Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Лаборатория живописи» (3–5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Лаборатория живописи» художественной направленности. Программа направлена на обучение детей технике рисования масляными красками, знакомство обучающих с разнообразными способами и техниками. Программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от29.11.2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а так же с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"", уставом и нормативным актам МБУДО ЦТДиМр.п. Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Программа учебного предмета «Лаборатория живописи» разработана на основе традиционных технологий выполнения живописных работ в технике масляной живописи и с учетом требований, указанным в рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. №191-01-39/06) а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». В более старшем возрасте рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности. А если ребенок освоит технику «писать маслом», он станет не только художником, он станет мастером.
Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки - а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства, ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания - приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
Дополнительная образовательная программа художественной направленности.
Программа направлена на личностное развитие ребенка, развиваются в первую очередь аккуратность, чувство художественного вкуса, интерес к познанию разнообразных техник масляной живописи, ребята учатся работать в детском коллективе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 12 - 15 лет.
Программа,которая взята за основу: Автор: Пестрикова Н.А. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ». 2000г.
Новизна программы заключается в том, что она предполагает развитие навыковизобразительной деятельности и раскрытия творческого потенциала посредством технологии
масляной живописи. Программа призвана стать зоной эксперимента в освоении новыхпрактик с учетом лучших традиций художественного образования и потребностей учащихся,сприменением новых технологий и приспособлений: рисование мастихином, палочками, твердыми кистями.
Актуальность программы заключается в том, что через рисование масляными красками дети смогут прикоснуться к древнейшему искусству написание полотен маслом, узнать всемирно известных мастеров – живописцев. Эти незабываемые шедевры, до сих пор находятся в известнейших музеях всего мира (Третьяковская галерея, Лурв, Дрезденский музей и.т.д.). Живопись маслом развивает мелкую моторику рук, тренирует глазомер, стимулирует воображение.Свойства масла очень уникальны тем, что работа сохнет около 30 дней, и всегда можно вернуться, и что то изменить. Цветовая гамма очень разнообразна и очень отличается от работ написанных гуашью или акварелью. А если сказать в общем, то картины написанные масляными красками не выцветают, не портятся от солнца или воды, они долговечны.
Педагогическая целесообразность
Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного всестороннего развития детей старшего школьного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет раскрыть творческие способности учащихся, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом.
Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
Чтобы немного расширить понятие педагогической целесообразности я бы выделила еще три пункта:
1.Субъектами образования являются учащиеся от 12-15 лет и старше, ранее необучающиеся в художественном отделении. Обучаясь по данной программе учебногопредмета «Лаборатория живописи», учащиеся имеют возможность освоить одну из живописныхтехник, которая долгое время считалась уделом только профессионалов.
2 Личностно-ориентированное образование, обеспечивающее творческое и духовно-нравственное самоопределение, а также воспитание творчески мобильной личности,способной к успешной социальной адаптации.
3 Формы и виды занятий способствуют формированию творческой атмосферысотрудничества субъектов образования. Организация выставок, экскурсий, внеклассныхмероприятий способствует формированию художественно-эстетической среды, развитиюкоммуникабельности человека.
В результате прохождения курса программы «лаборатория живописи» ребенок получит
приобретенные в процессе рисования навыки, которые могут пригодиться ему во взрослой жизни:
-точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
-без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
-развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.
Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Адресат программы:
Рассчитана для детей 12 -15 лет.
Программа учебного предмета направлена на освоение учащимися технологии масляной живописи.
Срок реализации программы 1 год с освоением стартового уровня. Учебная нагрузка составляет 144 часов, 4 часа в неделю по 2 урока по 45 мин с перерывом 10-15 мин.
На занятиях используются следующие педагогические методы:
Рассказ.
Беседа.
Наглядные пособия.
Знание терминологии.
Метод показа.
