнительного образования детей (Утв Пр РФ от 04.09.2014г. №1726-р), Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей педагогики и психологии.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников и детей младшего школьного возраста, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие социально-психологические качества ребёнка, как умение войти в детское общество, умение действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться (по Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.), становятся важными в формировании личности ребёнка. Особое внимание уделяется воспитанию любви к родителям и родным; формированию уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, к труду, формируются представления о доброте, дружбе. Народные сказки, загадки, поговорки помогают раскрыть характеры героев, дети учатся рассуждать о добре и зле. Самой главной задачей программы является развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей учащихся, развитие мышления, памяти.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14, что позволяет избежать переутомления. Работа со сказкой, стихотворениями способствует развитию речи, расширяет кругозор. На занятиях дети через ситуации, сюжеты овладевают навыками логичного и последовательного построения описания, умением задавать вопросы; В игровой, театрализованной форме дети развивают навыки связной речи, навыки пересказа небольших литературных произведений. Программа так же направлена на выравнивание речевого развития детей с нарушениями речи и звукопроизношения, двуязычных детей и детей с ОНР (общим недоразвитием речи), при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся звуковой, смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. В последнее время число речевых расстройств у детей неуклонно растёт, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом, соответственно, развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения, поэтому можно сделать вывод о том, что среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи. При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы данные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на один компонент – фонетический, при котором преимущественно отмечается неправильное произношение звуков (фонем); или затрагивает еще и фонематические процессы, когда нарушается не только устная речь, но и также письмо и чтение. Поэтому одной из основных задач программы является коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие фонематического слуха и развитие устной речи. Так как речь формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, речевая недостаточность у детей влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации вплоть до проявления невротических реакций, тревожности и фобий. Уровень речевого развития является одним из критериев успешности ребёнка в детском саду и в школе. Программа «Речецветик» позволит обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств детей, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, что позволит развить коммуникативную способность детей (умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми), речевую готовность (сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи, профилактика дисграфии и дислекции), что станет одним из главных условий адаптации ребёнка в обществе.
Л.С.Выготский, советский психолог, основатель исследовательской традиции изучения высших психических функций человека, писал «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Актуальность.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные нарушения звукопроизношения, которые являются нормой его становления, наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в школу теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения. Невозможность получения необходимой и адекватной логопедической помощи приводит к тому, что в период начального обучения дети испытывают специфические (и часто весьма серьезные) трудности как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы в целом, нередко именно вследствие нарушений речевого развития, попадая в разряд неуспевающих учеников. На сегодняшний день требования к структуре основной общеобразовательной программе таковы, что итоговыми результатами реализации образовательной программы являются интегративные личностные качества ребенка: физическое развитие, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, общительность. А успешная реализация образовательной программы возможна только при овладении ребенком средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Чтобы принимать живое, активное, заинтересованное участие во всех мероприятиях, проектах и в образовательной деятельности нужно владеть речью, правильно произносить звуки, уметь договариваться, обмениваться мнением и т.д. Ведь важнейшим показателем готовности ребенка к школьному обучению является его речевое развитие. От уровня понимания речи учителя, текста учебника во многом будет зависеть быстрота адаптации ребенка к новым для него школьным условиям. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов зачастую являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Важно понимать, что правильная речь - залог успешного освоения грамоты и чтения. Становление многих основных школьных умений так же непосредственным образом связано с качеством звуковой культуры, грамматически правильно построенной речью. Так как письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и нарушением фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Участвуя в спектаклях, представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки; усваивают родную речь, её звучание, гармонию; преодолевают застенчивость, получают эстетическое наслаждение. Учитывая все эти факторы, для качественного речевого и коммуникативного развития детей разработана дополнительная коррекционно-образовательная программа «Речецветик», которая позволит детям овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения; воспитать звуковую культуру, приобщить к словесному искусству, интерес к книге через знакомство с художественной литературой и развить у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам детского коллектива, справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Педагогическая целесообразность
Педагогической целесообразностью данной образовательной программы является то, что программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников и младших школьников, всестороннее развивать их интеллектуально – волевые качества, дает возможность сформировать у детей психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Таким образом, программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения, в соответствии с целями и задачами помогают организовать образовательного процесс и в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий выполнять коррекционные и развивающие задачи. Навыки общения во время и вне занятий способствуют развитию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Различные формы, виды и приемы работы позволяют разнообразно построить систему коррекционно – развивающей работы. Это артикуляционные и пальчиковые упражнения, сюжетные и ролевые игры, чтение и пересказ текстов, фонематический анализ и логопедические игры, знакомство с букварем, повторение и закрепление основных грамматических правил, декламирование стихов, знакомство с литературными произведениями, театрализованные представления оказывают свое благотворное влияние на интеллектуальное, познавательное и речевое развитие ребенка.