Организация учебного процесса:
1) Живопись в один прием «алла прима» (allaprima) —метод, при котором живопись ведется таким образом, что при артистическом знании дела живописцем и благоприятных условиях произведение может быть закончено в один или несколько сеансов, но прежде чем краски успеют засохнуть. В этом случае ресурсы колорита живописи сводятся лишь к тем тонам, которые получаются от непосредственного смешения красок на палитре и просвечивания их на применяемом в дело грунте.
2) Живопись в несколько приемов — метод, в котором живописец расчленяет свою живописную задачу на несколько приемов, из которых каждому отводится специальное значение, намеренно с определенным расчетом или же вследствие больших размеров произведения и прочими причинами.
В этом случае работа расчленяется на:
прописку — подмалевок, в котором задача живописца сводится к прочному установлению рисунка, общих форм и светотени, колориту же или отводится второстепенное значение, или же он ведется в таких тонах, которые лишь в дальнейших прописываниях с поверх лежащими красками, дают искомый тон или эффект,
на вторую, третью и т. д. прописки, в которых задача сводится к разрешению тонкостей формы и колорита.
Этот второй метод дает возможность использовать все ресурсы масляной живописи.
Необходимо всегда выполнять основные правила живописи:
1) не наносить масляных красок толстыми слоями вообще и тем более красок, богатых маслом;
2) пользоваться в живописи всегда умеренно тянущим (масло) грунтом, равно как и подмалевком и вообще нижележащими слоями живописи, насыщая их маслом при недостаточном его содержании в последних.
Форма обучения – очная.
Фомы проведения занятий – аудиторные.
Формы организации занятий - в группах.
Цель:
Формирование основ художественной культуры средствами изобразительного искусства.
Задачи
Предметные:
Формировать представление о декоративно-прикладном искусстве, живописи через знакомство с скульптурой, архитектурой разных эпох и современным искусством;
Обучать техникам и приемам творчества в живописи.
Метапредметные:
Развивать зрительное восприятие, способности наблюдения, устанавливать сходства и различия, классифицировать предметы по форме и фактуре;
Развивать фантазию, художественно-эстетический вкус путем создания своих творческих работ.
Формировать коммуникативные навыки через обсуждение порядка организации групповых работ, анализ работ.
Личностные:
Воспитывать интерес к самостоятельной деятельности в направлении живопись, декоративно-прикладное искусство и лепка через проведение нестандартных форм занятий (экскурсии, игры, мастер-класс, ярмарка, конкурсы);
Воспитывать бережное отношение к своему труду и труду окружающих;
Воспитывать аккуратность и последовательность через организацию рабочего места, художественных материалов.
Учебно-календарный план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации |
1 | Введение | 2 | 2 | - | |
2 | Техника безопасности | 2 | 2 | - | беседа |
3 | Подготовка к работе. Подготовка холста. Эскиз | 4 | 1 | 3 | беседа |
4 | Великие мастера живописи. | 6 | 6 | | беседа |
5 | «Я- художник?» | 12 | 2 | 10 | беседа |
6 | «По следам наших предков!» | 12 | 4 | 8 | беседа |
7 | «Земля, храм жизни нашей!» | 12 | 2 | 10 | Викторина |
8 | Пейзаж. «Природы легкое прикосновение!» | 25 | 1 | 24 | Участие в конкурсах и выставках |
9 | «Ах эта улица, ах этот дом!» | 25 | 1 | 24 | |
10 | «О портрет, ты прекрасен!» Эмоциональный портрет. | 25 | 1 | 24 | |
11 | «Искусство будущего!» | 14 | 1 | 13 | |
12 | Подведение итогов. Выставка. | 3 | 1 | 2 | Викторина |
| ИТОГО | 144 | 24 | 120 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Введение (2)
«Давайте познакомимся».Ознакомление с работой на занятиях по рисованию, содержание и порядок работы. Проведение вводного инструктажа по Т.Б. Знакомство с материалами для уроков изобразительного творчества. Свобода в выборе. Знакомство с природными материалами. Свобода творчества, свобода в выборе изобразительного материала. Все уроки строятся на теоретической основе.