Отличительные особенности
Данная дополнительная образовательная программа отличается от программ других авторов и педагогов тем, что она дает возможность каждому обучающемуся развиваться, овладевая связной и грамматически правильной речью, навыками речевого общения, обеспечивая позитивное эмоционально- личностное и социальное развитие. То есть, приоритетным направлением программы является речевое развитие. Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с недостатками в речи и в произношении, основывается на онтогеническом принципе, позволяет опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие. Фундаментом реализации этих целей является речь – стержень эмоционально-личностного и умственного развития ребенка, и прежде всего речь устная. Поэтому направление «Речевое развитие» выдвинут в программе студии на первый план. Связано это еще и тем, что среди детей много детей –билингвов, двуязычных детей. Как правило, эти дети плохо говорят на русском языке или знают на низком бытовом уровне. Поэтому развитие связной речи и речевого общения является одной из главных задач студии. Кроме этого, в последнее время увеличилось число детей, имеющих дефекты речи, отставания в речевом развитии родного языка. А овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Первостепенные задачи студии: научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о русском языке, литературе, обогатить речь, внимание, интерес к речи. Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни. Так как правильная речь – это один из главных показателей готовности к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети страдающие недоразвитием речи и нарушением фонематического слуха встречают огромные трудности в школе.
Целью данной программы является развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей, коррекция звукопроизношения, выравнивание речевого развития на основе театрализованных представлений художественных произведений и всестороннего гармоничного развития; развить и усовершенствовать природные речевые и голосовые возможности обучающихся, сформировать у ребёнка любовь к родному языку, культуре речи и произношения и тем самым воспитать творческого, свободного человека, способного жить в гармонии с самим собой, природой и окружающими людьми.
Задачи:
Развитие общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирование и совершенствование лексического состава языка и грамматического строя речи, развитие связной речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, артикуляционной, тонкой и мимической моторики.
Ознакомление с элементами грамоты (первый год обучения)
Дать представление о мире, приобретение умения ориентироваться в нем, приобщать к культуре прошлого и настоящего, любить родной край, уважать старших.
Развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания.
Развитие связной речи и речевого общения. Дать первоначальное понятие о русском языке, литературе, обогатить речь, внимание.
Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучению грамоте.
Воспитать желание чётко, грамотно, точно выражать свои мысли.
Развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма.
Познакомить с общими вопросами речевого искусства.
Ознакомление с компонентами актерской выразительности.
Работа над исправлением дикционных недостатков.
Воспитать культуру общения в социуме.
Программа рассчитана на детей в возрасте с 6-9 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Итого: 216 часов в год.
Формы организации занятий:
Беседы
игры
экскурсии
индивидуальные и творческие задания
наблюдения
чтение литературы
конкурсы
игра-путешествие
разработка проектов
сочинение сказок, историй для постановок
Методы
Практический (упражнения)
Наглядно-иллюстративный
Словесный
Объяснительно – иллюстративный (показ, объяснение).
Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
Исследовательский (самостоятельное исполнение, декламирование, оценка).
Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Формы отслеживания результатов:
мониторинг
выступления
викторины
научно-практические конференции
проекты
отчёт педагога, заметки на сайте, в СМИ, отзывы родителей.
Форма подведения итогов:
Теоретическая часть
тестирование
обследование
заполнение индивидуальной карты
опрос
наблюдение
сочинение
Практическая часть
конкурсы
викторины, сочинения
участие в НПК
олимпиады
пересказы
составление рассказа на заданную тему
театрализованные представления
концерты
конкурсы чтецов
инсценировки и т.д.
Программой предусматривается также:
совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
посещение музеев, выставок;
творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
творческие конкурсы.