2.Техника безопасности(2)
Инструменты для работы с масляными красками. Пробное задание. Правила поведения в классе. Виды инструментов и ТБ при работе с ними. Подготовка к работе. Все уроки строятся на теоретической основе.
3. Подготовка к работе. Подготовка холста. Эскиз(4)
Теория - 1 час. Учащиеся начинают правильно готовить холсты для будущей работы масляными красками.
Практика 3 часа. Подготовка будущего эскиза.
4. Великие мастера живописи (6)
В этом разделе учащиеся узнают о великих мастерах живописи разных, эпох начиная с эпохи Античности, Возрождения, Классицизма и заканчивая Новейшим временем. Все уроки строятся на теоретической основе.
5.»Я-художник!» (12)
Теория -2 часа. Учащиеся собирают материал на тему «Человек – художник».
Практика - 10 часов. Учащиеся трудятся над собирательным образом. Практические работы на тему «Времена года», «Интерьер», «Мой друг». Итоговая работа в виде игры.
6. «По следам наших предков».(12)
Теория - 4 часа. Просмотр тематических фильмов про великих мастеров. В это время, учащиеся работают самостоятельным подбором материла для копирования.
Практика - 8 часов. Учащиеся выполняют несколько копий известных мастеров в разных техниках живописи маслом. Итоговая контрольная работа. Викторина.
7. «Земля, храм жизни нашей!»(12)
Теория - 2 часа. Просмотр тематических фильмов про великих мастеров. Поиск материала для конкурсных и практических работ.
Практика - 10 часов. Учащие выполняют несколько творческих работ на тему «Моя Родина!», « Мой дом.», «Моя семья.». Итоговая викторина.
8.Пейзаж. «Природы легкое прикосновение!»(25)
Теория - 1 час. Просмотр тематических фильмов посвященных пейзажу. Работы великих мастеров.
Практика - 24 часа. Выполнение самостоятельных работ на тему: «Лес, который я люблю!», «Лесные жители!», «Птицы, научите меня летать!», «Мир насекомых!», «Моря и океаны!». Итоговая самостоятельная работа на время.
9. «Ах эта улица, ах этот дом!».(25)
Теория - 1 час. Просмотр тематических фильмов про великих мастеров живописи.
Практика - 24 часа. Выполнение самостоятельных работ на тему: « Моя чудесная комната!», «Мои соседи!», «Мой двор, мой дом!», «Автопортрет». Итоговая самостоятельная работа на время.
10. «О портрет, ты прекрасен!».(25)
Теория - 1 час. Просмотр тематических фильмов про живописцев - портретистов. Практика - 24 часа. Выполнение нескольких самостоятельных работ на тему: «Кто я такой?!, «Мама», «Моя любимая бабушка!», «Незнакомец», «Человек будущего».Итоговая контрольная работа на время.
11. Искусство будущего. (14)
Теория - 1 час. Просмотр тематических фильмов.
Практика- 13 часов. Выполнение нескольких творческих работ на тему: «Человек, не с нашей планеты!», «Симпатичный малыш», «Старик», «Популярная личность». Итоговая творческая работа.
12. Подведение итогов. Выставка.(3)
Теория - 1 час . Награждение лучших учеников по итогам года.
Практика - 2 часа. Подведение итогов. Тестирование и диагностика. Итоговая выставка.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
-умение распознать мастеров античности и возрождения ( полотна Леонардо Да Винчи, Рембранта, МикеланжелоБуонаротти .и.т.д)
-будут анализировать и обобщать полученные знания (самовыражается в проецировании на полотне своегопсихологическое состояния).
Метапредметные:
- обогатят активный и пассивный словарь(дети смогут узнать полотна великих мастеров, распознать технику и художественное средство);
- научатся поисковой работе (поиск нужных материалов для составления докладов, сообщений и.т.д.).
Предметные:
- Будут знать технику рисования масляными красками (эскиз, подмалевок, законченная работа);
- научатся правилам поведения на занятиях( подготовка своего рабочего места, правила работы в коллективе);
- будут знать правила техники безопасности (техника безопасности при работе с масляными красками и разбавителями).
Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение программы: Педагог дополнительного образования - Токарева Анастасия Александровна.
Образование: Государственный Хабаровский краевой колледж искусств.
Специальность: художник- мастер декоративно- прикладного искусства.
Методическое обеспечение программы:
Для занятий по живописи:
1. Наглядные пособия (репродукции известных мастеров живописи).
2. Книги для начинающих художников(«Когда начинается художник» А.Д.Алехин, «Мастерская солнца» Игорь Смольников, и.т.д).
3. Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.
4.Технические средства: музыкальный центр; мультимедийный проектор; экран; ноутбук.
5. Стулья.
6. Мольберты
Форма аттестации:
Проводятся входящая, промежуточная и итоговая аттестация, в форме анкетирования, тестирования. В программе в качестве диагностических средств используются методы экспертной оценки: наблюдение, собеседование, анкетирование.
Форма представления результата.
Участие в выставках учреждения, районных и краевых, всероссийских и международных. Лучшие работы отбираются на конкурсах, проводящихся в объединении. Конкурсы, выставки, фестивали разного уровня, где демонстрируется уровень подготовки детей по программе.
Оценочный материал:
При оценивании учащихся я применяю различные тесты, викторины, беседы, опросники и творческие задания (Приложение № 1).
- применение образного и пространственного мышления, воображения, глазомера;
-уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- творческое мышление, проявление креативного творчества;
- формирование художественной культуры.
Формы подведения итогов реализации программы.
В течение года предусматривается участие в выставках учреждения, районных и краевых. Лучшие работы отбираются на конкурсах, которые проводятся в объединении. Конкурсы, выставки, фестивали разного уровня, где демонстрируется уровень подготовки детей по программе.
Класс | Первое полугодие | Второе полугодие | ||
Дата проведения | Форма аттестации | Дата проведения | Форма аттестации | |
2А | 24.12 | Тестовые задания | 26.05 | Тестовые задания |
3А | 23.12 | Викторина | 25.05 | Викторина |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баркова, Н.В. Владимир Переяславец (Тематическая картина. Портрет. Пейзаж.
Натюрморт.) / Н.В. Баркова. - М.: Советский художник, 2010. - 984 c.
2. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа / Н.П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2016. - 336 c.
3. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа / Н.П. Бесчастнов. - Москва: Машиностроение, 2012. - 334 c.
4. Бирч, Линда Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих / Линда Бирч. - Москва: Огни, 2017. - 224 c.
5. Герасимов, Андрей Андрей Герасимов. Русский пейзаж / Андрей Герасимов. - М.: Белый город, 2017. - 352 c.
6. Глинка, Михаил Горизонтальный пейзаж / Михаил Глинка. - М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2017. - 248 c.
7. Гуткнехт, Антон Пейзажи / Антон Гуткнехт. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 745 c.
8. Живопись маслом. - М.: ПаррамонЭдисионес / ParramonEdiciones, 2011. - 128 c.
9. Конецкий, Виктор Завтрашние заботы. Кто смотрит на облака. Путевые портреты с морским пейзажем / Виктор Конецкий. - М.: Лениздат, 2011. - 576 c.
10. Крошоу, Элвин Живопись масляными красками для начинающих / ЭлвинКрошоу. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2011. - 371 c.
11. Куликов, Владимир Живопись маслом. Пейзаж / OilPainting: Landscape: Textbook (+ DVD-ROM) / Владимир Куликов. - М.: Планета музыки, Лань, 2013. - 188 c.
12. Лучшие уроки. Масло и акварель. - М.: АСТ, ОГИЗ, 2015. - 604 c.
13. Мальцева, Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина ХIХ века. Часть 3 / Ф.С. Мальцева. - М.: Искусство, 2011. - 152 c.
Приложение № 1
Тест « Художественная память»
1.Какой из этих цветов не является «теплым»:
А) желтый;
Б) красный;
В) Оранжевый;
Г) синий
2. Какое определение наиболее соответствует понятию «воздушная перспектива»:
А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;
Б) изменение величины предметов зависимости удаленности их от точки наблюдения;
В) изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения;
Г) пропорциональное изменение предметов.