Прогнозируемые результаты:
1 год обучения
К концу учебного года дети могут:
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса;
Пользоваться в общении с взрослыми и сверстниками стандартизованными словесными формулами словесной вежливости; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
Различать понятие звук, слог, слово, предложение. Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в логах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, по плану и образцу составлять рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной странице, набору картин с фабульным развитием действия;
Знать общие вопросы речевого искусства, нормы литературной речи, основные этапы работы чтеца над художественным произведением,
Уметь правильно произносить сложные слова и использовать их в активной речи;
Выполнять слоговой анализ слов из двух, трех слогов и подбирать слова с заданным количеством слогов;
Подбирать слова на заданный звук;
Дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости, уметь правильно называть все буквы русского алфавита звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования;
Различать компоненты актерской выразительности,
Уметь разыгрывать сценки по знакомой сказке, прогнозировать ролевое поведение и обогащать игру новыми решениями;
Работать над исправлением дикционных недостатков,
Производить логический анализ произведения,
Совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному;
Выразительно декламировать стихи и инсценировать роли;
Вести концерты и участвовать в инсценировках.
Правильно произносить все звуки родного языка.
2 -3 год обучения
Усвоить понятие «слово» как части предложения, его лексического значения;
Практическое усвоение слов, обозначающие «живые», и «неживые» предметы;
Развить зрительное внимание и память;
Научиться графически изображать слова, обозначающие предметы;
Понимать значение понятия «предложение», правильно согласовывать в числе глагол с
именем существительным;
Чувствовать интонационную законченность предложения;
Уметь пользоваться предлогами в речи;
Знать и уметь способы образования различных звуков;
Научиться слышать и различать твердое и мягкое звучание согласных;
Выделять ударные гласные в слове;
Знать основные особенности сценической речи;
Знать основы русского стихосложения;
Знать принципы построения литературной композиции;
Уметь находить элементы характерного поведения персонажа в предлагаемых
обстоятельствах;
Свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить
от образа к образу, комбинировать их;
Сочинять и воплощать пластический образ;
Выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или
прозаическом материале;
Работать над текстом, добиваясь органичности чтения текста стихотворных произведений,
Работать над созданием и воплощением литературной композиции,
Уметь создавать яркие и точные образы;
Читать с листа или наизусть знакомое произведение, расставляя логические ударение;
Читать с листа незнакомое произведение, расставляя логическое ударение,
Уметь самостоятельно обогащать игровой сюжет;
Освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
Использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
Владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;
Знать теоретические основы актерского мастерства;
Вести концерты, читать литературные произведения на мероприятиях и конкурсах.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Дыхание. Голос. Просодика. Логические ударения. Логические паузы. Виды пауз. Игры на развитие внимания. Звук. Гласные и согласные звуки. Постановка звуков. Слоги. | 24 | 12 | 12 |
2. | Дикция. Артикуляционные упражнения. Игры на развитие фонематического восприятия. Слог. Постановка звуков. Автоматизация в слогах, словах, предложении. | 24 | 12 | 12 |
3. | Дыхание и голос. Логические ударения. Игры на развитие слухового внимания. Дифференциация согласных: мягкие и твердые звуки, звонкие и глухие согласные. Автоматизация звуков в скороговорках, пословицах, поговорках. | 36 | 16 | 20 |
4. | Логика текста. Игры на развитие воображения. Работа над предложением. Развитие связной речи. Освоение основных норм литературного произношения. | 36 | 16 | 20 |
5. | Освоение элементов словесного действия. Ритм. Интонация. Игры на освоение пространства. Лексические темы. Работа над текстом. | 24 | 6 | 18 |
6. | Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом. Игры на развитие мимики. Обобщения. | 36 | 12 | 24 |
7. | Ознакомление с литературными произведениями, писателями. Разучивание стихов, басен, пословиц и поговорок. Инсценировка сказок. Свободная декламация. Образ. Логика связанного текста. Прямая и косвенная речь. | 36 | 12 | 24 |
| Итого | 216 | 86 | 130 |
Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Звук. Гласные и согласные звуки. Слоги. Паузы. (24ч.)
Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Гласные и согласные звуки. Артикуляция звука. Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата. Постановка свистящих звуков. Автоматизация звука в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложении. Работа над слоговой структурой слова. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов. Логические паузы. Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Отработка практических навыков при работе с текстом.
2. Дикция. Слово. Постановка звуков. Автоматизация в слогах, словах, предложении. (24ч.)
Слово. Постановка звуков. Автоматизация свистящих звуков в слогах, словах, предложении. Дикция. Артикуляционные упражнения. Что такое артикуляция. Произношение звуков – гласных, согласных, йотированных. Игры на развитие фонематического восприятия. Работа над дикцией. Что такое дикция. Скороговорки. Алгоритм работы со скороговоркой. Отработка практических навыков при помощи разнообразных упражнений.
3. Темп речи. Дифференциация согласных: мягкие и твердые звуки, звонкие и глухие согласные. (36ч.)
Дифференциация согласных: мягкие и твердые звуки, звонкие и глухие согласные. Автоматизация звуков в скороговорках, пословицах, поговорках. Дыхание и голос. Освобождение от мышечных зажимов, развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, координационной связи между речевым дыханием и звуком. Игры на развитие слухового внимания. Логические ударения. Темп. Эмоционально-образная выразительность. Речевая перспектива. Отработка практических навыков при работе с текстом.
4. Логика текста. Работа над предложением. Развитие связной речи. (36ч).
Воспитание активного произвольного внимания к речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно. Вести диалог. Обучение составлению рассказов описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану, связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. Логика текста. Сюжет и композиция текста. Составные части композиции – завязка, развитие, кульминация и развязка. Типы композиций – статическая и динамическая.
5. Ритм. Интонация. (Лексические темы. 24ч).
Лексические темы. Работа над текстом. Освоение элементов словесного действия. Ритм. Интонация. Что такое ритм. Составляющие части ритма – ударные и неударные моменты речи. Отработка практических навыков при работе с текстом. Элементы интонации. Разнообразие интонационных оттенков. Отработка практических навыков при работе с текстом.
6. Жесты. Мимика. Обобщения. Образ. (36ч).
Обобщения. Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом. Логика поведения персонажа. Позиция. Воображение. Характеристика образа.
Игры на развитие мимики.
7. Логика связанного текса. Ознакомление с литературными произведениями. (36ч).
Логика связанного текста. Практическая отработка навыков. Основные типы логических отношений в связанном тексте и их значение. Перечисление. Последование. Противопоставление. Разъяснение. Развитие. Причинно-следственные отношения. Заключение. Разрыв. Что такое прямая речь. Ее особенности и значение. Что такое косвенная речь. Ее особенности и значение.
Учебно-тематический план
2-3 год обучения
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 12 | 6 | 6 |
2. | Театральные профессии. Актёрское мастерство. | 36 | 12 | 24 |
3. | Сценическая речь. Артикуляция и дикция. Дыхание и голос. | 36 | 12 | 24 |
4. | Театральная игра. Осанка. Мимика. Пластика. | 36 | 6 | 30 |
5. | Культура и техника речи. Речевая гимнастика. | 36 | 2 | 34 |
6. | Кукольный и настольный театр | 24 | 4 | 20 |
7. | Мысль и смысл. Весёлые сочинялки. | 36 | 8 | 28 |
| Итого: | 216ч | 50 | 166 |
Содержание учебного плана
2-3 год обучения
1. Вводное занятие. (12ч)
Решение организационных моментов. Игры на знакомство. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Обследование звукопроизношения. Диагностика творческих способностей обучающихся.
2. Театральные профессии. Актёрское мастерство. (36ч)
Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Актерское мастерство (овладение простейшими элементами сценической грамоты)
3. Сценическая речь. Артикуляция и дикция. Дыхание и голос. (36ч)
Выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек, приобретенных детьми еще в дошкольном возрасте; тренировка и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, небной занавески. Развитие слуховых восприятий и других сенсорных умений. Развитие навыков фонационного дыхания. Постановка речевого голоса. Коррекция звукопроизношения. Речь в движении. Конкурс чтецов.
4. Театральная игра. Осанка. Мимика. Пластика. (36.)
Основы театральной культуры. Беседы, направленные на расширение представлений о театре. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие артистической смелости. Индивидуальная работа по постановке голоса, по сценическому движению.
|
5. Культура и техника речи. (36ч)
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Работа над дикцией, чистотой произношения. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Конкурс басен И.А.Крылова с инсценировкой.
6. Кукольный и настольный театр. (24ч)
Происхождение куклы. Виды кукол. Музыка и образ. Слова и эмоции. Создание спектакля. Изготовление реквизита настольного театра. Репетиции. Разбор пьесы по основным событиям, разбор характеров действующих лиц. Выступление кукольного театра перед родителями.