3. Основные цвета это…
А) красный,фиолетовый,зеленый;
Б) красный, синий, желтый;
В) желтый,синий,зеленый;
Г)желтый,синий,оранжевый.
4. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:
А) локальным цветом
Б) колоритом
В) контрастом
5. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности:
А) от общего к частному;
Б) от холодного к теплому;
В) от светлого к темному.
6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
А) контражурное
Б) фронтальное
В) боковое
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
А) абстрактная
Б) декоративная
В) реалистическая
8. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.
А) лепка формы
Б) цвето-тональные отношения
В) проработка деталей
9. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации:
А) реалистическая
Б) декоративная
В) абстрактная
10. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция.
А) декоративная
Б) абстрактная
В) реалистическая
Викторина
"Юный искусствовед"
внеклассное мероприятие по изобразительному искусству в 5-6 классах
ЗАДАЧИ:
Закреплять и систематизировать знания по изобразительному искусству;
Развивать внимание, память;
Воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству
В игре принимают участие команды по 6 человек (из каждого класса).
Каждая команда готовит эмблемы и приветствие.
Приветствие и эмблемы оцениваются по 5-бальной системе.
Далее за каждый правильный ответ и быстро выполненное задание начисляется по 1 баллу
Команды располагаются за сдвинутыми по два столами.
1 конкурс: «Разминка»
Назови авторов картин( команде выдаются конверты с репродукциями картин художников.
3 балла команде, которая справится быстрее.
2 балла команде, справившейся второй
1 балл команде, справившейся третей
2 конкурс « Эрудит»
1. Специальное помещение, музей для произведений изобразительного искусства. (Картинная галерея.)
2. Она бывает длинной и короткой, толстой и тонкой, горизонтальной, вертикальной и наклонной, прямой и кривой. Что это? (Линия.)
3. Этот предмет, необходимый для уроков изобразительного искусства, имеет маркировку Т, ТМ, М и т. д. Что это за предмет? Что обозначает эта маркировка? (Карандаш. Маркировка обозначает степень твердости: Т - твердый, М - мягкий и т. п.)
4. Назовите эпоху, в которую творил гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи. (Эпоха Возрождения.)
5. Когда мы рисуем, то изображаем на переднем плане предметы с отчетливо прорисованными мелкими деталями. Чем дальше предмет, тем менее он детализирован. Какой закон живописи мы соблюдаем? (Закон потери отчетливости контуров предметов при удалении.)
6. На переднем плане тень от деревьев или дома выглядит ярко, контрастно, на дальнем - контраст ослабляется. Ослабляется при этом и яркость цвета. Какой закон соблюдается в данном случае? (Закон воздушной перспективы.)
7. Живописные произведения, выполненные данными красками, отличает особая прозрачность красочного слоя. Назовите эти краски. (Акварель.)
8. Сейчас в продаже много открыток с шутливыми рисунками и веселыми надписями. К какому виду вы отнесете данные произведения? (Открытки-шаржи.)
9. Эти рисунки создаются линиями, чередованием светлых и темных пятен на белом фоне. Цвет в них вводится очень редко. Как называется этот вид изобразительного искусства? (Графика.)
10. Как называют художника, создающего рисунки к различным литературным произведениям? (Иллюстратор.)
11. Назовите имя художника, создавшего всего лишь несколькими линиями хорошо известный образ свободной миролюбивой птицы. (П. Пикассо, «Голубь мира».)+
12. Эта краска светлеет при высыхании, на бумаге создает бархатистую поверхность. Что это за краска? (Гуашь.)
13. Эти слова пришли из древнегреческого языка и в переводе обозначают «начальник строительных работ». Какие это слова? (Архитектура, архитектор.)
14. Эти крепостные сооружения до сих пор сохранились в некоторых городах России. Но наиболее известен такой архитектурный ансамбль, находящийся в Москве. Что же это за архитектурное сооружение? (Кремль.)
16.Где и когда зародилось искусство иконописи,(В Византии,IV век).
17.Из какой страны к нам пришла матрёшка?(Из Японии. Но в раскопка Др.Египта нашли статуэтки, вставляющиеся одна в другую как матрёшки, со скульптурно верезанными головами богов, например, Анубиса)
18. Какой цвет является символом возрождения, обновления, юности и молодости, надежды?(Зелёный)
19. Где и когда пейзаж появился как самостоятельный жанр?(В Китае,VIв. Выполнялся тушью на шелковых свитках)
20. Разгадайте ребусы.
3 конкурс : «Звездный час»
В течении одной минуты написать имена художников и назвать их по очереди.
5 баллов той команде, которая назвала больше имен.
4 конкурс: «Волшебная кисточка»
Участвуют все игроки по очереди. Каждый участник друг за другом, по очереди, с завязанными глазами рисуют:
Домик с трубой
Забор
Цветы
Облака
Солнышко
Дерево рядом с домом
5 баллов команде, чей рисунок более реалистичен
Подведение итогов. Награждение.
Викторина "Чем работает художник?"
Начало формы
1.
При работе с какими красками нужно использовать много воды?
акварель
гуашь
масляные краски
2.
Чем разводят масляные краски?
водой
специальной жидкостью
маслом
3.
Какие краски относятся к нежным, прозрачным?
масляные
гуашь
акварель
4.
Как называются изображения, выполненные акварелью, гуашью и масляными красками?
живопись
картина
набросок
5.
Какой из мелков очень мягкий?
восковой
пастель
уголь
6.
Что использует художник для создания воздушного и изящного изображения?
перо
кисть
палочку
7.
Из чего может лепить художник?
из металла
из пластилина
из камня
Календарно-тематический план
«Лаборатория живописи»
№ п/п | Дата | Тема | Краткое содержание занятия | Количество часов | Форма проведения занятия | Форма контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||||||
Введение (2) | ||||||||
1 2 | | Вводное занятие | «Давайте познакомимся» Ознакомление с работой на занятиях по рисованию, содержание и порядок работы. Проведение вводного инструктажа по Т.Б. Знакомство с материалами для уроков изобразительного творчества. | 2 | 2 | - | беседа | |
| | Техника безопасности (2) | ||||||
3 4 | | Правила поведения в классе. | Беседа с учащимися. | 1 | | 1 | Беседа, лекции, дискуссия | |
| Техника безопасности | Техника безопасности при работе с различными художественными средствами и разбавителями. | 1 | | 1 | Беседа, лекции, дискуссия | | |
| | Подготовка к работе. Подготовка холста. Эскиз(4) | ||||||
5 6 7 8 | | Подготовка холста к работе. | Учащиеся начинают правильно готовить холсты для будущей работы масляными красками. Подготовка будущего эскиза. | 4 | 4 | | Беседа, лекции, дискуссия, Творческое задание | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
| | Великие мастера живописи (6) | ||||||
9 10 11 12 13 14 | | Великие мастера живописи. | В этом разделе учащиеся узнают о великих мастерах живописи разных, эпох начиная с эпохи Античности, Возрождения, Классицизма и заканчивая Новейшим временем. | 6 | | 6 | Беседа, лекции, Творческое задание | Обсуждение |
| | «Я-художник!» (12) | | |||||
15 16 17 18 | | Раздел «я – художник» направлен на развитие воображения. | Учащиеся разрабатывают эскиз на темы «Человек – художник». | 4 | 3 | 1 | Беседа, лекции, дискуссия, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
19 20 | | | Практическая работа над собирательным образом. | 2 | 1 | 1 | Беседа, лекции, дискуссия, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
21 22 23 24 25 | | | Практические работы на тему «Времена года», «Интерьер», «Мой друг». | 5 | 5 | | Беседа, лекции, дискуссия, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
26 | | | Итоговая работа в виде игры. | 1 | 1 | | обсуждение выставка | обсуждение выставка |
| | «По следам наших предков».(12) | ||||||
27 28 29 | | Копирование работ известных мастеров живописцев. Просмотр тематических фильмов. | В это время, учащиеся работают самостоятельным подбором материла для копирования. | 3 | 1 | 2 | Беседа, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