7. Мысль и смысл. Весёлые сочинялки. (36ч)
Что такое мысль и смысл. И их различие. Отработка практических навыков при работе с текстом.
Подтекст и намерение. Исполнительская задача. Словодействие – осознание намерения. Убежденность исполнителя. Отработка практических навыков при работе с текстом. Монологи героев произведений. Концерт. Составление собственных сказок и историй. Составление рассказов. Главная мысль. Условие задачи данного текста. Творческий рассказ. Сценарий представления, праздника.
|
|
|
|
|
Основываться на развивающих методиках.
Выбор и использование методов определяется содержанием, целями и задачами коррекционного воздействия, индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игровой метод предполагает использование таких приемов, как показ, пояснение, указания, вопросы, моделирование. Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между объектами. Модель должна быть доступной для восприятия детьми данного возраста.
Графические модели, схемы используются при формировании звукового анализа и синтеза, при обучении слоговому и звуковому составу слова.
При обучении детей пересказыванию сказок, рассказов, стихов используются изображения животных, птиц, героев сказок и т.д. Так как основной задачей Программы является развитие речи, то в процессе занятий предусматривается развитие сенсорных функций: развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности и, прежде всего мышления, памяти, внимания, воспитание всесторонне развитой личности.
Занятия должны быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.
Учебно-методическое обеспечение
Для организации развивающей среды и методической оснащенности программы «Речецветик» требуются:
Технические средства обучения (компьютер, колонки для компьютера, микрофон)
Диски с обучающими, развивающими играми. В том числе для коррекции звукопроизношения, развития речи, знакомство с русским алфавитом, цифрами и т.д.
Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»
Компьютерная дидактическая игра — КДИ.
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III»
Записи сказок и детских советских художественных фильмов для детей.
Литература, учебно-методический комплекс, учебный инвентарь и оборудование
Зеркало с лампой дополнительного освещения;
Логопедический альбом для обследования звукопроизношения;
Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
Таблицы и кубики Зайцева;
Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
Музыкальные игрушки (бубен, дудочки, барабаны, погремушки);
Комплект зондов для постановки звуков;
Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики;
Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания ( свистки, дудочки, различные вертушки;
Предметные картинки по изучаемым лексическим темам;
Сюжетные картинки по лексическим темам;
Куклы для пальчиковой инсценировки;
Театральный реквизит (домик из картона, маски героев сказок, костюмы сказочных персонажей);
Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков;
Звучащие инструменты (бубен, металлофон, свистки, дудочки, колокольчики, маракасы), игрушки-заместители;
Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений;
«Волшебный мешочек» с мелкими предметами по лексическим темам;
Нищева Н.В. «Тетрадь для подготовительной логопедической группы детского сада» Москва «Детство-Пресс», 2010г.
Нищева Н.В. «Тетрадь №1 для подготовительной к школе логопедической группы детского сада», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2009г.
Нищева Н.В. «Тетрадь №2 для подготовительной к школе логопедической группы детского сада», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2009г.
Нищева Н.В. Домашняя тетрадь «Занимаемся вместе. Старшая группа. Часть№1» Часть №2, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2008г.
Литература для педагогов:
Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий» Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2006г.
Жукова Н.Е. «Пособие по обучению дошкольников правильному чтению», Москва, «Эксмо», 2011г.
Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Москва «Просвещение», 1991г.
Ивановская О.Г. «Логопедические занятия с детьми 6-7 лет», Санкт-Петербург, «Каро», 2004г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи», Москва 2003г
Корнев А.Н. «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи», Айрисс-Пресс, Москва, 2007г.
Лылова Л.С. «Фронтальные логопедические занятия», Воронеж, 2012г
Марцинкевич Г.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Волгоград, «Учитель», 2006г.
Никитина А.В. « 33 лексические темы». Санкт-Петербург, «Каро»,2008г
Никитина А.В. «Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром», «Каро», Санкт – Петербург, 2013г.
Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах» Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2006г.
Новикова Е.В. «Логопедическая азбука. От звука к букве», Москва, «Издательство Гном», 2004г.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
Смирнова Л.Н. «Обучение дошкольников чтению» Москва, «Мозаика-синтез», 2008г
Тарабарина Т.И. «Популярное пособие для родителей и педагогов», Ярославль, «Академия развития», 1996г.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития детей№, Владос, Москва, 2013г.
Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
Литература для детей:
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.