30 31 32 33 34 35 36 37 | | | В практической части раздела дети выполняют несколько копий известных мастеров в разных техниках живописи маслом. | 8 | 8 | | Беседа, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
38 | | | Итоговая контрольная работа. Викторина. | 1 | 1 | | Беседа, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
| | «Земля, храм жизни нашей!»(12) | ||||||
39 40 | | Просмотр тематических фильмов посвященных Родине. | Подготовка эскизов для конкурсных работ. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
41 42 43 45 46 47 48 49 50 | | | В практической части раздела учащие выполняют несколько самостоятельных работ на тему «Моя Родина!», « Мой дом.», «Моя семья.». | 9 | 8 | 1 | Беседа, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
51 | | | Итоговая викторина. | 1 | 1 | | обсуждение выставка | обсуждение выставка |
| | Пейзаж. «Природы легкое прикосновение!»(25) | ||||||
52 53 | | Просмотры тематических фильмов великих мастеров - пейзажистов. | Теоретическая часть идет на подготовку материала для будущих работ. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 | | | Практическая часть отводится на выполнение самостоятельных работ на тему: «Лес, который я люблю!», «Лесные жители!», «Птицы, научите меня летать!», «Мир насекомых!», «Моря и океаны!». | 22 | 22 | | Беседа, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
76 | | | Итоговая самостоятельная работа на время. | 1 | 1 | | Беседа, практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение выставка |
| | «Ах эта улица, ах этот дом!».(25) | ||||||
77 | | Просмотры тематических фильмов. | Теоретическая часть занимает (подбор иллюстраций и материала). | 1 | 1 | | Практические занятия | Участие в выставках |
78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 | | | Практическая работа направлена на выполнение самостоятельных работ на тему: « Моя чудесная комната!», «Мои соседи!», «Мой двор, мой дом!», «Автопортрет». | 23 | 23 | | Практические занятия | Участие в выставках |
100 | | | Итоговая самостоятельная работа на время. | 1 | 1 | | Практические занятия | Участие в выставках |
| | «О портрет, ты прекрасен!».(25) | ||||||
101 102 | | Просмотры тематических фильмов о великих мастерах - портретистах. | Теоретическая часть занимает подбор фото. | 2 | 1 | 1 | Практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 | | | Практическая работа направлена на выполнение нескольких самостоятельных работ на тему: «Кто я такой?!, «Мама», «Моя любимая бабушка!», «Незнакомец», «Человек будущего». | 22 | 22 | | Практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
125 | | | Итоговая контрольная работа на время. | 1 | 1 | | Практические занятия | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
| | Искусство будущего. (14) | ||||||
126 | | Раздел направлен на развитие фантазии о будущем мире. | Теоретическая часть направлен на поиск иллюстраций. | 1 | 1 | | Беседа, лекции, дискуссия, Творческое задание | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 | | | Практическая работа направлена на выполнение нескольких творческих работ на тему: «Человек, не с нашей планеты!», «Симпатичный малыш», «Старик», «Популярная личность». | 12 | 12 | | Беседа, лекции, дискуссия, Творческое задание | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
141 | | | Итоговая творческая работа. | 1 | 1 | | Беседа, лекции, дискуссия, Творческое задание | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
| | Подведение итогов. Выставка.(3) | ||||||
142 143 | | Подведение итогов года и награждение лучших учащихся. | Подведение итогов. Тестирование и диагностика. | 2 | 1 | 1 | Беседа, лекции, дискуссия, Творческое задание | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
144 | | | Итоговая выставка. | 1 | | 1 | Выставка | Просмотр итоговых работ, обсуждение |
| | итого | 144 | 120 | 24 | | |
Конец формы